Анализ финансовых проблем деятельности предприятия

Основными проблемами в финансовой деятельности предприятия является:

1. Дефицит средств. Низкая платежеспособность предприятия.На практике это означает, что у предприятия не хватает средств для того, чтобы вовремя рассчитаться по своим обязательствам.

О низкой платежеспособности может свидетельствовать также наднормативная задолженность перед бюджетом, персоналом, кредиторами, что угрожает увеличению кредитов, возникающих вследствие «латания» этих финансовых дыр. Проблемы по погашениям обязательств сказываются на снижении коэффициентов ликвидности.

2. Недостаточное удовлетворение интересов собственника.Эта проблема наиболее часто отображена низким показателем рентабельности собственного капитала. На практике это означает, что собственник получает доходы значительно меньше своих вложений. Последствием такой ситуации может быть неудовлетворение системой управления предприятием.

3. Снижение финансовой независимости или низкая финансовая устойчивость.На практике низкая финансовая устойчивость угрожает возможными проблемами по погашению обязательств в будущем, другими словами – зависимостью предприятия от кредиторов, потерей самостоятельности. О растущей зависимости предприятия от кредиторов свидетельствует низкий коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости).

Снижение коэффициента ликвидности свидетельствует о том, что возможности предприятия, касающиеся погашения обязательств начинают уменьшаться. Снижение показателя общей ликвидности вызвано слишком большой кредиторской задолженностью. Для повышения коэффициента общей ликвидности необходимо сокращать кредиторскую задолженность и наращивать величину оборотных активов (рис. 9.3).

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

       
 
Неудовлетворительные результаты деятельности предприятия (недостаточная прибыль или убыток)
 
Привлечь к финансированию капитальных вложений краткосрочные кредиты вместо долгосрочных

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

       
  Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru   Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Рис. 9.3. Причины низкой ликвидности предприятия

Одна из причин сокращения коэффициента общей ликвидности заключается в том, что предприятие может увлечься капитальными вложениями в строительство новых цехов, приобретения нового оборудования, то есть осуществлять приобретения, которые ему в некоторый момент не по карману. Капитальные затраты, которые превышают прибыль предприятия, требуют привлечения дополнительных заемных средств, опережающее увеличение которых приводит к уменьшению показателей ликвидности.

С финансированием затрат на приобретение основных фондов связана еще одна причина снижения коэффициента ликвидности. Правила финансового менеджмента просты и логичны: долгосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование капитальных затрат, краткосрочные – на финансирование оборотного капитала. Таким образом, для сохранения приемлемой ликвидности величина капитальных затрат не должна превышать сумму полученной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов. Реалии деятельности предприятия таковы, что строить, модернизировать необходимо почти каждому предприятию, а получать долгосрочные кредиты получается далеко не каждому. Приходится искать выход – привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат, что приводит к снижению показателей ликвидности.

Таким образом, в большинстве случаев причиной снижения коэффициента ликвидности является то, что предприятие получило недостаточную прибыль, или еще хуже, убыток, или потратило на текущую деятельность средств больше, чем смогло заработать.

Рассмотрение показателей рентабельности и финансовой независимости предприятия демонстрирует аналогичную тенденцию. Показатель рентабельности капитала свидетельствует о способности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал. Логично, что увеличение капитала зависит от объемов деятельности предприятия и скорости оборота, то есть от прибыльности деятельности и оборачиваемости активов.

Зависимость рентабельности от величины получаемой прибыли очевидна. Понятие скорости оборота определяется оборотными активами предприятия. Чем дольше выходное сырье хранится на складе до использования в производстве, чем длиннее является цикл производства продукции, чем дольше готовая продукция хранится на складе, чем дольше покупатели не оплачивают счета за отправленную продукцию, тем дольше предприятию приходиться ожидать будущих доходов, тем менее приятной является ситуация для собственника предприятия, который вложил деньги.

Среди показателей, которые характеризуют финансовую устойчивость, основным является коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала) – отношение собственного капитала к заемным средствам. Снижение данного показателя означает опережающее увеличение заемных средств относительно к увеличению собственного капитала предприятия, а, следовательно – получаемой прибыли.

Таким образом, проблемы платежеспособности, финансовой независимости, рентабельности имеют единый корень: или у предприятия нет возможности сохранять приемлемое финансовое состояние – предприятие зарабатывает недостаточно средств для того, чтобы быть финансово устойчивым – или оно нерационально распоряжается результатами деятельности, что приведено на рис. 9.4.

