Линейная структура управления

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Филиал «НИУ «МЭИ»» в г. Волжском

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Волжский 2016

Занятие 1.

ТЕМА: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУКА

Задание 1.Назовите 4 основных подхода к менеджменту и кратко их охарактеризуйте: период, основоположники, основной вклад школы.

1.___________________________ 2.___________________________

3.___________________________

4.______________

Какой из рассмотренных подходов на ваш взгляд является наиболее оптимальным в современных условиях (мини-эссе)?

______________

Задание 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Кто был основателем школы научного управления?

a. Ф.Тейлор

b. А.Файоль

c. Э.Мейо

d.С Гарнер

2. Кто был основателем административной школы?

a. Ф.Тейлор

b. А.Файоль

c. Э.Мейо

d. С Гарнер

3. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного управления?

a. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

b. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

c. определение функций и принципов эффективного менеджмента

4. Какова главная идея школы административного управления?

a. управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете

b. рациональное построение организации как иерархической структуры

c. для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления

5. Что понимал А.Файоль под единоначалием?

a. за выполнение одной задачи должен отвечать один менеджер

b. один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю

6. «Далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя» - это мнение относится к школе:

a. научного управления

b. административного управления

c. человеческих отношений

7. Особенностью административной школы является:

a. исследование наиболее эффективных методов проведения операций;

b. стремление к построению «идеальной» бюрократической системы;

c. организация взаимодействия внутри организации в соответствии с принципами А. Файоля;

d. построение организации в соответствии с принципом «единоначалия».

8. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

a. научное управление;

b. новая экономическая политика;

c. административное управление;

d. человеческие отношения.

Задание 3.Дайте определение понятий «Управление» и «Менеджмент». Проведите сравнительную характеристику.

1.Управление – это______________________________________________________________________________________2. Менеджмент– это______________________________________________________________________________________3. Сравнительная характеристика________________________________________________

_______________________________________

Задание 4.Заполните приведенную ниже схему:

Управление
_________________________________________
Цели управления
Задачи управления
_________________________________________
Функции управления
Принципы управления
_________________________________________
Методы управления
_________________________________________
__________________________________________ _________

Задание 5.Назовите основные элементы управления, приведите их характеристику и отразите их взаимодействие между собой:

Элементы управления Характеристика
 
     
     
     
     

Отразите их взаимодействие между собой:

Задание 6.Выберите правильный вариант ответа.

1. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является:

а) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных целей;

б) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий;

в) целеполагающей деятельностью в организации;

г) наборам, последовательно выполненных функций: планирование, организация, распоряжения, координация и контроль.

2. Какой прием существенно определяет успех ситуационного подхода к управлению?

а) руководитель умеет правильно прогнозировать ситуацию;

б) руководитель умеет предвидеть вероятные последствия принимаемых решений;

в) руководитель владеет средствами профессионального управления;

г) руководитель умеет увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями.

3. Выделите признак системного подхода к управлению:

а) система контроля принятых решений;

б) определенная последовательность целенаправленных действий людей;

в) система проведения производственных совещаний для выработки совместных решений;

г) система корректировки организационной структуры для выпуска конкурентоспособной продукции.

4. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в:

а) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром;

б) наличии взаимодействия с внешней средой;

в) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами;

г) замкнутость элементов системы.

5. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент»?

а) понятие «менеджмент» шире

б) понятие «управление» шире

в) понятие «менеджмент» значительно шире

г) эти понятия – синонимы.

Задание 7. Выберите правильный вариант ответа.

1. Что включает в себя понятие методологии управления?

а) методы управления;

б) совокупность методов изучения проблем управления;

в) логическая организация деятельности по управлению;

г) подход к управлению, концепция управления.

2. Что такое управление?

а) координация работы трудового коллектива;

б) передача командной информации из управляющей системы в управляемую;

в) взаимодействие управляющей и управляемой систем на основе обратной связи;

г) целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместного труда.

