Фундаментальные концепции управления как теоретическая база логистики

Лог-ка опирается на сов-ть концепций упр-ия: конц. общих затрат, компромиссов, всеобщего управл. кач-ом, цепочки ценностей, предотвращения подоптимизации, финансовых обменов .

· Концепция общих затрат: все затраты на производство и распределение продукции рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня качества товаров и обслуживания потребителей. Они формируются под воздействием различных факторов: объем продукции, накопленный опыт (по кривой опыта), степень вертикальной интеграции компании, технология, широта ассортимента изделий или услуг. Под воздействием одних факторов производства и распределения продукции затраты могут увеличиваться, а под воздействием других — уменьшаться или оставаться на прежнем уровне. Задача заключается в нахождении такого варианта, при котором общие затраты окажутся наименьшими.

· Концепция компромиссов состоит в примирении конфликтных целей, позволяющем добиваться наиболее эффективного распределения ресурсов в логистической системе. Изменения издержек в каждой из подсистем, сравниваются между собой и сопоставляются с получаемыми вариантными общими издержками всей системы. Концепция компромиссов применяется на нескольких уровнях управления логистической системой, где возникают следующие основные виды компромиссов: межфункциональные (закупки—производство—распределение), межоперационные (складирование—перевозки), межвидовые (связанные с использованием различных видов транспорта, каналов распределения), межтиповые (использование собственного или привлеченного вида транспорта для доставки готовой продукции).

· Концепция всеобщего управления качеством (TQM) предполагает участие всех работников предприятия (организации) в решении задачи повышения качества на всех стадиях производства и распределения продукции. Ее реализация позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и на основе выгоды как каждого работника предприятия, так и общества в целом. Качество признано важнейшим фактором в конкурентной борьбе. Например, эффективность всеобщего управления качеством в японских компаниях обеспечивается различными приемами и мероприятиями: небольшими размерами выпускаемых партий товаров, минимальными запасами незавершенного производства, ежедневной проверкой состояния оборудования, четкой административно-хозяйственной работой, функционированием кружков качества.

· Концепция цепочки ценностей основывается на том, что каждое предприятие — это часть цепочки ценностей, начинающейся от периодической таблицы элементов и завершающейся окончательным превращением изделия в пыль или через повторную переработку отслуживших продуктов труда возвращающейся к истоку нового цикла цепочки ценностей. Согласно этой концепции деятельность предприятия можно разделить на два вида — технологическую и экономическую, через взаимодействие которых достигается коммерческий результат. Цепочка ценностей компании представляет собой систему взаимозависимых видов деятельности. О связи между ними можно судить по тому, что способ выполнения одного вида деятельности влияет на издержки или эффективность других видов деятельности. Такие связи часто предполагают альтернативность выполнения видов работ, нуждающихся в оптимизации. Именно оптимизация обусловливает поиск компромиссного решения. Например, использование высококачественного продукта и более дорогого сырья способно снизить стоимость послепродажного обслуживания изделия.

Предприятие может поддерживать устойчивое конкурентное преимущество за счет лидерства в затратах. Лидерства добивается производитель, который предоставляет потребителям продукцию за ту же стоимость, что и конкуренты, но дающую большую ценность, или продукцию равной ценности, но за меньшую стоимость.В логистике движущийся материальный поток представляется как цепь поставок, в которую включены все поставщики и покупатели определенного вида продукции. Целью управления цепью поставок является достижение такого положения, при котором весь процесс поставок (от источников исходных материалов до поставки конечного продукта) осуществлялся бы своевременно, при минимальных затратах и с обеспечением необходимого уровня обслуживания.

· Концепция предотвращения подоптимизации исходит из того, что совершенствование отдельной функции за счет нахождения оптимального варианта взаимодействия с другими функциями должно обеспечить повышение эффективности функционирования всей логистической системы. Например, низкие тарифы на перевозку скоропортящихся грузов сами по себе, без увеличения скорости доставки не могут уберечь от значительных потерь.

· Концепция финансовых обменов основывается на том, что замена одних операций другими в процессе создания и распределения продукции отражается увеличением первых затрат и уменьшением вторых. Критерием замены должно выступать сокращение совокупных затрат. Например, экономия времени, получаемая при использовании авиационного транспорта, который обеспечивает быструю доставку груза, может сочетаться со значительными затратами времени на оформление заказа, в то время как использование автомобильного транспорта, намного более экономичного с точки зрения обработки заказа, обеспечивает относительную экономию общих издержек.

Вопрос 16. Классификация моделей и методов теории логистики

В соответствии с данной классификацией (Лукинский) модели разделены на три класса: первый класс (I) включает модели и методы, предназначенные для решения задач в условиях определенности, без ограничений со стороны внешней среды; второй класс (II)- в условиях риска и неопределенности, но без конкуренции; третий класс (III) - модели и методы решения логистических задач в условиях конкуренции (рис. 4.3).

      III класс: с учетом ограничений (конкуренция)
    II класс: в условиях риска и неопределенности  
I класс: без ограничений со стороны внешней среды, в условиях определенности  
  Виды Группы  
А Б
1. Модели, охватывающие отдельные логистические операции и/или функции 1А. без оптимизации 1Б. С использованием оптимизационных процедур
2. Модели, охватывающие две или более логистических операций и/или функций 2А. однокритериальные задачи 2Б. Многокритериальные задачи
3. Модели логистических систем (каналов, сетей) 3А Анализ систем; оценка эффективности 3Б. Синтез (проектирование)  
   
                   

Рис. 4.3. Классификация моделей и методов логистики[1]

Дальнейшая декомпозиция предусматривает введение трех видов моделей и методов. Модели и методы 1-го вида охватывают отдельные логистические операции и (или) функции; модели и методы 2-го вида – две и более логистических операций и (или) функций; модели и методы 3-го вида предназначены для охвата всей логистической системы (цепи, канала). Для каждого вида предусмотрено деление на две группы: группа А включает простые (симплексные) модели и методы, группа Б – более сложные.