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Проблемы погашения обязательств (низкая ликвидность)  
ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

 
  Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Рис. 9.4. Анализ проблем и причин финансовой нестабильности предприятий

Однако, констатация причин финансовых проблем предприятия не является гарантией их решения. Намного больше пользы принесет их дальнейшее уточнение и обработка предложений, касающихся исправления ситуации.

Рассмотрим проблему получения недостаточной прибыли, величину которой оценивают по абсолютному значению, динамикой изменений и коэффициентом прибыльности продаж (рис. 9.5).

 
  Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Рис. 9.5. Рассмотрение причин получения неудовлетворительных для предприятия результатов хозяйственной деятельности

Полученная прибыль определяется не только объемами продаж и ценами. Безусловно, при низких объемах реализации продукции полученная прибыль будет небольшой. Причиной этого является неудовлетворительный спрос, который объясняется отсутствием грамотной маркетинговой политики по продвижению продукции на рынке. Идет речь не об отсутствии рекламы на телевидении, а о пассивности отдела маркетинга, который отвечает за поступление заказов.

Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, следует задуматься о необходимости выпуска новых видов продукции или о сокращении производственных фондов. Выпуск нового вида продукции позволит увеличить объемы реализации, но потребует вложения средств в приобретение нового оборудования, новых технологий и др. на данный момент необходимо обосновать допустимую величину капитальных затрат, которые не будут ухудшать финансовое состояние предприятия. Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных расходов (сокращение расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования).

Но может случиться, что при качественно организованном продвижении продукции и грамотной маркетинговой политике предприятию удалось занять значительную часть рынка, но получаемая прибыль очень низкая. Причиной этого могут быть высокие текущие расходы за счет высоких входных цен поставщиков на сырье, материалы, комплектующие. Другой предпосылкой высоких затрат могут быть собственные нужды предприятия, в частности, высокие расходы на освещение, отопление, потребление воды из-за небрежности, неконтролируемости и нерациональное отношение к перечисленным ресурсам. Это особенно характерно для больших промышленных предприятий. Для малых и средних предприятий значительными могут быть телефонные счета, расходы на командировки и др.

В некоторых случаях уменьшение затрат требует применение радикальных мер – сокращение производственных фондов или вообще сокращение масштабов предприятия. Содержание недостаточно загруженных производственных фондов является слишком затратным для предприятия, поскольку требует значительных (по сравнению с доходами) расходов на их ремонт и обслуживание.

Получаемая предприятием прибыль остается в его распоряжении не в полном объеме. Ее часть может пойти на погашение штрафов, пенни за просроченные задолженности или срывы контрактов, на выплату дивидендов собственникам ценных бумаг, на дополнительное стимулирование работников и др. Сокращение непроизводственных расходов также может быть способом оптимизации прибыли, а, следовательно, залогом финансовой стабильности предприятия.

Существенной проблемой предприятия является нерациональное использование полученной прибыли. Даже наличие наибольшей прибыли не понадобиться предприятию, если оно нерационально и неосмотрительно инвестирует ее в сомнительные виды деятельности или осуществляет другие необоснованные выплаты. Полученную прибыль можно потерять в процессе ее реинвестирования в производство, то есть в оборотном капитале. Возможные причины нерациональной причины использования прибыли предприятия приведены на рис. 9.6.

Желание обеспечить предприятие дополнительными запасами иногда приобретает «болезненные» формы. С одной стороны, это избавляет предприятие от расходов дополнительных средств на поиск дешевых материалов и обеспечение своевременных поставок. С другой стороны, закупка больших объемов сырья по более низким ценам останавливает движение денежных средств, извлекая их из оборота. В этой ситуации важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов, исходя из особенностей производственного процесса, условий поставок и цен на материалы. Лишний запас готовой продукции на складе, большой объем незавершенного производства и производственных запасов может быть показателем того, что производственные планы предприятия формируются без ориентира на объем продаж. Приведя планы производства продукции в соответствие с планами ее реализации, можно избежать закупки лишних запасов и затоваривания складов готовой продукцией, что позитивно повлияет на сокращение средств, направленных на формирование оборотных активов и тем самым улучшит финансовое состояние предприятия.