3. Какие способы воздействия включают экономические методы управления?

а) планирование, хозрасчет, директивное задание;

б) самоокупаемость, самофинансирование, платеж в бюджет;

в) ценообразование, кредитование, экономические санкции, экономическое поощрение;

г) состав экономических показателей, показатели, планируемые сверху, методические указания по расчету и использованию экономических показателей.

4. В чем специфика организационных методов управления?

а) они являются специфической группой методов, существующей и используемой наравне с другими методами управления;

б) методы централизованного управления, от их использования зависит хозяйственная самостоятельность предприятия;

в) методы административной деятельности, опирающиеся на принуждение и ограничение в противовес стимулированию;

г) организационные методы управления не предполагают выбора.

5. Какое из перечисленных действий вы отнесли бы к социально-психологическому методу управления?

а) руководитель ввел в действие новое положение по аттестации кадров;

б) принято решение о строительстве заводского профилактория;

в) изменен порядок оценки работы и премирования за высокое качество ее выполнения;

г) введена автоматизированная система контроля использования рабочего времени.

Задание 8.Подготовить эссе – «Роль самоменеджмента в моей профессии».

_________________

Перечислите этапы процесса самоменеджмента, используя данную схему:

Занятие 2.

ТЕМА: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. Контрольный тест №1

Задание 2. Заполните сравнительную таблицу

Таблица Сравнительный анализ типов характеров (Приложение 1)

Акцентуация характера Сходства Различия Особенности управления
могут управлять могут только подчиняться
Гипертимный          
Аутистический      
Неустойчивый        
Конформный      
Психастенический        
Застревающий      
Демонстративный        
Лабильный      
Циклоидный        
Гипертимный      

Задание 3.Изучите качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков и оформите в таблице.

Интеллектуальные способности Черты характера лидера Профессиональные навыки
     
     
     
     
     

Задание 4. Впишите в таблицу качества руководителя, способствующие успешной деятельности.

Личные Профессиональные Организаторские и деловые
     
     
     
     
     

Задание 5.Сгруппируйте правильные и неправильные утверждения.

1. Влияние – это вещественное и нравственное действие.

2. Власть является влиянием в сторону изменения поведения.

3. Власть руководителя не зависит от степени свободы подчиненного.

4. Власть не существует, если ею не пользоваться.

5. Власть является способностью, но не возможностью влиять на других.

6. Власть используется как социальный термин.

7. Понимание отношения власти ситуационно.

8. Авторитет строится только на неформальной власти.

9. Харизма не влияет на формирование личностной основы власти.

10. Личностная основа власти находится в руках вышестоящего начальника.

11. Основа власти – это то, через что определенная власть используется.

12. Специализация ограничивает экспертную власть.

13. Право на власть может быть единственным источником власти.

14. Право принятия решения как власть принадлежит только руководителю.

15. Вознаграждение и принуждение ослабляют власть.

16. Лидерство связывается с эффективностью влияния.

17. Лидер использует власть для достижения целей организации.

Правильные утверждения Неправильные утверждения
   
   

Задание 6.Выберите правильный вариант ответа:

1. Человека, проявляющего более высокий, чем остальные, уровень активности и влияния на принимаемые решения, ведущего за собой остальных, называют:

а) руководителем в) лидером;
б) менеджером; г) начальником.

2. Главной особенностью деятельности любого руководителя является:

а) престижность работы;

б) общение с людьми;

в) высокий авторитет;

г) владение частью акций предприятия.

3. Уважение, доверие, признание профессиональной компетентности со стороны сотрудников определяется понятием:

а) руководство;

б) статус;

в) авторитет;

г) власть.

4. К профессиональным качествам руководителя относятся:

а) компетентность;

б) общая культура;

в) умение планировать;

г) все перечисленные.

5. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:

а) сотрудничества;

б) приятельства;

в) соперничества

г) разделения сфер влияния.

