История возникновения и развития пенсионного страхования в России

В Российской империи на рубеже XIX было характерно как раз сочетание государственной и частной пенсионных систем. Дореволюционное российское пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков». Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли. По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы. Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 [1].

Целью образования ПФР является государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно законодателем было предусмотрено следующее:

1. Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР;

2. Все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в 1991 году взносы на социальное страхование в размере 26 % по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4 % – в Фонд социального страхования РСФСР;

3. Руководство Пенсионным фондом РСФСР осуществляется Правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией;

4. Пенсионный фонд РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Действовавшая до 1991 г. система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслужива­ния трудящихся масс, содержание и обслуживание престаре­лых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны [2].

1991-1994 годы можно считать первым этапом пенсионной реформы, которая проходила в сложных социально-экономических условиях развития страны. И в этих условиях она не могла быть реализована. К началу 1995 г. ситуация с пенсионным обеспечением характеризовалась низким уровнем пенсий и высоким тарифом страховых взносов. Заработная плата основной массы населения перестала оказывать влияние на размер пенсии, исчезла ее дифференциация. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ шаги, реальное содержание пенсий продолжало снижаться, поскольку правительство и ПФР пытались одновременно решить за время первого этапа реформы практически неразрешимую задачу – довести минимальный размер пенсий до уровня прожи­точного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. В резуль­тате в пенсионной системе возник комплекс социальных и эко­номических противоречий, которые свойственны пенсионной системе переходного периода: потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств; разрушение принципов пенсионного страхования; неконтролируемый рост долга перед пенсионерами. Без устранения этих причин невозможно было устойчивое развитие ПФР как фонда денежных средств [3].

1995 год считается началом второго этапа пенсионной реформы и, следовательно, дальнейшего развития и совершенс­твования структуры ПФР. В целях усиления государствен­ных гарантий граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы в августе 1995 г. Правительством РФ принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основными целями реформирования пенсионной системы являлись: реализация права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на пенсионное обеспечение; обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы; создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям; рационализация и оптимизация условий предоставления пенсий и их размеров; повышение эффективности управления пенсионным обеспечением [4].

В процессе проведения пенсионной реформы возникла необходимость пересмотра практически всех основных принципов функционирования пенсионной системы. Концепцией предусматривалось сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную пенсионную систему социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой (с точки зрения идеологов реформы) пенсионной системы.

Первый уровень системы – базовая пенсия, которая в перспективе заменит социальную пенсию. Она в принципе должна предоставляться всем гражданам Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсион­ного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Второй уровень – трудовая (страховая) пенсия. По своей сути трудовая пенсия должна соответствовать природе солидарности поколений, на которой базируется система социального страхования. При определении права граждан на трудовую пенсию, ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета. Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе стра­ховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев и групп застрахованных лиц. Третий уровень – негосударственные пенсии. Они рассматриваются в пенсионной системе как дополнительные по отношению к государственным пенсиям и могут реализовываться как в форме дополнительных (профессиональных) пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Здесь могут участвовать как работодатели, так и наемные работники [5].

Третий этап (1998-2001 гг.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы Рос­сии. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зави­симости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы.

Кроме того, для предотвращения кризиса национальной пенсионной системы и создания предпосылок экономического роста в стране предполагалось осуществление поэтапного перехода от существовавшей всеобщей распределительной модели к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая в долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной модели станет включать в себя:

1. Государственное (обязательное) пенсионное страхование – ведущий элемент системы. Здесь выплата пенсий и ее размер будут зависеть от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Финансирование выплат пенсий будет осуществляться не только за счет текущих поступлений в бюджет ПФР, но и за счет средств, полученных от направления части временно свободных средств бюджета Фонда на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

2. Государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию. Здесь финансирование выплат пенсий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

3. Дополнительное пенсионное страхование будет осуществляться за счет добровольных взносов работодателей и наемных работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, – за счет обязательных страховых взносов.

Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионным фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999 г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд деноминированных рублей.

Четвертый этап пенсионной реформы начался с 2002 г. Многие вопросы пенсионного обеспечения к этому времени не были решены. Дело в том, что новая пенсионная система Российской Федерации уже на стадии формирования практически не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и возникающих у нее государственных пенсионных обязательств.

С 1 января 2002 г. введен в действие президентский пакет документов, который сформировал основы новой системы (модели) пенсионного законодательства в Российской Федерации. В него вошли:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения; предусматривается за счет средств федерального бюджета система дополнительных государственных мероприятий (гарантий) в сфере пенсионного обеспечения для отдельных социально значимых категорий граждан [6]. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании граждан в Российской Федерации». Им устанавливаются организационные, правовые, финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации [7].

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Он устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, состоящей из трех частей [8].

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

С 2015 г. на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

Пенсионная реформа 2013-2015 – очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчета размера пенсии, учитывающая стаж, размер разработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей – они должны соответствовать уровню пенсионных выплат [9].

Таким образом, создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало важнейшей вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. А пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации.

Наши рекомендации