Оценка эффективности и результативности как инструмент мониторинга и контроля муниципальной программы

Введение

Анализ состояния муниципального управления в России выявляет противоречия между информационными потребностями органов управления и возможностями действующих систем их информационного обеспечения. Прогнозно-аналитическая информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой – как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации. Растущую потребность в информации о муниципальных образованиях испытывают и различные организации, интересы которых так или иначе связаны с муниципальной проблематикой. К их числу относятся ведомства, занимающиеся разработкой государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские, образовательные, общественные организации, выполняющие широкий спектр работ по муниципальной проблематике – от разработки методологии до практического содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне. Вместе с тем трансформация системы российской государственной статистики привела к тому, что сегодняшнее состояние муниципальной статистики далеко не удовлетворяет возрастающих потребностей в ней как в количественном, так и в качественном отношении.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день муниципальные целевые программы играют большую роль в социально-экономическом развитии как отдельно взятых регионов, так и России в целом. Изучив и проанализировав особенности формирования и реализации целевых программ можно сделать определенные выводы, которые помогут выявить слабые и сильные стороны современного подхода к муниципальному программированию и разработать рекомендации по совершенствованию данного подхода в дальнейшем. Объектом исследования являются муниципальные целевые программы социально-экономического развития муниципального образования. Предметом исследования является механизм реализации муниципальной социально-экономической политики с помощью разработки и принятия муниципальных целевых программ.

Цель – разработать предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере программирования и контроля.

Задачи:

§ раскрыть теоретические и нормативно-правовые основы оценки эффективности и результативности муниципальной программы;

§ дать характеристику муниципальной программы и провести оценку ее эффективности и результативности;

§ разработать предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере программирования и контроля.

Информационной основой исследования являются Законы Российской Федерации, Постановления Правительства, Законы Псковской области, нормативно-правовые акты города Пскова, учебные пособия, интернет-ресурсы.

Теоретические и методологические положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, расширяют научные представления о содержании муниципального программирования социально-экономического развития как одного из важнейших инструментов управления местной экономикой. Тем самым существенно дополняется и уточняется методологическая основа применения программно-целевых методов в управлении развитием муниципального образования.

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы оценки эффективности и результативности муниципальной программы

Оценка эффективности и результативности как инструмент мониторинга и контроля муниципальной программы

Оценка эффективности целевых программ – комплексная, многокритериальная система, основанная на принципах экономического, методологического и статистического анализа, направленная на выявление степени достижения цели и задач программы, а также определения отдачи от вложенных ресурсов.

Оценка предусматривает оценку эффективности, то есть соответствие результатов и затрат, и результативность, то есть оценку степени достижения цели. На рис.1.1 изобразим этапы оценки целевой программы.

Оценка эффективности и результативности как инструмент мониторинга и контроля муниципальной программы - student2.ru

Рис.1.1. Этапы оценки целевой программы

Рассмотрим что включает в себя каждый этап.

1) Определение целей оценки (для оценки эффективности исполнения бюджетных средств, для оценки результативности, для оценки влияния социально-экономической системы, для оценки процесса);

2) Анализ параметров оценки (соответствие программы приоритетом социально-экономического развития, выполнение программных мероприятий, достижение целей и результатов);

3) Расчет частного и интегрального характера количественной оценки целевой программы;

4) Перевод количественной оценки в качественную;

5) Определение условий:

а) когда программа эффективна;

б) условия, при которых цели можно считать достигнутыми;

в) условия, при которых программные мероприятия можно считать выполненными;

г) условия, когда программу можно считать завершенной;

д) условия, когда бюджетные условия можно считать эффективными.

Цель и задачи мониторинга реализации документов стратегического планирования.

Целью мониторинга реализации документов стратегического планирования является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.[4]

Основными задачами мониторинга реализации документов стратегического планирования являются:

1) сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации;

2) оценка степени достижения запланированных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) оценка результативности и эффективности документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления;

4) оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования и ресурсов, необходимых для их реализации;

6) оценка уровня социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и состояния национальной безопасности Российской Федерации, проведение анализа, выявление возможных рисков и угроз и своевременное принятие мер по их предотвращению;

7) разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования.[3]

Основным документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является ежегодный доклад Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Порядок разработки данного доклада определяется Президентом Российской Федерации.[13]

Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, являются:

1) на федеральном уровне ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и доклады о реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти;

2) на уровне субъекта Российской Федерации ежегодный отчет высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.[11]

Порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, определяется:

1) на федеральном уровне нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

2) на уровне субъекта Российской Федерации законодательством субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования муниципальными нормативными правовыми актами.

Документы, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, подлежат размещению на официальных сайтах органов, ответственных за разработку документов стратегического планирования, и общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети "Интернет", за исключением сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.[8]

Задачи контроля реализации документов стратегического планирования.

Контроль реализации документов стратегического планирования осуществляется в порядке, определяемом:

1) на федеральном уровне федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

2) на уровне субъекта Российской Федерации законодательством субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования муниципальными нормативными правовыми актами.[6]

Порядок осуществления контроля реализации документов стратегического планирования.

Контроль реализации документов стратегического планирования осуществляется в порядке, определяемом:

1) на федеральном уровне федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

2) на уровне субъекта Российской Федерации законодательством субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования муниципальными нормативными правовыми актами.[4]

Наши рекомендации