Принципы государственного и муниципального управления

Государственное управление: понятие, цели и функции.

1) нет однозначного подхода к понятию гос. управления;

2) В Конституции РФ отсутствует понятие ГУ.

Государственное управление (широкий смысл)– это практическое, регулирующее, организующее воздействие на жизнедеятельность людей

с опорой на властную силу государства с целью упорядочения, сохранения и преобразования.

Государственное управление (узкий смысл)– деятельность исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управленияс целью перевода в состояние, необходимое для достижения задач средством принятия правовых актов, организации и контроля за исполнением.

Миссия– глобальная, доминирующая цель, высший смысл и предназначение государственного и муниципального управления.

Миссия государственное и муниципального управления- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Цель– ожидаемый результат деятельности системы, ожидаемое состояние государственного и муниципального управления.

Цели:

1) РФ – демократическое государство – развитие демократии, расширение участия населения в подготовке и вынесении вопросов.

2) Обеспечение прав и свобод, законность

3) Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

4) Обеспечение территориальной целостности государства

5) Оптимизация конфессионального государства

6) Оптимизация отношений между центром и субъектами РФ, развитие, совершенствование федеративных отношений

7) Развитие рыночных отношений

8) Обеспечение экологической безопасности

9) Реформирование системы государственного управления

Функции государственного управления –основные направления деятельности органов гос. власти по реализации поставленных целей.

1) Внутренние функции

· Экономическая

· Правоохранительная

· Экологическая

· Социальная

· Политическая

2) Внешние функции

· Обороны

· Дипломатическая

· Внешнеэкономическая

· Сотрудничество государств в решении глобальных проблем

· Поддержка мирового правопорядка

· Культурное сотрудничество

Универсальные функции – реализуются во всех системах управления.

· Принятие решений

· Организация

· Учет

· Регулирование

· Контроль

· Координация

Принципы государственного и муниципального управления.

ПринципыГиМУ - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются:

1. Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.

3. Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации о истинном состоянии объекта управления.

4. Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

5. Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.

1. Общие организационные принципы:

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).

Территориальный принцип,лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, а также контроль и административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центральный банк РФ, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т.д.).

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.

2. Внутриорганизационные принципы:

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельностипредполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.

Наши рекомендации