Задание 7. Постройте схему управленческой деятельности, характеризующую цикличность процесса менеджмента. Поясните взаимозависимость и взаимопроникновение функций.

Задание 8.Составьте эссе: Правила построение деловой беседы_________________________________________________

Занятие 3.

ТЕМА: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 1.Изучите типовые формы устава ООО и договора об учреждении ООО. Выделите пункты данных документов, по которым необходимо принять одно из альтернативных решений. (Приложение 2)

Задание 2. Составить пошаговую инструкцию регистрации ООО.

__________________________________________

Задание 3. Согласно концепции жизненного цикла организация проходит в своей деятельности пять основных стадий. Укажите основные задачи управления организацией на каждой стадии.

Стадии развития организации Характеристика Основные задачи управления
рождение    
детство и юность      
зрелость      
старение      
ликвидация (возрождение)      

Задание 4.Используя данный макет, постройте схему, которая поясняла бы взаимосвязи и взаимоотношения внутренних переменных организации:

 
 
 
 
 

Задание 5. Систематизируйте факторы внешней среды предприятия

Факторы среды прямого воздействия Факторы среды косвенного воздействия

Задание 6.В мире бизнеса существует множество организаций, которые отличаются друг от друга размерами, целями и др., но все они имеют общие характерные черты. Перечислите и поясните их:

1.___________________________________________________ 2.____________ _______________________________________

3.___________________________________________________

4.___________________________________________________

Задание 7.Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:

Термин Обозначение Определение
Организация А Отделение управленческой работы от всей остальной
Задача Б Сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
Горизонтальное разделение труда В Система отношений предполагающих соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействия сотрудников
Сложность внешней среды Г Разделение всей работы на составляющие компоненты
Вертикальное разделение труда Д Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели
Внутренние перемены Е Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки
Формальная структура организации Ж Ситуационные факторы внутри организации
Взаимозависимость факторов внешней среды З Число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать

Задание 8. Выберите правильный вариант ответа:

1. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?

а) работа, которая должна быть выполнена;

б) работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию;

в) предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;

г) работа, которая должна быть выполнена в срок.

2. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

а) работа с людьми и информацией;

б) работа с предметами и людьми;

в) работа с людьми, работа с информацией, работа с предметами;

г) работа с людьми.

3. Отличительной чертой формальной организации является:

а) сознательная координация действий 2 или более лиц;

б) отсутствие единства в действиях ее членов;

в) жесткое давление на членов организации;

г) наличие должностных инструкций и предписаний.

4. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители групп. к среднему звену управления относятся:

а) 2,3;

б) 2;

в) 1,2,3;

г) 1,2.

5. Сущность организации состоит:

а) в формальном объединении людей для выполнения схожих операций;

б) координации организационных процессов при выполнении планируемых работ;

в) сознательной координации группой людей своей деятельности для достижения общих целей;

г) сознательном объединении более чем двух людей.

6. Цель организации:

а) это необходимый элемент внешней среды организации;

б) подчинена индивидуальным стремлениям членов организации;

в) определяется ситуационными факторами.

Занятие 4.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Задание 1. Презентация. Организационное реформирование электроэнергетики. Обзор сайтов генерирующих компаний. Обзор сайтов организаций, осуществляющих контроль и регулирование энергетической отрасли и компании, осуществляющей управление режимами единой энергосистемы России. Обзор сайтов электросетевых компаний.

Задание 2.Контрольный тест №2

Задание 3. Презентация:Тайм-менеджмент.

Задание 4. Проведите инвентаризацию распределения своего времени. Заполни 1 и 2 таблицы в соответствии с примерами и пользуясь приведенными перечнями временных потерь (убийц времени).