Сбои в поставках комплектующих или нарушение протекания производственного процесса могут вызвать задержку средств в незавершенном производстве, что также отражается на нерациональном использовании оборотного капитала предприятия. Таким образом, обеспечение бесперебойных поставок сырья и комплектующих, а также бесперебойного протекания технологических процессов в производстве способствуют улучшению финансовых показателей деятельности предприятия.

 
  Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Рис. 9.6. Анализ причин нерационального распоряжения получаемыми предприятием прибылями

Еще одной существенной проблемой чуть ли не каждого предприятия является большая дебиторская задолженность. Как правило, именно в ней задерживаются получаемые денежные средства. Усилия, касающиеся возврата этих средств с дебиторов, не останутся незамеченными и существенно отражаются на финансовом благосостоянии предприятия.

Как выяснилось, улучшить финансовое состояние предприятия можно, пытаясь получать как можно больше прибыли и/или рационально распоряжаться ими. Однако получать прибыль и распоряжаться ее – это неравнозначные вещи.

Получая небольшую прибыль, предприятие может приобрести исключительно нужное для производства количество сырья без создания стратегических запасов, заставлять покупателей своевременно оплачивать отгруженную продукцию, реализовывая ее сразу после выхода с производственного цикла без создания товарных запасов готовой продукции на складе. Но такая оптимизация деятельности предприятия тоже не безупречна: нельзя сократить запасы ниже минимально необходимых, невозможно сократить цикл производства продукции, чем этого требует технологический регламент, можно заставить покупателя платить день в день, но не наперед. То есть возможности сокращения оборотных активов предприятия достаточно ограничены.

«Финансовые дыры» в бюджете предприятия можно «подлатать», дотянувши до последнего, нормативно обоснованного, термина платы кредиторам; можно потребовать от покупателей максимально возможную предоплату поставок продукции, можно привлечь кредиты и др. Однако этот резерв отсрочки оплаты обязательств не неисчерпаемый. С приобретением основных производственных фондов ситуация аналогична – отказавшись от значительных капиталовложений, можно улучшить финансовое состояние предприятия. Но сокращение капитальных вложений возможно не более, чем до нулевого значения – на этом возможности улучшить финансовое состояние предприятия исчерпываются.

Таким образом, единственным двигателем финансового развития предприятия является получаемая им прибыль. Она постоянно создает основу для дальнейшей работы предприятия. Поэтому составление долгосрочных финансовых прогнозов всегда должна ориентироваться на повышение прибыли – максимизацию результатов деятельности предприятия.

Руководитель должен адекватно оценивать текущую ситуацию и выбирать наиболее эффективные комбинации решений изо всех возможных альтернатив. Его действия должны основываться на трех основных этапах, охарактеризованных ниже.

1. Оценка текущего финансового состояния предприятия и его изменений по сравнению с предыдущим периодом. Задачей этого этапа является не только анализ динамики финансовых показателей, но и определение допустимого уровня снижения финансовых коэффициентов. В некоторых случаях умышленно допускается временное снижение показателей. Например, осуществляя масштабную инвестиционную программу строительства и оснащения производства, в короткие сроки предприятие может осуществить вложения, которые превышают его текущие финансовые возможности. То есть на финансирование капитальных затрат кроме имеющейся прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов можно использовать краткосрочные кредиты, кредиторскую задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть полностью оправданными, поскольку короткие сроки строительства будут способствовать быстрому завоеванию нужной предприятию доли рынка. Поскольку длительное капитальное строительство может создать ситуацию, когда производство будет готово к выпуску нового продукта, а рыночный спрос измениться относительно этого товара. Таким образом, для будущего прироста прибыли, а, следовательно, будущего укрепления финансового состояния предприятия временно может допускаться снижением основных финансовых показателей. Задачей руководителя в данной ситуации является определение границы, ниже которой финансовая ситуация станет критической.

2. Определение причин, которые привели к изменениям финансового состояния предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причину успехов, при этом изучив предпосылки их возникновения – получение прибыли предприятием и/или ее нерациональное использование. Большое значение также имеет определение действий предприятия и изменений внешней среды, которые привели к ухудшению финансового состояния.

3. Разработка программы действий на будущее. Комбинации управленческих решений, которые принимаются руководством предприятия, могут быть очень разнообразными и постоянно изменяться. В периоды спада прибыльности (например, в периоды сокращения спроса) особенно решительными мерами является контроль управления оборотным капиталом (по показателям объемов закупочных запасов, своевременности поставок комплектующих, точности плановых объемов производства и отсутствие затоваривания складов) и определение необходимой суммы капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв для финансирования капитальных вложений – например, за счет закупки меньшего объема запасов или быстрого получения средств от дебиторов-покупателей.

Если прибыль небольшая и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, следует обратить внимание на расходы. В условиях падения объемов продаж целесообразно передать часть технологических операций на сторону, сократив часть производственных фондов. Сокращение затрат можно достичь за счет организации производства отдельных комплектующих и отказа от их закупки на стороне. Но предварительно следует осуществить оценку целесообразности реализации такого проекта и финансовых возможностей предприятия относительно его поддержки.

Основы финансового планирования и прогнозирования деятельности предприятия

Финансовая диагностика предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов относительно его финансового оздоровления. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовое состояние предприятия, чтобы минимизировать свои риски по внесениям и займам, а также для дифференцированного установления процентных ставок.

Результатом финансовой диагностики является получение определенного количества основных, наиболее информативных параметров, которые объективно и точно отображают финансовое состояние предприятия. По этим результатам формируются планы его развития.

Экономику современного предприятия невозможно представить себе без планирования. Планировать деятельность предприятия необходимо для того, чтобы:

- понимать: где, когда и для кого предприятие собирается изготавливать и реализовывать продукцию;

- знать: какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

- добиться эффективного использования привлеченных средств;

- предусмотреть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и своевременно использовать действенные меры относительно их минимизации.

Финансовое планирование – это деятельность, которая предусматривает разработку эффективной стратегии управления процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, воплощенная в детализированных финансовых планах.

Главными этапами финансового плана являются:

- анализ инвестиционных возможностей и источников финансирования;

- прогнозирование последствий принятых текущих решений для предупреждения возникновения неблагоприятных ситуаций и нахождение связи между текущими и будущими управленческими решениями;

- обоснование обратного варианта развития предприятия;

- оценка полученных предприятием результатов и их сравнение с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование основывается на маркетинговом, производственном, технико-технологическом, кадровом и других планах развития предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии деятельности предприятия.

Содержание процесса финансового планирования представлено на рис. 9.7.

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru

Разработка тактики
Долгосрочное планирование
Краткосрочное планирование (бюджетирование)
Реализация планов
Анализ и оценка результатов

Рис. 9.7. комплексный характер финансового планирования на предприятии

В экономике предприятия выделяют два равных финансовых планирования: долгосрочное (инвестирование) и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное финансовое планирование связано с приобретением основных фондов для их длительного использования. Разработчики долгосрочных финансовых планов анализируют агрегированные инвестиционные показатели, не вдаваясь в детали.

Краткосрочное финансовое планирование связано с решением вопросов текущей хозяйственной деятельности предприятия (с текущим бюджетированием).

Выделяют три основных предпосылки финансового планирования:

1. Наличие модели прогноза. Финансовые планы должны учитывать влияние как можно большего числа определяющих факторов. При этом прогнозирование основывается на статистической информации с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и др.), экспертных оценок и др.

2. Отсутствие идеального финансового плана. На сегодняшний день не существует модели, которая бы решала вместо менеджера приоритетность каждой из возможных альтернатив. Управленческое решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и интуиции руководителя.

3. Контроль над воплощением финансового плана. Достижение долгосрочных целей невозможно без текущего планирования. Ни один долгосрочный план не выполняется с абсолютной точностью. Требование к точности планирования должно удовлетворяться по мере приближения окончания планового периода к моменту планирования. Каждый руководитель должен требовать выполнение плана как можно точнее, предусматривая несоответствие намеченного результата фактическому.

Сформулированные выше предпосылки носят достаточно обобщающий характер. В тоже время, следует осознавать, что финансовый план – это набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных методик.

Конечным результатом финансового плана является составление прогнозного баланса предприятия, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств.

Основными технологическими принципами финансового планирования являются:

1. Принцип соответствия заключается в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать к финансированию этого договора при помощи эмиссии облигаций нецелесообразно. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. Тем не менее, для проведения модернизации имеющегося на предприятии парка оснащения стоит привлечь долгосрочные источники финансирования.

2. Принцип постоянной необходимости в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных обязательств, то есть нельзя планировать «слаболиквидный» баланс предприятия. Данный принцип заключается в том, что определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск почувствовать дефицит оборотных средств.

3. Принцип излишка средств предусматривает в процессе планирования обязательное наличие средств на расчетном счете для обеспечения платежеспособности предприятия в тех случаях, когда кто-либо из плательщиков просрочит свой платеж. В том случае, когда сумма денежных средств предприятия становится слишком большой (выше предельного значения), оно может использовать их для приобретения высоколиквидных ценных бумаг.

Финансовая диагностика осуществляется с помощью различных моделей, которые дают возможность структуризировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Существует три основные типы моделей, которые применяются в процессе анализа финансового состояния предприятия: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели являются наиболее применимыми в практике, они основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. К ним принадлежат:

- построение системы отчетных балансов;

- подача финансовой отчетности в разных аналитических разрезах;

- вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;

- система аналитических финансовых коэффициентов;

- аналитические пояснения (примечания) к отчетности.

Предикативные модели – это модели предвиденного, прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов, расходов и прибылей предприятия, а также его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются:

- расчеты точки кретического объема продаж;

- построение прогнозных финансовых отчетов;

- модели динамического анализа (детерминированные факторные и регрессивные модели).

Нормативные модели – это модели, которые дают возможность сравнить фактические результаты деятельности предприятия с нормативными (рассчитанными на основании норматива). Эти модели используются, как правило, при внутреннем финансовом анализе, их сущность заключается в установлении нормативов на каждую статью затрат относительно технологических процессов, видов изделий и при рассмотрении и выяснении причин отклонений фактических данных от этих нормативных.

Финансовая диагностика в значительной степени основывается на использовании жестких детерминированных факторных моделей.

Прогноз, основанный на осуществлении наиболее вероятных событий, предусматривает разработку конкретного финансового плана, который теряет свою ценность уже после появления первого маловероятного события, и предприятию необходимо разрабатывать новый финансовый план. В такой ситуации для предотвращения появления неблагоприятных событий на стадии подготовки (предварительной разработки) финансового плана следует применить ситуационный анализ по схеме «что будет, если…?»

Основными ограничительными предпосылками такого ситуационного анализа являются:

- наличие множества неконтролируемых предприятием внешних факторов, которые влияют на его финансовое состояние в плановом периоде;

- большинство внешних факторов, которые влияют на финансовое состояние предприятия, не поддаются или трудно поддаются количественной оценке;

- количественные значения факторов в плановом периоде неизвестны и поддаются только вероятностной оценке;

- рассмотрение не дискретных значений факторов, а определенного их диапазона.

Сущность ситуационного анализа заключается в том, что, изменяя выходные данные о ситуации на предприятии, анализируются конечные результаты планирования, оцениваются риски и определяется оптимальный вариант действий.

Бюджетирование является основным элементом процесса финансового планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого представляются в виде системы бюджетов.

Разработка бюджетов осуществляется в пределах оперативного планирования. Исходя из стратегической цели предприятия, бюджеты решают проблемы рационального распределения ограниченных экономических ресурсов. Разработка бюджетов добавляет количественной определенности выбранным перспективам функционирования предприятия.

К числу основных задач бюджетирования относятся:

- обеспечение текущего планирования;

- обеспечение эффективной координации и системы коммуникаций между подразделениями предприятия;

- обоснование затрат предприятия;

- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

- выполнение требований контрактов.

Качественно составленный бюджет полностью оправдывает расходы на его разработку и внедрение. Осуществление бюджетирования на предприятии сопровождается решением методических и организационных проблем. В принятии обоснованных управленческих решений бюджетирование играет существенную роль, которая заключается в следующем:

- изучение внутренней и внешней документации предприятия, его организационной структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и др.;

- поиск наиболее легких путей привлечения управленческой команды предприятия к процессу бюджетирования;

- разработка плана-графика внедрения результатов бюджетирования в деятельность предприятия;

- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

- создание информационной базы для бюджетирования, что предусматривает разработку новых отчетов подразделений, приближенных к специфике деятельности предприятия;

- создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

- разработка программного обеспечения и его монтаж во внутренней информационной сети предприятия;

- обучение персонала (повышение уровня его квалификации).

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Кроме значительных затрат времени он требует привлечения высококвалифицированных специалистов в сфере бюджетирования и компьютерной техники.

Бюджетирование осуществляется как для структурных подразделений, так и для предприятия в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия. Учитывая последовательность подготовки документов для составления единого бюджета, выделяют две составляющие части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом финансового планирования: подготовка операционных и финансовых бюджетов.

