Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации

Тема 6.1. Содержание понятия «налоговая нагрузка» и система характеризующих ее показателей

К содержанию понятия налоговая нагрузка может быть предложено два подхода.

Первый подход – качественный, в соответствии с которым налоговая нагрузка может быть определена в широком (для различных участников налоговых отношений) и в узком (для конкретного участника налоговых отношений с государством) смысле слова. Налоговая нагрузка в широком смысле слова представляет собой комплексную экономическую категорию, определяющую финансовые отношения государства и налогоплательщика по поводу налогообложения. Налоговая нагрузка в узком смысле слова представляет собой характеристику фискальных отношений определенного бюджета (любого из существующих в бюджетной системе РФ) с конкретным видом экономического субъекта, начиная с налогоплательщика в лице организации и гражданина и заканчивая публично-правовым образованием, на территории которого существует единство установленных налогов.

Второй подход – количественный, согласно которому налоговая нагрузка представляет собой основной вид финансового обременения различных экономических объектов, субъектов или их групп со стороны государства. Количественное выражение налоговой нагрузки будет различаться в зависимости от двух аспектов. Во-первых, от характера самого объекта или субъекта, на который распространяется финансовое обременение со стороны государства. Во-вторых, от формы выражения и методического построения показателя, характеризующего налоговую нагрузку.

При детализации объектов налоговой нагрузки могут быть выделены такие категории как налоговая нагрузка на экономику, налоговая нагрузка на регион, налоговая нагрузка на отрасль. Отделение перечисленных объектов от субъектов налогообложения заключается в том, что они сами непосредственно не вступают регулируемые нормами права налоговые правоотношения с государством в лице различных уровней бюджетной системы, но имеют последствия от финансового обременения, находящихся на их территории субъектов, отражающиеся в количественных характеристиках их функционирования и развития.

Основными субъектами, для которых может осуществляться количественное определение налоговой нагрузки, могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также взаимозависимые с ними лица.

Можно определить показатели налоговой нагрузки:

- абсолютные, характеризующие ее величину в стоимостном выражении, которая может быть определена кассовым методом (тогда это налоговые платежи), методом начисления (тогда это налоговые издержки) или производным от них балансовым методом (тогда это налоговые обязательства), либо иные подобные макроэкономические характеристики объектов налоговой нагрузки.

- относительные, определяемые как частное от деления абсолютного показателя налоговой нагрузки и взаимосвязанного с ним налогового или неналогового показателя, характеризующего состояние и функционирование экономического субъекта или объекта.

В работах отечественных и зарубежных ученых приводятся методики и осуществляются расчеты различных видов абсолютных и относительных показателей налоговой нагрузки. Однако не следует забывать, что проводимый налоговым консультантом анализ не является стандартной процедурой. Налоговый консультант определяет налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика, применяющего ту или иную систему налогообложения. Поэтому налоговый консультант может моделировать необходимые показатели, используя предлагаемый далее методический подход.

Во-первых, абсолютным показателем налоговой нагрузки служит само значение показателя налогообложения. В этом случае целесообразно сравнивать его значения за различные временные интервалы одинаковой продолжительности, либо за один календарный период при различных условиях его формирования.

Во-вторых, при формировании относительного показателя налоговой нагрузки в качестве сравниваемого следует использовать налоговый показатель, а в качестве базы сравнения такой неналоговый финансовый показатель, который сформирован с учетом уменьшения его на значение налогового.

В-третьих, необходимо соблюдать единство или сопоставимость показателя налогообложения с неналоговым с точки зрения метода исчисления (рис. 6.1).

Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru

балансовым  
кассовым  
начисления  
налогообложе-ния выручки или поступления от покупателей  
Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru формируемых на налоговой базе

           
  Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru   Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru   Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru

Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru

абсолютное изменение  
Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru налоговая нагрузка на:

Тема 6. Анализ налоговой нагрузки организации - student2.ru

Сфера применения представленных на рис. 6.1 показателей налоговой нагрузки зависит от механизма их формирования:

показатели, формируемые на налоговой базе («выручка (авансы)»; «оплата труда»; «прибыль»; «стоимость имущества» и т.д.),предназначены для оценки соотношения их стоимостного выражения и налогового бремени, связанного с их наличием;

показатели, в основе формирования которых лежит определенный метод исчисления («начисления», «кассовый», «балансовый»), предназначены для оценки влияния налогового бремени на сформированные аналогичным методом неналоговые финансовые показатели;

показатели, формируемые на основе методов сравнения(«абсолютное», «относительное» и т.д.)предназначены для оценки других показателей налоговой нагрузки на основе сопоставления их уровня и динамики в различных рассматриваемых вариантах.

Моделируя любой из показателей налоговой нагрузки, налоговому консультанту необходимо помнить, что он определяет количественный (абсолютный или относительный) показатель налогообложения, который должен иметь четко выраженное экономическое содержание, отвечающее задачам исследования и обеспечивающее его сопоставимость с подобными видами неналоговых финансовых показателей.

Не обошла вниманием показатель налоговой нагрузки и Федеральная налоговая служба. Именно сравнение этого показателя по конкретному налогоплательщику со средним уровнем по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) является критерием «№ 1», используемым налоговым органом в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложения № 2 и № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). При этом налоговую нагрузку налоговые органы определяют как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

Пример 6.1

Организация осуществляет деятельность в сфере швейного производства. Показатели деятельности организации за последние два года приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Исходные данные

Показатель Значение показателя за 2012 год, тыс. руб. Значение показателя за 2013 год, тыс. руб.
Выручка 3800 3200
Прибыль от продаж 590 400
Чистая прибыль 260 110
Сумма уплаченных налогов 247 256
Сумма уплаченных страховых взносов 125 140

Оцените изменение налоговой нагрузки организации и вероятности проведения в отношении организации налоговой проверки в соответствии с Концепцией системы планирования налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Определим налоговую нагрузку по годам:

- налоговая нагрузка в 2013 г.: (247/3800)*100 = 6,5 %;

- налоговая нагрузка в 2012 г.: (256/3200)*100 = 8,0 %.

Налоговая нагрузка для предприятий швейного производства по данным ФНС России (условно) в 2012 г. 7,9%, в 2013 г. 6,9%.

Вывод: налоговая нагрузка организации в 2013 г. снизилась по сравнению с 2012 г. Причем в 2012 г. значение показателя было выше среднего по виду деятельности (8,0% против 7,9%), а в 2013 г. стало ниже среднего по виду деятельности (6,5% против 6,9%), что может явиться основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Наши рекомендации