Убийцы времени - внутренние помехи

1. неумение отказывать и говорить НЕТ;

2. привычка хвататься за все и сразу;

3. неверная оценка сроков и объемов работ;

4. желание всегда быть полезным и помогать всем;

5. природная медлительность;

6. отсутствие привычки вести записи;

7. излишняя общительность;

8. нежелание устанавливать dead line для задания/работы;

9. привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;

10. не умение расставлять приоритеты;

11. привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы, RSS) или другую информацию на сайте;

12. «Однокласники.ру» и «В контакте.ру» (и др. социальные сети)

13. недостаток отдыха (постоянное сонное-выжатое состояние);

14. привычка полностью полагаться на память;

15. природная рассеянность;

16. привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;

17. не умение следить за выполнение проекта;

18. привычка курить.

Убийцы времени - внешние помехи

Помехи извне — это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

· задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);

· задержки в дороге (Очередь на маршрутку);

· болтовня с коллегами;

· неполадки с компьютером и доступом в Интернет;

· электронная почта (спам);

· совещания;

· поиск папок, ручек и т. д. (поиск чашки для кофе);

· телефонные звонки;

· курсы повышения квалификации;

· посетители;

· прослушивание сообщений голосовой почты.

Какие у вас есть убийцы времени, которые не добавлены в список? Перечислите.________________________________________

Шаги инвентаризации:

1. Выписать ВСЕ свои дела

2. Рассортировать:

Важное и срочное – А; Важное и несрочное - Б;

Неважное и срочное - Г; Неважное и несрочное – Д.

По результатам заполняются таблицы 1 и 2.

Таблица 1. Анализ использования времени. Инвентаризация времени. Продуктивная деятельность

Анализ использования времени Изменение расхода времени Анализ ценности времени
Подготовка к докладу 1,5 час. 0.5 час. В
     
     
     
     
     
     
     

Таблица 2.Анализ использования времени. Инвентаризация времени. Помехи, перерывы в работе

Анализ временных потерь Источники временных потерь Листки-памятки
1.кофе 3х10 мин.= 0,5 час. Недостаток отдыха   Соблюдать режим дня. Делать зарядку.
2.телефонный разговор 4х10 мин.= 40 мин. Телефонные звонки   Отвечать во время работы только на важные звонки
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3. Составить инвентарную опись всех видов деятельности, в которой вы участвовали

а) анализ видов деятельности и расхода времени

б) листок дневных помех, перерывов в работе

4. Подсчитать дневные и недельные расходы времени на продуктивную и непродуктивную деятельность (в часах).

Продуктивная деятельность за день:_____________________________________________

Продуктивная деятельность за неделю: _____________________________________

Непродуктивная деятельность за день: ______________________________________

Непродуктивная деятельность за неделю: ________________________________________

Рассмотреть инвентарную опись своего времени надо с таких позиций, чтобы выявить слабые и сильные стороны вашего личного рабочего стиля. Выявив сильные стороны, вы должны систематически их развивать. Вскрыв свои личные слабые стороны вам нужно разработать исходные пункты и стратегию по их преодолению.

5. Распознайте и определите в деталях с помощью своих формуляров критические моменты, вредные привычки и наиболее частые ошибки вашего стиля:

_________________________________________________________________

6.Анализ поглотителей времени __________________________________________. ______________

Задание 5. Изучите должностную инструкцию менеджера энергетической компании. Охарактеризуйте основные положения, исходя из цикла Деминга (Приложение 3)

_________________________________________________________________

Задание 6. Проведите сравнительную характеристику стратегического и оперативного управления

1. Стратегическое управление – это __________________________2. Оперативное управление – это __________________________

3. Сравнительная характеристика

Ключевые характеристики управления Оперативное управление Стратегическое управление  
Миссия        
Акцентирование внимания менеджмента        
Учет фактора времени        
Управление персоналом        
Оценка эффективности        

Занятие 5.

ТЕМА: ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Задание 1. Перечислите:

Формы планирования Виды планов
   
   
   

Задание 2.Выберите правильный вариант ответа:

1. Целью планирования деятельности организации является:

а) обоснование затрат;

б) обоснование численности работников;

в) определение целей, сил и работников;

г) обоснование сроков

2. Стратегическое планирование:

а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;

б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;

в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;

г) увязывает цели и задачи организации в единую систему.

