Бюджет Пенсионного Фонда РФ

Финансовые ресурсы формируются за счет валового обще­ственного продукта и части национального богатства, которая распределяется в денежной форме, и поступлений от внешне­экономической деятельности.

Финансовые средства системы обязательного пенсионного страхования, регулируемые бюджетом ПФР, в соответствии со ст. 17 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ формируются за счет следующих источников:

– средств федерального бюджета;

– поступлений от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от различных категорий работодателей и застрахованных лиц;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств Пенсионного фонда России;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.[4]

За счет федерального бюджета Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда России должны поступать финан­совые средства на выплату:государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам и их семьям; социальных пенсий; индексации указанных пенсий и пособий. Также за счет федерального бюджета предоставляются льготы в части пенсий; пособия и компенсации гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; возмещаются расходы по доставке и пересылке указанных видов пенсий и пособий; средств, возмещаемых Пенсионному фонду России Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхова­ние. Основным источником формирования доходов ПФР являются обязательные стра­ховые взносы работодателей и лиц, занимающихся индивиду­альным предпринимательством.

В соответствии со ст. 3 федерального закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивиду­ально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюд­жет ПФР, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсион­ному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.[5]

Бюджетные средства. Средства бюджета Пенсионного фонда России имеют целевое назначение и направляются на расходы:

1) по обязательному пенсионному обеспече­нию:

– выплату трудовых пенсий;

– выплату компенсаций неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии;

– выплату социальных пособий на погребение;

– доставку пенсий и пособий получателям трудовых пен­сий;

2) на выплату пенсий и пособий по государст­венному пенсионному обеспечению;

3) на выплату пенсий и пособий за счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду Министерством здравоохранения и социального развития:

– выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными;

– социальные пособия на погребение;

– расходы по доставке пенсий и пособий указанной категории пенсионеров;

4) по дополнительному пенсионному обеспечению.

Доходы, полученные от размещения сумм страховых взно­сов на накопительную часть трудовой пенсии. К их числу отнесены государственные федераль­ные ценные бумаги субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях.

Прочие средства,к числу которых относятся доходы от раз­мещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления, а также добровольные взносы фи­зических и юридических лиц.[6]

Расходы на пенсионное обеспечение определены действующими законодательными актами и указами Президента РФ. В расходной части предусмотрены средства:

– на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, информационно-технологическое обеспечение индивидуального персонифицированного учета в системе пенсионного страхования Российской Федерации, осуществляемого в рамках федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

– расходы по обслуживанию и погашению временно привлеченных кредитов;

– индексацию пенсий;

– подготовку и переподготовку кадров;

– капитальное строительство;

– создание инфраструктуры и осуществление персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования;

– поддержание автоматизированной системы ПФР;

– другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Также предусмотрены расходы и на реализацию социальных программ: укрепле­ние материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказание адресной материальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, единовре­менную помощь участникам Великой Отечественной войны, адресную лекарственную помощь, дополнительное медицинское страхование неработающих пенсионеров и т. д.

Составление бюджета Пенсионного фонда России основывается:

– на бюджетном послании Президента РФ;

– прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории и Российской Федерации в целом на очередной финансовый год;

– основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

– прогнозе сводного финансового баланса на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития разрабаты­вается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономи­ческого развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Исполнение бюджета Пенсионного фонда осуществляется на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись рассматри­вается как документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансиро­вания бюджета.

Расчеты доходной части бюджета основываются на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, основными из которых являются фонд заработной платы, выплаты социального характера, среднемесячная заработная плата, численность наемных работников и др.

Ставки единого социального налога для расчета его посту­плений применяются в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.[7]

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов на очередной финансовый год, а также отчеты об их исполнении составляются правлением Пенсионного фонда и в виде проектов от имени Правительства РФ вносятся на рассмотрение в Государственную думу, а после принятия бюджета – в Совет Федерации, который после одобрения представляет его Президенту РФ на утверждение.

Проекты бюджетов отделений Пенсионного фонда с рас­пределением по источникам образования и статьям расходов готовятся отделениями с участием республиканских органов социального обеспечения и утверждаются правлением Пенси­онного фонда РФ.

В соответствии с действующим законодательством бюджет ПФР, а также отчет о его исполнении рассматриваются Правительством РФ, которое, в свою очередь, представляет бюджет на утверждение в Феде­ральное собрание РФ.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Прави­тельством РФ. В содержание контроля со сто­роны Счетной палаты входит:

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов органов власти, влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению, совершенствованию бюджетного процесса в целом;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– контроль за законностью и своевременностью движе­ния средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимок по страховым взносам и пеней осуществ­ляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.[8]

В целях обеспечения своевременной реализации задач, стоящих перед органами Пенсионного фонда России, разрабатывается и утверждается правлением ПФР комплексный план работы Пенсионного фонда на очередной год. План охватывает наиболее важные направления работы центральных и территориальных органов ПФР, указываются этапы и сроки их выполнения, исполнители плана по срокам и видам работ, методы контроля за выполнением мероприятий плана и отчетность.

На этапе планирования ежегодно формируются следую­щие проекты:

– план организации нормотворческой деятельности;

– бюджет Пенсионного фонда на планируемый год;

– финансирование социальных программ;

–финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

– план подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на планируемый год;

– план развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда.

План является основой для разработки аналогичных планов территориальных органов ПФР с учетом специфики региона и поставленных перед ними задач, а также управлений Пенсионным фондом в городах и районах.

Утверждение планов осуществляется приказом управ­ляющего Отделением Пенсионного фонда, начальником управления ПФР в городе, районе. В целях обеспечения реализации планов ими назначаются работники, непосредственно осуществляющие контроль и анализ выполнения планов.

Наши рекомендации