Финансы, денежное обращение и кредит

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

специальность 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

(код профессии, специальности СПО)

Кафедра: мировой экономики, финансов и страхования

Разработчики программы:

к.э.н., доцент Фадеева Л.И.

Москва – 2017

Оглавление

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 3

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 4

5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Государственная экономическая политика». 6

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

6.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. ..... 8

6.2 Информационное обеспечение обучения. 8

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 9

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования (далее СПО).

Профиль получаемого профессионально образования – социально-экономический.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения учебной дисциплины.Цель курса «Финансы, денежное обращение и кредит» состоит в формировании у студентов знаний в области теории финансов, денежного обращения и кредита; понимании процессов, происходящих в финансовой и денежно-кредитной сферах; формировании необходимой категориальной базы для целостного понимания отечественной системы финансового и денежно-кредитного регулирования социально-экономических процессов в обществе.

Задачи изучения учебной дисциплины:

· изучение основных финансовых понятий и категорий;

· изучение нормативно-правовой базы государственного регулирования финансовых отношений;

· изучение методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов;

· изучение современной финансовой системы, финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов;

· формирование целостной системы знаний о роли финансов в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений;

· осмысление сущности денег и денежного обращения;

· изучение кредитных отношений, места центрального банка и других кредитных организаций в кредитной системе страны, роли центрального банка в денежно-кредитной политике.

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебная дисциплина (далее - дисциплина) «Финансы, денежное обращение и кредит» в программе среднего профессионального образования относится к дисциплинам профессиональной подготовки профессионального цикла дисциплин специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении дисциплины «Основы экономической теории».

Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин:

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности;

2. Банковское дело;

3. Банковское регулирование и надзор;

4. Бухгалтерский учет;

5. Валютные операции в коммерческих банках;

6. Документооборот в банках;

7. Мировая экономика;

8. Налоги и налогообложение;

9. Национальная экономика;

10. Организация бухгалтерского учета в банках;

11. Основы банковского аудита;

12. Финансовые рынки;

13. Экономика организации.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. – ОК-1.

Знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – ОК-4.

Знать: виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением; анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК-8.

Знать:принципы финансовой политики и финансового контроля;структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройств.

Уметь: рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением.

Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов –ПК-1.1.

Знать:законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка.

Осуществлять межбанковские расчеты – ПК-1.4.

Знать:функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюдже.

Оценивать кредитоспособность клиентов – ПК-2.1.

Знать:законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

Осуществлять и оформлять выдачу кредитов – ПК-2.2.

Знать:функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Осуществлять сопровождение выданных кредитов – ПК-2.3.

Знать:функции, формы и виды кредита;особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Проводить операции на рынке межбанковских кредитов – ПК-2.4

Знать:функции, формы и виды кредита;структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь:оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением.

Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам – ПК-2.5.

Знать:принципы финансовой политики и финансового контроля;законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Уметь: анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

З1 - сущность финансов, их функции и роль в экономике;

З2 - принципы финансовой политики и финансового контроля;

З3 - структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

З4 - законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

З5 - основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

З6 - функции, формы и виды кредита;

З7 - структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций;

З8 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

З9 - виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

З10 - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

З11 - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы;

Уметь:

У1 - оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями,ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

У2 - рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

У3 - анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

У4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 80
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
в том числе:
занятия лекционного типа 28
практические занятия 32
лабораторные занятия
контрольные работы -
Объем часов для выполнения курсовой работы (проекта) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20
Устные и письменные опросы, рефераты, тест, практическое задание - задача
Итоговая аттестация в форме экзамена