3. Миссия организации:

а) выражает смысл существования организации;

б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;

в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;

г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации.

4. Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?

а) определение миссии;

б) определение целей;

в) анализ среды;

г) выбор стратегии.

Задание 3. Процесс стратегического планирования на предприятии может включать следующие элементы:

1. Миссия предприятия 2. Оценка структуры
3. Цели предприятия 4. Бюджет
5. Обследование сильных и слабых сторон 6. Политика
7. Выбор стратегии 8. Изучение стратегических альтернатив
9. Управление реализацией плана 10. Реализация стратегии
11. Оценка стратегии 12. Правила
13. Анализ внешней среды 14. Тактика

Используя эти элементы, постройте схему со связями.

1. Постарайтесь правильно определить последовательность действий менеджера при формировании стратегического плана.

2. Оцените какие элементы стратегического планирования имеют, по вашему мнению, ключевое значение.

Задание 4. Презентация. Теории мотивации

Задание 5. Опросы работников различных российских организаций позволяют привести список наиболее часто упоминаемых потребностей, стремление к удовлетворению которых не только определяет выбор места работы, но и формирует готовность длительно работать в данной организации. Это следующие потребности:

1. Достойная оплата труда 6. Интересная работа
2. Хорошие условия труда 7. Возможности для проявления инициативы и самостоятельности
3. Привлекательные карьерные перспективы 8. Возможности для обучения и профессионального развития
4. Хороший климат в трудовом коллективе 9. Уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости
5. Хорошие взаимоотношения с руководством 10. Хороший уровень социальной защиты

Определите иерархию пяти наиболее значимых мотивов для рядовых работников и руководителей среднего звена.

Рядовые работники Руководители
   

Задание 6. Отметьте правильные, по вашему мнению, утверждения.

Утверждение +
1. Работников можно всегда мотивировать деньгами  
2. Чем больше поощрение, тем выше усилия работников  
3. Обучение положительно влияет на мотивацию работников  
4. Хорошая, четкая организация труда персонала обеспечивает высокий уровень трудовой мотивации  
5. Решение социально-бытовых проблем работников положительно отражается на их рабочих показателях  
6. Информирование работников о положении дел в компании положительно отражается на уровне их трудовой мотивации  
7. Жесткая система контроля за работой персонала мотивирует работников к достижению высоких профессиональных показателей  
8. Готовность руководителей делегировать подчиненным больше ответственности (полномочий) усиливает трудовую мотивацию исполнителей  
9. Внимание руководства к проблемам подчиненных является основным условием воздействия на трудовую мотивацию персонала  
10.Поддерживать высокий уровень мотивации персонала можно лишь тогда, когда руководитель правильно дозирует поощрения и наказания, обращая внимание, чтобы доля поощрений не превышала доли наказаний  

Задание 7. Изобразите схематически этапы процесса контроля на предприятии.

Задание 8. Контрольный тест №3

Занятие 6.

ТЕМА: ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Задание 1. Дайте определения терминов, используя Приложение 4

Термин Определение
Документ  
Реквизиты  
Оформление документов  
Документооборот  
Подлинник документа  
Нормативные документы  
Оригинал документа  
Номенклатура дел  
Регистрация документов  
Организация работы с документами  
Требования к управленческой информации  
  документ, определяющий права, обязанности, ответственность должностных лиц, их функции
  правовой акт, устанавливающий штатную численность организации, состав должностей и размер оплаты труда.
  правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия, учреждения для решения каких-либо производственных задач.
  правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, учреждения, организации для разрешения оперативных вопросов.
  документ, фиксирующий фактическое состояние дел.
  письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
  официальный документ, который выдает администрация учреждения, организации, предприятия своему сотруднику в целом ряде ситуаций.
  документ, составляемый при приеме на работу документ информационного характера, целевая установка которого изложить сведения об образовании и трудовой деятельности кандидата на вакантное место.
     

Задание 2. Заполните таблицу: Виды работ с документами

Составные части делопроизводства Операции делопроизводства Пример
Делопроизводство Документирование Составление проекта документа  
Согласование проекта со специалистами  
Проверка правильности оформления документа  
Подписание (утверждение) документа руководителем  
Регистрация  
Организация работы с документами Контроль исполнения  
Исполнение документов  
Формирование дел  
Текущее хранение и использование  
Передача на архивное хранение  
Рассмотрение документов руководителем (резолюция)  
Уничтожение документов  

Задание 3.Выберите правильный вариант ответа:

1. Понятие «делопроизводство» - это:

1) система хранения документов;

2) составление документов;

3) документирование и организация работы с документами.

2. Закончите начатое предложение одним из трех вариантов ответа. Документооборот – движение документов в организации с момента их создания до:

1) передачи на исполнение;

2) подшивки в дело;

3) завершения исполнения или отправки.

3. Положение об отделе делопроизводства разрабатывает …, а утверждает….:

1) руководитель учреждения, секретарь-референт;

2) руководитель отдела, руководитель учреждения;

3) канцелярия, руководитель отдела.

4. Существует три формы организации делопроизводства:

1) .централизованная, децентрализованная и смешанная;

2) справочная, нормативная, документальная;

3) территориальная, централизованная, организационная.

5. Какие существуют формы регистрации документов в России:

1) журнальная;

2) карточная;

3) все вышеперечисленные.

6. Какие могут быть номенклатуры дел:

1) конкретная;

2) примерная;

3) типовая;

4) все вышеперечисленные.

7. В номенклатуре дел документы систематизируются:

1) по видам документов;

2) по содержанию;

3) по срокам хранения;

4) все вышеперечисленные.

8. Реквизит документа – это:

1) его отдельный элемент;

2) элемент служебного письма;

3) фирменный бланк.

9. С какой целью на служебном письме указывают фамилию и телефон исполнителя:

1) для оперативной связи с исполнителем;

2) для придания документу юридической силы;

3) для ознакомления с конкретным видом документа.

10. В реквизите «Адресат» юридическому лицу инициалы ставят:

1) перед фамилией адресата;

2) после фамилии адресата;

3) не имеет значения.

11. В каком случае правильно оформлен реквизит «Подпись» на бланке документа:

1) Директор школы № 25 В.А.Петрова

2) Директор школы Петрова В.А.

3) Директор В.А.Петрова

12. В отсутствии руководителя подписание документа заместителем или исполняющим обязанности руководителя:

1) За директора ________________________ А.И.Петров

(подпись его зама Сидорова)

2) Директор ________________________ А.И.Петров

(подпись его зама Сидорова)

3) И.О.директора ________________________ Г.В.Сидоров

(личная подпись)

13. Кто несет ответственность за издание приказа:

1) должностное лицо, подготовившее проект приказа;

2) руководитель организации;

3) должностное лицо, подписавшее приказ.

14. Какая часть текста приказа является обязательной:

1) констатирующая;

2) распорядительная;

3) исполнительская.

15. Что является датой протокола:

1) дата подписания протокола;

2) дата заседания;

3) дата регистрации протокола.

16. Какое из приведенных определений соответствует понятию "документ":

1) документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

2) документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

3) документ - это доказательство, деловая бумага, служащая доказательством чего-нибудь, официальное письменное удостоверение личности, паспорт, акт, письменное свидетельство о чем-нибудь.

17. Какой из перечисленных реквизитов при оформлении должен соответствовать нормам, закрепленным в учредительном документе?

1) наименование вида документа;

2) . наименование организации;

3) . подпись;

4) . оттиск печати.

18. Дата документа оформляется:

1) Словесно-цифровым способом;

2) Цифровым способом;

3) Цифровым или словесно-цифровым способом.

