Аудит по заданию государственных органов

Лекции по аудиту

Понятие об аудите и аудиторской деятельности

С возникновением новых форм предпринимательской деятельно­сти, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственнос­тью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необхо­димость в создании аудиторских фирм.

Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Аудиторская деятельность состоит из аудита и сопутствующих услуг.

Цель и задачи аудита

Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в РФ является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Задачи аудита:

- восстановление, постановка и ведение бухгалтерского учета;

- планирование и оптимизация налогооблагаемых баз и расчету налогов;

- анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- консультирование;

- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров и др.

История развития аудита

Слово "аудит" - латинского происхождения. Первоначально оно означало "выслушивающий". В средневековой Европе грамотные люди встречались крайне редко, поэтому аудитором стали называть человека, который должен был выслушать отчеты должностных лиц. Позже его функции приобрели контрольный характер.

Исторической родиной аудита принято считать Англию, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях. Согласно им правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Англии закон об обязательном аудите был принят в 1862 г., во Франции -1867 г., в США - после Великой депрессии, в 1937г.

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если это условие не выполняется, то появляются различные виды контроля.

Этапы становления аудита в России

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов:

Первый этап (1987-1993гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 – создание первой аудиторской организации «Интераудит), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указам Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2263.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1996-2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности». Это обстоятельство подтвердило окончательное становление аудита в РФ, позволило принять нормативно-правовые акты по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

Аудит и ревизия

Многие аудиторы убеждены, что аудит мало отличается о ревизии; то и другое представляет обычную проверку. Несмотря на некоторое сходство, аудит отличается от ревизии. Рассмотрите по некоторым критериям различия между аудитом и ревизией.

По цели.

Аудит — выражение мнения о достоверности финансовое— отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничество с клиентом.

Ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказание виновных.

По характеру.

Аудит — предпринимательская деятельность.

Ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распо­ряжений.

По правовому регулированию.

Аудит — в своей основе — гражданское право, хозяйственные договора.

Ревизия — в своей основе — административное право, инструк­ции, приказы вышестоящих или государственных органов.

По объектам.

Аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законода­тельство.

По управленческим связям.

Аудит — горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Ревизия — вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

По принципу оплаты услуг.

Аудит — платит клиент. Ревизия — платит вышестоящее звено.

По практическим задачам.

Аудит — улучшение финансового положения клиента, привле­чение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консульти­рование клиента.

Ревизия — сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам.

Аудит — аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.

Ревизия — акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему руководству и другим органам, обязательность разглашения информации.

По статусу.

Аудит: аудитор — независимый эксперт.

Ревизия: ревизор — работник ревизорского аппарата.

Итак, различий много, но целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке может и должен рационально ис­пользоваться в аудите.

Внутренний аудит

В зависимости от исполнителей можно выделить внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит может осуществляться специальной службой или отдельными аудиторами, состоящими в штате экономического субъекта, а также внешними аудиторскими фирмами и аудиторами. Цель определяется руководством.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение. Главным образом он необходим для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Результаты аудита оформляются в произвольной форме.

Внешний аудит.

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Отличительной особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, осуществляющие проверку, не должны быть:

1) учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами экономического субъекта;

2) родственниками руководства организации.

Сокрытие данной информации может стать основанием для аннулирования лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Внешний аудит проводится с целью:

1) подтверждения достоверности финансовой отчетности и соблюдения действующего законодательства;

2) по договоренности разработки рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансовых планов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта.

Результаты внешнего аудита излагаются в письменном заключении. По дополнительной договоренности аудитором могут быть разработаны различные проекты, схемы, бизнес-планы и т.д.

Организация самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую фирму.

Инициативный

По признаку обязательности выделяют инициативный и обязательный аудит.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок его проведения регламентируется законодательными нормами.

Этому виду аудита подвергаются ОАО, банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и холдинги, внебюджетные и благотворительные фонды.

Обязательному аудиту так же подлежать организации если их объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышает 500 тысяч раз установленный законодатель­ством РФ минимальный размер оплаты труда или суммы активов баланса, на конец отчётного года превышают 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минималь­ный размер оплаты труда.

Обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг дол­жно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

Аудит по заданию государственных органов.

Органы дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством РФ поручить аудитору или аудиторской фирме провести аудиторскую проверку. Государственные органы обязаны создать условия для проведения проверки, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей. Оплата проводится за счет средств проверяемого. Если же он банкрот, то за счет средств бюджета. Данные проверок могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора с разрешения органов дознания.

Наши рекомендации