Перечень операционных бюджетов включает:

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет производственных запасов;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет производственных накладных расходов;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет коммерческих затрат;

- бюджет управленческих затрат;

- прогнозируемый отчет о прибыли.

К финансовым бюджетам относятся:

- бюджет доходов и расходов;

- бюджет собственных и заемных средств;

- прогнозный баланс.

Дополнительным является инвестиционный бюджет, который отображает долгосрочную инвестиционную стратегию предприятия.

Важным фактором бюджетирования является время. В бюджетировании важно понимать, что финансовое планирование следует осуществлять так, как это удобно предприятию.

Поскольку, как указано выше, финансовая диагностика предприятия основывается преимущественно на применении жестких детерминированных факторных моделях, рассмотрим основные принципы финансового моделирования ситуации на предприятии.

Определение эффективности функционирования предприятия осуществляется для обоснования не только его производственно-сбытовой деятельности. Эти данные могут быть использованы при разработке планов развития предприятия на соответствующем рынке, при оценке структуры и направлений его товарооборота. При определении эффективности деятельности предприятия применяется системный подход, который дает возможность осуществить комплексный анализ какой-либо операции производственного и непроизводственного характера. Для осуществления финансовой диагностики предприятия необходимо выбрать критерий эффективности.

Критерий – это главный признак (мера оценки) какого-либо процесса (вида деятельности). На основе такого признака осуществляется количественная оценка эффективности хозяйствования предприятия. Согласно приведенному определению выбранный критерий должен соответствовать принципам построения показателей эффективности, а также всесторонне воспроизводить ее экономическую сущность. На основании производных данных о деятельности предприятия можно рассчитать промежуточные и обобщенные показатели, построить факторную модель, разработать формулы влияния факторов на обобщенный показатель, рассчитать возможные отклонения от запланированного прохождения хозяйственной деятельности, вычислить резервы и обосновать проблемы, которые требуют немедленного решения на управленческом уровне.

Экономическое обоснование деятельности предприятия осуществляется на основании анализа показателей эффективности.

Показатели экономической эффективности делят на:

1) Показатели эффекта, которые определяются как абсолютные значения и выражаются в денежных единицах как разница между результатами деятельности и затратами на их осуществление;

2) Показатели эффективности, которые определяются как соотношение результатов деятельности предприятия до затрат на ее осуществление и выражаются относительными величинами.

Расчет показателей эффективности требует выполнение следующих принципиальных методологических положений:

1) Принципа полномасштабного учета всех составных элементов затрат и результатов, который предусматривает качественную классификацию и отображение показателей в документах оперативного, статистического и бухгалтерского учета;

2) Принципа сведения затрат и результатов для сопоставления, который показывает, что сравниваемые показатели должны измеряться в одинаковых количественных единицах носить антонимический характер в экономическом понимании. При конструировании показателя эффективности числитель и знаменатель последнего должны включать возможное дублирование составных элементов;

3) Принципа сведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени;

4) Принципа соотношения с базовым вариантом, который дает возможность применять показатели эффективности для экономического анализа, осуществляемого не только с целью определения текущего состояния деятельности предприятия, но и для обработки предложений относительно улучшения его деятельности в перспективе.

Осуществляемая диагностика заключается в изучении текущего состояния предприятия, его отклонений от запланированного уровня и выявления факторов, которые вызвали эти отклонения. Она является базой для принятия управленческих решений, поэтому ее целью является:

- оценить деятельность предприятия и его подразделений;

- выявить возможные резервы;

- сформулировать проблемы, которые необходимо решить.

Оценка деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления фактических результатов с плановыми или за предыдущий период. Целесообразной является также оценка относительно нормативных показателей или показателей деятельности аналогичных предприятий. Результаты оценки деятельности предприятия являются базой для эффективного стимулирования этой деятельности, корректировки планов и др.

Выявление резервов – чрезвычайно важный этап для разработки плановых организационно-технических мероприятий с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Осведомленность относительно резервов, а именно их величины и места возникновения, дает возможность классифицировать их по степени важности, уровню управления, времени действия.

Выявление и своевременное решение проблем, которые возникают во время деятельности предприятия, дает возможность оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Формулирование проблем осуществляется на основе изучения факторов каких-либо отклонений и является важным аспектом их дальнейшего решения.