19. Выделите правильный вариант оформления "подпись", если документ оформлен на бланке письма организации:

1) Коммерческий директор ООО "Престиж" Личная подпись В.А. Петров

2) Коммерческий директор ООО "Престиж" Личная подпись Петров В.А.

3) Коммерческий директор Личная подпись В.А. Петров

20. Выделите, в каком из видов документов не проставляется реквизит "наименование вида документа"

1) ЗАЯВЛЕНИЕ;

2) ПИСЬМО;

3) ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА;

4) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

21. Что является датой должностной инструкции:

1) дата ее составления;

2) дата ее подписания руководителем структурного подразделения;

3) дата ее утверждения руководителем организации.

22. Выделите, из каких разделов состоит текст приказа по основной деятельности:

1) констатирующей и распорядительной;

2) констатирующей и постановляющей;

3) констатирующей и предлагающей.

23. Какое слово используется, соединяя констатирующую и распорядительную части текста приказа:

1) ПОСТАНОВЛЯЮ;

2) ПРЕДЛАГАЮ;

3) ПРИКАЗЫВАЮ.

24. Основная часть протокола строится по схеме –

1) слушали, выступили, голосовали, постановили (решили);

2) слушали, выступили, постановили (решили);

3) слушали, голосовали, постановили (решили).

25. Текст акта состоит из:

1) из водной и констатирующей части;

2) из водной, констатирующей части и распорядительной;

3) из водной и постанавливающей части.

26. Докладная записка – это…

1) документ, в котором передаются сведения, необходимые вышестоящему руководителю;

2) документ, адресованный вышестоящему руководителю, содержащий обязательное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя;

3) документ, адресованный вышестоящему руководителю с информацией.

27. Какое из приведенных определений "документооборот" правильное:

1) документооборот - это фиксация факта создания или поступления документа путем проставления на нем индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационном журнале;

2) документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления;

3) документооборот - это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности.

28. Цель контроля исполнения документа состоит ....

1) в учете контролируемых документов;

2) в своевременном сборе необходимой информации об исполняемом решении;

3) в обеспечении своевременного исполнения документа.

Задание 4. Подготовить эссе на тему «Элементы научной статьи»

_______________

Занятие 7.

ТЕМА: ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Задание 1. Составьте необходимые документы при регистрации ООО «Энергия» (дата регистрации 01.02.2016): Протокол об учреждении общества, Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на генерального директора.

Задание 2.Составьте распоряжение директора предприятия о перераспределении служебных помещений в связи с производственной необходимостью (начальнику отдела кадров освободить кабинет до 17.07.10 и переместиться в кабинет № 7).

Задание 3. Используя Унифицированную форму №Т-8 составьте приказ № 2 от 10.02.16 о приеме на работу администратора с 15.02.16. в отдел рекламы ООО «Энергия» Круглова П.Л. на основании заявления от 09.02.16. (Недостающие реквизиты указывайте самостоятельно).

Задание 4. Составьте заявление по поводу предоставления вам отгула на один день за счёт переработанного времени. Остальные реквизиты укажите самостоятельно.

Задание 5. Составьте характеристику-рекомендацию Петрову А.В. для поступления в магистратуру филиала МЭИ в г. Волжском.

Задание 6. Составить объяснительную записку о срыве занятий в группе по причине отсутствия студентов группы на учебных занятиях.

Задание 7. Контрольная работа №1

Занятие 8.

ТЕМА: ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Задание 1. Основные отличия между управленческими решениями и решениями в частной жизни.

Решения в частной жизни Управленческое решение
Цели
   
Последствия
   
Разделение труда
   
Профессионализм
   

Задание 2. Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите варианты управленческих решений руководителя. Постарайтесь отойти от стереотипов*.

Ситуация 1. Сотрудник, которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на руководящую должность, видит в работе начальника только преимущест

Наши рекомендации