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов
Раздел 1. Финансы
Тема 1.1. Сущность, функции и роль финансов в экономике. История развития финансов Содержание учебного материала 1
2. 3. Финансы как экономическая категория Функции финансов Основные этапы исторического развития финансов
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Сущность, функции и роль финансов в экономике. История развития финансов» 1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Роль финансов в экономике 2. Финансовые ресурсы 1
Тема 1.2. Финансовая система и ее элементы Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. Понятие финансовой системы и её место в экономической структуре общества Структура и основные звенья финансовой системы Финансовая система Российской Федерации на современном этапе
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Финансовая система и ее элементы» 1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Финансовая система, ее функции и звенья» 1
Тема 1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. Основы бюджетного устройства, принципы функционирования бюджетной системы Структура бюджетной системы РФ Государственный бюджет – центральное звено бюджетной системы
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации» 1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Государственные финансы в Российской Федерации: структура, законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны
  1. Бюджетная система Российской Федерации: принципы организации и
структура  
1
Тема 1.4. Налоговая система Российской Федерации Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. Сущность и функции налогов Классификация налогов Налоговая система России
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Налоговая система Российской Федерации» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Основные направления налоговой реформы в Российской Федерации» 1
Тема 1.5. Государственный кредит и государственный долг Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. 4. Понятие государственного кредита, его сущность и значение Государство как кредитор, должник и гарант Понятие государственного долга и его виды Долговая политика Российской Федерации
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Государственный кредит и государственный долг» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации» 1
Тема 1.6. Государственные внебюджетные фонды Содержание учебного материала 2
1.   2. 3. 4. Виды государственных внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды Пенсионный фонд России Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Государственные внебюджетные фонды» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Государственные внебюджетные фонды и роль в финансировании социальных программ 2. Финансирование пенсионной системы: Россия и зарубежный опыт. 1
Тема 1.7. Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. Управление финансами. Финансовый аппарат государства. Финансовая политика, ее цели, стратегия и тактика Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы проведения.
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Органы управления финансами 2. Структура Министерства финансов РФ и его роль в управлении финансами РФ 3. Федеральное казначейство, его задачи и функции 4. Счетная палата, ее задачи и функции 5. Федеральное казначейство, его задачи и функции 6. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов 7. Современная финансовая политика РФ. 1
Тема 1.8. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. 4. 5. Сущность и принципы функционирования финансов предприятий и организаций Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций Источники формирования финансовых ресурсов организаций Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий Особенности финансов некоммерческих предприятий
Практические занятия Решение задач на определение нормы прибыли предприятия Семинарское занятие по теме «Финансы коммерческих и некоммерческих организаций» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на определение рентабельности предприятия 1
Тема 1.9. Финансовая глобализация и её роль в формировании международных финансов Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. 4. 5. 6. Причины и последствия финансовой глобализации История развития международной финансовой системы Мировые финансовые центры Группа Всемирного банка Международный валютный фонд Европейский банк реконструкции и развития
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Финансовая глобализация и её роль в формировании международных финансов» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Международный валютный фонд, его роль в мировой валютно-финансовой системе 2. Группа Всемирного Банка, ее структура, задачи и роль в мировой экономике 1
Раздел 2. Денежное обращение
Тема 2.1. Происхождение, сущность, функции и виды денег Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. Происхождение денег Сущность и функции денег Виды денег
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Происхождение, сущность, функции и виды денег» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. История происхождения денег 2. Деньги из драгоценных металлов в истории России 3. Эволюция денежных форм 1
Тема 2.2. Денежная система государства и ее элементы. Закон денежного обращения Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. Денежная система государства и ее элементы Типы Денежных систем Закон денежного обращения
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Денежная система государства и ее элементы. Закон денежного обращения» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Виды денежных систем 2. Состояние и перспективы развития денежной системы РФ 3. Элементы денежной системы 4. Золотомонетный стандарт 5. Золотослитковый стандарт 6. Золотодевизный стандарт 2
Тема 2.3. Механизм наличного и безналичного денежного обращения Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. Понятие денежного оборота, его структура Налично-денежный оборот в РФ Безналичный денежный оборот в РФ
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Механизм наличного и безналичного денежного обращения» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Особенности налично-денежного обращения 2. Особенности безналичного обращения 1
Тема 2.4. