Ый уровень: ИНФОРМАЦИЯ (Клиент ознакомлен с некой информацией).

2-ой уровень: ИНФОРМАЦИЯ + ЗАДАННАЯ ОЦЕНКА (Клиент ознакомлен с некой информацией и разделяет заданную оценку).

3-ий уровень: ИНФОРМАЦИЯ + ЗАДАННАЯ ЭМОЦИЯ + ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ (Клиент ознакомлен с информацией, искренне разделяет ее оценку и готов пересказывать ее другим Клиентам).

Ый уровень: БЕЗДУМНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ (Клиент ознакомлен с информацией, искренне разделяет ее оценку, готов пересказывать ее и даже отстаивать действием).

2. Не менее 95% рекламы и PR-акций не превосходят 1-ый качественный уровень. Поэтому заниматься теорией PR целесообразно, изучая весьма редкие решения 2-го и 3-го уровня.

В грамотно спроектированной рекламной кампании можно обнаружить «ходы» различного уровня.

4. Важно, при необходимости, уметь «переводить» прямую рекламу в хорошо запоминаемые и охотно пересказываемые Клиентами PR-акции 2-го и 3-го уровней - см. Главы 9 и 10. Следует помнить: наиболее эффективная и действенная PR-акция может и не замечаться Клиентом, ибо она «сделана» из его мыслей, образов, привычек...

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАЧА 7. Дело происходит в гостях. Кто-то искренне обмолвился, что не знает, кто он по знаку Зодиака. Присутствующие дамы, выяснив число и месяц рождения гостя, назвали его зодиакальный знак, сделали несколько предположений о чертах здоровья и характера... Вопросы: назовите, в учебных целях, какие PR-акции Вы заметили ? Какого уровня ?

ЗАДАЧА 8. Изготовители известной куклы Барби объявляют по всему миру конкурсы среди детей на лучшую историю о кукле. Каких целей они достигают ? Зачем ?

ЗАДАЧА 9. (Консультация «ТРИЗ-ШАНС», 1992 г.). Для размещения частной рекламы в газетах бесплатных объявлений, достаточно заполнить и выслать в редакцию купон. Для подачи объявления от фирмы его нужно оплатить в редакции. Более того, в наиболее популярных газетах сотрудники пытаются отслеживать: не подается ли объявление от фирмы под видом частного. Предложите решение, которое будет дополнительно рекламировать газету и избавит от необходимости выискивать коммерческие объявления среди частных.

ЗАДАЧА 10. Завтра - сражение. В эскадре адмирала Нельсона все, кто мог, писали письма на родину - в Англию. Офицеры и матросы столпились на берегу. И вот на фрегате подняты паруса и он отчаливает. Но тут обнаружилось, что молодой моряк, собиравший почту в мешок, в спешке забыл опустить собственное письмо. Почти одновременно об этом узнали дежурный офицер и адмирал Нельсон. Что сделал (согласно Уставу) офицер, и что (согласно канонам PR) - Нельсон ?

ЗАДАЧА 11. В рассказе А.П. Чехова «Пассажир 1-го класса» герой, инженер, построивший за свою жизнь много мостов, автор технических изобретений, возмущается тем, что его имя неизвестно публике. «Пока живу, я построил на Руси десятка два великолепных мостов, соорудил в трех городах водопроводы, работал в России, в Англии, в Бельгии... Во-вторых, я написал много специальных статей по своей части... я нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии».

Далее инженер возмущается тем, что его любовница, местная певичка, пользуется широкой известностью, хотя она: «Девчонка пустая, капризная, жадная, притом еще и дура». И рассказывает случай: «Как только помню, происходит у нас торжественное открытие движения по вновь устроенному мосту. Ну, думал, теперь публика на меня все глаза проглядит. Куда бы спрятаться ? Но напрасно, сударь мой, я беспокоился». Герой не привлек внимания публики. «Вдруг публика заволновалась: шу-шу... Лица заулыбались, плечи задвигались, «Меня, должно быть, увидели»,- подумал я. Как же, держи карман !» Оживление публики было вызвано появлением ... певички. Дайте профессиональный комментарий описанному случаю.

ЗАДАЧА 12. Проведите обсуждение: в каких PR-акциях возможно целенаправленное использование «кривых зеркал» ? Обычно они используются лишь как аттракционы.

