Экономический анализ в системе маркетинга
Организация любой фирмы начинается именное маркетингового анализа, по результатам которого устанавливают уровень востребованности той или иной продукции (работ, услуг), обосновывают объем производства соответствующего ассортимента и качества товара, определяют необходимость в материальных и трудовых ресурсах.
Основные задачи маркетингового анализа:
• анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию (работы, услуги);
• оценка степени риска невостребованной продукции;
• оценка конкурентоспособности товара и выявление резервов се повышения;
• разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
• поиск новых рынков сбыта и формирование портфеля заказов;
• анализ реальных конкурентов и потенциальных потребителей;
• изучение социально-психологических характеристик покупателя;
• установление отношения покупателя к продукту;
• оценка эффективности рекламной деятельности;
• анализ ценовой политики конкурентов и фирмы;
• анализ чувствительности покупателя к цене;
• изучение внешнеэкономической деятельности.
В маркетинговом анализе используют следующие методы:
1. Коэффициентный метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности спроса по доходу (Кэд) и степени чувствительности спроса к изменению цены (Кэц),
Процентное изменение количества спроса
Кэд = по конкретному товару ;
Процентное изменение доходов
Покупателей
Процентное изменение количества спроса
Кэц = по конкретному товару .
Процентное изменение цены на товар
Спрос считают эластичным, если величина этих коэффициентов больше 1.
Метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора и определить, как изменится результат при изменении одного или нескольких факторов одновременно.
Пример:
у = 2,5 + 4,5х1 - 1,8х2,
где У — объем продаж; х1 — коэффициент роста средней заработной платы населения; х2 — темп роста инфляции.
В последние годы широко применяют методы «Теория игр», «Теория массового обслуживания». Для определения безубыточного объема продаж заданного ассортимента и качества продукции, выбора рынков сбыта, вариантов изменения цен реализации используют маржинальный анализ. Слабые и сильные стороны деятельности организации, возможности, предоставляемые ей соответствующим рынком, а также опасности и угрозы могут быть учтены при построении диаграммы «Ишикава». Ее часто используют при проведении «мозговых штурмов».
От качества и глубины проведенного анализа будет зависеть маркетинговая стратегия фирмы, которая определяет характер и масштабы производства, систему и механизм продаж, экономические и финансовые результаты деятельности организации. Особо следует выделить сбытовую и ассортиментную стратегии.
Сбытовая стратегия — разработка перспективных способов продвижения продукта до конечного потребителя без потерь, его качественные характеристики и создание привлекательности условиям продажи. Такими направлениями могут быть доставка товара транспортом изготовителя, рекламная деятельность, организация презентаций, послепродажного и сервисного обслуживания.
Ассортиментная стратегия — расширение количества выпускаемых видов продукции за счет создания нового или усовершенствования производимых товаров, а также увеличение удельного веса в структуре производства и продаж более рентабельной продукции.
Основная цель ассортиментной концепции — сориентировать предприятие на производство товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей.
При выборе стратегии предприятия руководители и специалисты должны изучить все составляющие элементы. Например, в сбытовой стратегии необходимо учесть: возможно максимальный объем продаж, качество товара, трудоемкость и затраты на реализацию, степень насыщенности рынка, ценовую политику конкурентов, удаленность рынков сбыта, транспортабельность товаров. Большую значимость имеет оценка риска невостребованной продукции, в связи с чем требуется проанализировать динамику остатков готовой продукции. В случае роста остатков готовой продукции следует разработать мероприятия по активизации рекламной деятельности, совершенствованию дизайна товара, упаковки и т.д. Стимулирование роста объема продаж за счет применения ценовых скидок будет экономически обоснованным, если темпы роста объемов продаж превысят темпы снижения цен, т.е. выручка увеличится.
Показатели эффективности маркетинговой деятельности:
• темпы роста объемов продаж;
• уровень товарности в целом ПО предприятию и по вилам товаров (работ, услуг);
• удельный вес продукции на экспорт, в том числе экономически развитым зарубежным странам;
• увеличение прибыли за счет роста объема продаж или совершенствования ценовой политики фирмы;
• рентабельность продаж;
• рентабельность маркетинговой деятельности (рассчитывают делением резерва роста прибыли от продажи за счет маркетинговых исследований на маркетинговые затраты и результат умножают на 100%).
Контрольные вопросы
1. Цель и задачи маркетингового анализа.
2. Методы маркетингового анализа.
3. Сущность и примеры использования метода «мозгового штурма».
4. Содержание метода «теория массового обслуживания» и его практическое использование.
5. Использование маржинального метода в маркетинговом анализе.
6. Сбытовая стратегия и методы ее анализа.
7. Показатели эффективности маркетинговой деятельности и факторы, определяющие их изменение.
8. Состояния эластичности спроса, их оценка и влияние на ценовую политику организации,
9. Система показателей анализа спроса на продукцию и услуги организации, факторы, влияющие на их изменение.