Во время финансового моделирования деятельности предприятия следует решить такие вопросы методологического характера:

1) Выбрать цель определить задачи;

2) Определить время и последовательность его проведения;

3) Определить источники информации и ее вероятность;

4) Выбрать методику осуществления анализа;

5) Определить конкретных лиц и службы, которые будут отвечать за последствия, результаты и качество финансового моделирования на основе факторного анализа.

Важной особенностью факторного анализа является период его осуществления, от которого зависит перечень этапов анализа и их последовательность. Определение оптимального соотношения между временем осуществления и глубиной анализа – не менее важная проблема. Одним из путей решения такой проблемной ситуации является системный подход.

Структура факторного анализа согласно с приведенной схемой можно объяснить так: при выборе критерия оценивающего вида деятельности на наивысшем уровне управления устанавливается обобщающий показатель, дальше определяется круг факторов, которые влияют на его важные составляющие, а в конце анализируются производные показатели, которые определяют исследуемую ситуацию.

Методику анализа применяют в зависимости от:

- цели анализа;

- наличия информации;

- времени проведения анализа.

Сложность и разнообразие применяемых методик зависит от уровня управления: чем ниже по иерархии уровень управления, тем более простые модели решаются с помощью несложных моделей, и наоборот, чем выше уровень управления, тем боле сложные решаются проблемы, которые требуют применения современных методик анализа. Решение какой-либо проблемы требует детального рассмотрения ситуации, которая сложилась, с помощью разработки факторной модели, которая представляет собой органично согласованную систему обобщенных, промежуточных и производных показателей, которые характеризуют функциональную сферу анализа, а также взаимосвязей между ними. Разработка факторной модели осуществляется последовательно установленного обобщенного показателя через расчет промежуточных показателей при помощи производных данных, которые отображают особенности технологии организации производства, конструкции изделий, условий материально-технических поставок и др. Формирование модели начинается с определения обобщенного показателя на основе выбранного критерия эффективности определенного вида деятельности. После определения обобщенного показателя аналитик осуществляет его декомпозицию на составные элементы через промежуточные показатели. К составным обобщенного показателя относят промежуточные показатели, которые вошли в формулу его расчета. Цель осуществления анализа определяет состав промежуточных показателей и необходимость их дальнейшей детализации. По каждому промежуточному показателю рассматривают формулу его расчета и устанавливают факторные взаимосвязи. После этого они оцениваются с точки зрения принадлежности показателям, которые отображают технико-технологический уровень и возможности их дальнейшей детализации. Повторяя такую процедуру детализации промежуточных показателей, аналитик достигает самого низкого уровня – уровня производных данных.

Глубина детализации определяется, с одной стороны, возможностью выражения промежуточных показателей с помощью формул и особенностями производных данных, а, с другой стороны, - целью анализа.

После разработки факторной модели следует проанализировать производные данные, на основе которых собственно и осуществляется моделирование. Систематизация этих данных приводится в табличном виде (таб. 9.12).

Таблица 9.12

Систематизация данных для факторного анализа

Показатель Индекс Единица измере-ния Величина Отклонение
отчетный период базовый период абсолют-ное, (+,-) относитель-ное, (%)
Обобщенный показатель            
Промежуточный показатель            
Производный показатель            

Самым ответственным этапом построения факторной модели можно считать разработку формул влияния факторов на обобщенный показатель. Инструментарием такого процесса является метод «цепных подстановок», сущность которого заключается в том, что влияние каждых факторов на обобщенный показатель определяется путем последовательной замены базовых значений промежуточных показателей на анализированные. При таких условиях в первую очередь осуществляется замена количественных показателей, а потом – качественных. Если в формуле несколько качественных и количественных показателей, то последовательность подстановок определяется экономической логикой процесса.

Пример. Допустим, обобщенный выбранный критерий эффективности R представляет собой произведение двух факторов, влияние которых отображено показателями а и с. Таким образом, обобщенный показатель должен быть записан в виде двухфакторной модели в соответствии с формулой (9.28):

R=a*c. (9.28)

Модель содержит два количественных показателя: а и с. Для определения последовательности влияния их изменения следует осуществить некоторые преобразования. Допустим, что количественный показатель с, как составная обобщенного критерия R, принадлежит числу составляющих первого порядка, тогда как показатель а принадлежит группе составляющих второго порядка. Поэтому на первом этапе следует учесть факторное влияние показателя с, а на втором этапе – показателя а. Приняв во внимание вышеперечисленные особенности, цепочка подстановок выстраивается по порядку, определенному формулой (9.29):

R0=aбаз*cбаз, (9.29)

где баз – индекс, который характеризует принадлежность показателя к базовому периоду.