К группе А первого вида (модели 1АI) относятся:

· выбор логистических посредников (поставщика, перевозчика, экспедитора, типа транспортного средства и т.д.);

· определение номенклатурных групп (ABC, XYZ);

· детерминированные модели управления запасами;

· модели принятия решений типа «сделать или купить»;

· модели определения потребностей, основанные на теории восстановления и другие.

Ко второй группе Б первого вида (1БI) отнесены модели, использующие оптимизационные процедуры, в частности, линейного программирования.

К моделям и методам 2-го вида (2АI, 2БI) относятся:

· определение оптимальной величины заказа (закупочная и складская Л)

· алгоритмы управления запасами (закупочная, складская и транспортная Л)

· формирование номенклатуры и ассортимента распр.-х и торговых центров различных уровней;

· модели управления многономенклатурными запасами;

· выбор вида транспорта и способа перевозки.

Модели третьего вида включают все элементы логистической системы (сети, цепи или канала). Первую группу составляют модели анализа издержек (функционально-стоимостной анализ), времени цикла исполнения заказа, качества сервиса с последующим реинжинирингом логистических систем; вторая группа – модели синтеза или проектирования логистических систем с использованием принципов «минимизации общих логистических издержек» или «экономических компромиссов» с учетом нескольких критериев, на основании которых можно делать выводы об эффективности логистической системы.

Вопрос 17. Основные методологические принципы логистики

Принципы логистики опираются на фундаментальные об­щенаучные методы и подходы концепции управления, учиты­вают логистическую среду, а также организационное, техноло­гическое, экономическое и информационное единство потоко­вых процессов во всем цикле воспроизводства.

Организационное единство мат. и тов. по­токового процесса обеспечивает юридическое право определен­ного субъекта организационно (административно) управлять всем циклом потокового процесса производства и распределе­ния продукции.

Техническое единство потокового процесса определяется технической структурой предприятия (организации) либо объе­динения предприятий (корпорации), их предметной специали­зацией, технологическим процессом производства и реализа­ции готовой продукции.

Экономическое единство потокового процесса проявляется в общности конечного экономического результата субъекта логистики.

Информационное единство потокового процесса обусловли­вается тенденциями общественного развития. В современных условиях таковыми являются информационные технологии, интеграция, глобализация.

К основным методологическим принципам логистики мож­но отнести

♦ Системность проявляется во взаимосвязи и взаимодей­ствии всех элементов логистической системы для достижения единой цели управления. Рассмотрение объекта и предмета логистики в пространстве и во времени.

♦ Глобальная оптимизация, или эмерджментность.

Эмерджентность (англ. возникновение, появление нового)— наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. пример: компьютер это совокупность составляющих, но если их просто свалить в кучу, не сложив в систему, он работать не будет.

Эмерджментность —целевая функция реализуется только системой в целом, а не отдельными ее элементами. Про­стая сумма оптимальных решений, не гарантирует оптимальность логистической системы всего предприятия. Любая логистическая система должна рассмат­риваться сначала на макроуровне, т.е. во взаимодействии с ок­ружающей средой, а затем уже на микроуровне.

♦ Ориентация на общие затраты — учет всей совокупнос­ти издержек производства и обращения в потоковых процессах в логистической системе, достижение необходимого эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, материальных и финансовых затратах.

♦ Логистическая координация и интеграция. Для реали­зации цели (миссии) в управлении материальными, информа­ционными и финансовыми потоками необходимо согласованное (слаженное) участие всех звеньев логистической системы.

♦ Иерархия представляет собой тип структурных отноше­ний в сложных многоуровневых логистических системах, ха­рактеризующийся упорядоченностью и организованностью вза­имодействия отдельных уровней по вертикали.

♦ Моделирование и информационно-компьютерная под­держка. При анализе, проектировании и оптимизации объек­тов и процессов в лог системах и цепях широко ис­пользуются разл. эк-мат модели.Невозможна в настоящее время без Интернета и ИТ

♦ Обеспечение всеобщего качества. Надежность функцио­нирования и высокое качество работы каждого элемента логис­тической системы являются залогом общего качества товаров и услуг, предоставляемых конечным потребителям.

♦ Гуманизация всех функций и технологических решений определяет соответствие системы экологическим требованиям, охране окружающей среды, эргономическим, социальным, эти­ческим требованиям к работе персонала.

Устойчивость и адаптивность. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях пара­метров и факторов внешней среды (например, изменении конъ­юнктуры рынка, цен и тарифов). К значительным отклонениям логистическая система должна приспосабливаться, адаптиру­ясь путем трансформации модели, программы функционирова­ния, параметров, критериев оптимизации.

Вопрос 18. Понятие и классификация логистических систем

Система (от греч.целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Логистическая система – сложная организационно-завершённая экономическая система, которая состоит из элементов звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и /или внешними целями.

Цель— доставлять мате­риалы, мах подготовленные к производственному или личному потреблению, в необходимом количестве и ассорти­менте, в требуемое место, в установленные сроки с оказанием сервисных услуг в нужном объеме, при заданном уровне логис­тических издержек.

Центральным и наиболее трудным для исполне­ния является фактор времени. Потребитель продукции чаще всего отдает предпочтение системе, обеспечивающей доставку груза точно в срок и с минимальными издержками.

Эволюцию формирования логистических систем с постепенной интеграцией отдельных звеньев товародвижения условно делят на четыре временных этапа (табл. 5.1 ).

Наши рекомендации