ЗАДАЧА 13. Проведите в учебных целях обсуждение тезиса: «PR-акции высокого уровня не заметны Клиентам, но действенны...». Для начала обсуждения рассмотрите ПРИМЕРЫ: 2, 6, 61, 72, 86, 92, 101 и 111.

Внимание ! При первом прочтении эту главу можно пропустить.

Глава 3.

ПРИПЦИП ДОМИНАНТЫ А.А.УХТОМСКОГО И PUBLIC RELATIONS

Доминанта, как единый психофизиологический механизм интуиции и инерции мышления. Стадии выработки доминанты. Свойства доминанты.

ФЕНОМЕНДОМИНАНТЫ

До 80 % французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца передачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи !», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы». Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и нажать на выключатель. Но что-то им мешает сделать это... А вот пример более прогрессивный: «Если вы представите себе человека,

- рассказывала жена известного изобретателя и бизнесмена Томаса Эдисона,

- живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы».

Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то». Доминантный очаг способен «стягивать» внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время - даже во сне - думает. Но о чем ? Где новые мысли ? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга... Хотя, казалось бы, человек волен думать, что хочет, но не всегда волен решить, что ему хотеть... Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления и действия (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой - основа творческого «осенения», «озарения». Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» - ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может - и ложный вывод. Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Этот же механизм - но под другими названиями - изучался в научных школах В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

ПРИМЕР 7. «Ум, беременный идеей, как темной тучей, вдруг находит механизм для ее разрешения посреди «не идущих к делу» впечатлений от восхождения на горы в солнечный день (Гельмгольц), или от прогулки посреди уличной толпы (Пуанкаре), или от созерцания обезьян в зоологическом саду (Кеккуле). Измученный работою Авенариус по совету врачей был свезен женою в Италию с целью отвлечь его от поглощавших его задач. Как потом оказалось, Авенариус в Италии ничего не видел, но с усугубленной энергией собирал материалы к занимавшей его работе». [4, с. 102]

Как возникает доминанта ? В своем развитии она проходит три стадии. 1-я стадия. Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

ПРИМЕР 8. Вспомним, как видит Андрей Волконский Наташу Ростову на первом ее балу в Петербурге: «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившийся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью... Вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я этому счастлива, и я всех люблю, и мы с Вами все это понимаем, - и еще многое, многое сказала эта улыбка».

2-я стадия. Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», - выборка раздражителя для данной доминанты.

ПРИМЕР 9. «Князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она подняла голову, разрумянившись, и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале».

Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла соответствующего раздражителя.

3-я стадия. Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя (!) тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея...

СВОЙСТВА ДОМИНАНТЫ

Ознакомившись с примерами, перечислим четыре свойства доминантного очага (на самом деле их больше), которые пригодятся нам в рекламной деятельности:

1) Это очаг возбуждения, и, как правило, достаточно стойкий во времени;

2) Это очаг (а в более общем случае - система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.), так и в подкорке, ведающей инстинктами. То есть, доминанта может действовать, но не осознаваться человеком !

3) Доминантный очаг обладает свойством «стягивать» различные внешние раздражители (даже не относящиеся к доминанте) и «подпитываться» ими. Вспомним еще раз столь популярные в творческой среде истории про «озарения». Нервные импульсы, вместо того чтобы двигаться по своему традиционному пути, идут в сторону доминантного очага - Рис. 2.

«Не входить в споры и прения, потому что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться, - а следует ждать, когда она сама себя преодолеет опытом... Это от того, что доминанта всегда самооправдывается и логика - слуга ее!» - писал А.А. Ухтомский [4, с.238].

4) В конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта [3] и [4]. Приведем иллюстрации на эти свойства.

ПРИМЕР 10. Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши»...

Буянов М.И., Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М., «Просвещение», 1988 г., с. 172.

ПРИМЕР 11. Рассказывает актёр Сергей Бехтерев, которому было поручено сыграть сумасшедшего. Придя для консультации в Психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, он сказал секретарше главврача:

- Здравствуйте, я Бехтерев. Она испугалась.

- Напрасно, - говорю, Вы пугаетесь. Я действительно Бехтерев и мне надо поговорить с главврачом.

- Его нет, - отвечает медсестра.

- Но вы понимаете, что я - Бехтерев ?

- Я понимаю, понимаю... Вы - Бехтерев, Бехтерев.

- Вот, девушка, напрасно Вы так... Я же вижу по глазам, что Вы мне не верите. Если бы поверили, то пропустили. Тем более, что мне очень надо.

- Успокойтесь. Я верю, что Вы Бехтерев. Но главврача сейчас нет. Посидите, - бормочет она, а сама, вижу уже собирается нажать на секретную кнопку под столом, которой подают сигнал санитарам.

- Да я Вам сейчас паспорт покажу, чтобы Вы мне поверили, - настаиваю я.

- Не надо, я Вам и так верю.

- Не верите... А жаль, - с укоризной замечаю я, будучи уверенным, что я действительно Бехтерев. И так эта игра длилась четверть часа, не меньше. И до того я заморочил ей голову, что в конце концов она сдалась: «Ну, хорошо, давайте ваш паспорт !». Она его раскрывает, ее глаза делаются круглыми, она кричит: «Так Вы - Бехтерев ? Что же Вы мне сразу не сказали!»

Сердобольский О., Как трудно быть не сумасшедшим, газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 18.09.1992 г.

Архимед во время войны, сосредоточившийся над кругами на песке; молодая мать, не реагирующая на работающий телевизор, но мгновенно просыпающаяся, если забеспокоится во сне ее малыш; напряженное ожидание отложенного рейса пассажиром Аэрофлота - все это проявления принципа доминанты. Можно привести много примеров. Важно другое: доминанта -объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных, человек способен осознавать, корректировать прежние и, - главное! - создавать новые доминанты. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное» [4; с. 92]. «КОГДА МЫ СЕБЯ НЕ ЗАМЕЧАЕМ, ТОГДА ВСЕ КАЖЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ», считал А.А. Ухтомский.

РЕЗЮМЕ

1. Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны и шаблонность мышления, неприятие нового с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты, открытого А.А. Ухтомским [41.

2. Восприятие человеком - в том числе рекламы и PR-акций ! - зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у человека доминанты и/или стереотипов (см. также Главу 5). Поэтому проектировать коммуникации от своего «хочу», игнорируя доминанты и стереотипы Клиентов - значит проиграть рекламу еще на старте.

Механизм доминанты, т.е. «заряженности» человека некой идеей, образом делает процесс восприятия и принятия решения внешне нелогичным (иррациональным) и НЕ описываемым по логической схеме: воздействие на человека - его реакция.

4. Более того, доминанта может определять поведение и чистосердечно не осознаваться человеком!

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАЧА 14. Продолжите - по смыслу - фразу А.А. Ухтомского: «Реплики ученых после доклада - не о выслушанном, а о...»

ЗАДАЧА 15. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, можно объяснить отсутствие на железнодорожных и авиабилетах точного времени прибытия ?

ЗАДАЧА 16. Какие доминанты могут быть у туристов, посещающих княжество Монако и почему в местных церквях не поют псалмов с номером ниже 36 ?

ЗАДАЧА 17. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, объяснить известный эффект: когда спешишь в толпе, то буквально «все мешают»?

ЗАДАЧА 18. Почему в лондонском метро (а затем и в других городах и странах) таблички «НЕТ ВЫХОДА», заменили на «ВЫХОД РЯДОМ» ?

ЗАДАЧА 19. В школе обворован кабинет с дорогой аппаратурой. Директор школы подозревал ученика, но улик не было. В кабинет директора было приглашено несколько ребят, в том числе и подозреваемый, а также милиционер с собакой... Что предпринял милиционер ?

ЗАДАЧА 20. (Гин А.А., «ТРИЗ-ШАНС»). Статистика показывает, что наиболее неприятные реплики, вопросы, можно получить от лиц, сидящих по периметру (с краю, на последнем ряду) или на каких-то «особенных» местах - за отодвинутыми столами, на отдельно стоящих диванах. Обсудите: как можно объяснить такое поведение ? Как можно использовать предварительно расставленную мебель во время проведения семинара, пресс-конференций ?

Литература к главе:

1. Викентьев И.Л., Психофизиологические основы обучения ТРИЗ, «Журнал TPH3»1991г.,N4,c.l8-23.

2. Воронин Л.Г., Богданова И.И., Догадка и её физиологические механизмы / в Сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии , М., «Педагогика»: 1970 г., N 2, с. 127- 131.

3. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология / Сборник, Л..«Наука», 1990 г., 310 с.

4. Ухтомский А.А. Доминанта М.-Л., «Наука», 1966 г., 272 с.

Наши рекомендации