Определение влияния количественных факторов:

Первак подстановка определяется формулой (9.30):

R1=aбаз*cот, (9.30)

где от – индекс, который характеризует принадлежность показателя к отчетному периоду.

Влияние фактора с определяется по формуле (9.31):

Δ Rс = R1 - R0 = aбаз*cот - aбаз*cбаз = aбаз(cот - cбаз)= aбаз Δc. (9.31)

Другая подстановка определяется формулой (9.32):

R2=aот*cот. (9.32)

Влияние фактора а определяется по формуле (9.33):

Δ Rа = R2 – R1 = aот*cот - aбаз*cот = cот (aот - aбаз)= сот Δa. (9.33)

В соответствии с примером рассматривается влияние всех промежуточных и производных показателей на обобщенный критерий.

После разработки факторной модели и формул влияния факторов на обобщенный показатель, полученные результаты вносят в таблицу 9.13.

Таблица 9.13

Влияние факторов на обобщенный показатель

Фактор Индекс Отклонение
абсолютное, (+,-) относительное, (%)
Изменение обобщенного показателя, в том числе за счет: - первого промежу-точного показателя; - второго промежу-точного показателя; и так далее.      

После осуществления анализа нужно убедиться в его вероятности. С этой целью проверяют относительные значения отклонений обобщенного показателя от нормативного значения в зависимости от влияния разных факторов. Если сумма относительных отклонений і+1 уровня равна значению і уровня, то анализ осуществлен правильно.

Завершающим этапом моделирования является расчет резервов. Под резервами следует понимать возможные улучшения, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия. По признаку управляемости системы различают:

- организационные резервы;

- потенциальные резервы;

- перспективные резервы.

К организационным резервам (РОРГ) относят потери, которые обусловили отклонение от нормального хода деятельности, отображенного в плановых показателях. Чтобы выявить этот резерв, необходимо изучить факторы отклонений, которые возникли, распределить их на управляемые и неуправляемые с точки зрения менеджмента, определить потери, к которым привели неуправляемые факторы влияния. Определение величины организационного резерва можно упростить с помощью осуществления оценки деятельности в анализируемой сфере за отклонениями, которые зависят от уровня управления.

К потенциальным резервам (РПОТЕНЦ) относят возможное улучшение показателей до уровня, который является желаемым для деятельности предприятии. Расчет его проводят по формулам влияния факторов на обобщенный критерий. Максимально задействовать этот резерв невозможно. Но следует подчеркнуть, что он является базой для расчета мощности работ, которую рассчитывают по обобщенному показателю.

К перспективным резервам (РПЕРСП) относят возможное улучшение показателей до уровня, который отвечает всестороннему внедрению научно-технического прогресса в производство. Расчет этого резерва осуществляют согласно формулам влияния промежуточных и производных показателей на обобщенный критерий, а величина его зависит от темпов внедрения научных разработок в производственный процесс.

Учитывая указанные особенности, формулы расчета резервов приведены ниже (9.34-9.36):

РОРГ = Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru . (9.34)

РПОТЕНЦ = Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru *100%. (9.35)

РПЕРСП = Анализ финансовых проблем деятельности предприятия - student2.ru *100%. (9.36)

где ВЗКi – потери, регламентированные предприятием;

Rmax – максимально достижимый уровень критерия эффективности (с учетом данных базового и текущего периода);

Rот – значение критерия эффективности в отчетном периоде;

Rперсп – уровень критерия эффективности с учетом обработанных предложений, направленных на улучшение ситуации, которая сложилась в отчетном периоде.

На основе окончательной оценки деятельности предприятия, выявленного влияния факторов на анализируемый показатель, вычисление резервов определяются проблемы, которые требуют неотложного решения для повышения эффективности деятельности предприятия.

Сформулировав проблему, необходимо обработать рекомендации, которые способствуют улучшению ситуации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность финансовой диагностики.

2. Составляющие финансовой диагностики.

3. Чем отличается финансовый анализ от финансовой диагностики?

4. Для чего необходимо осуществлять анализ операционных затрат предприятия.

5. Каким образом определяются резервы повышения эффективности финансовой деятельности.

Литература: (3, 6, 7).

Наши рекомендации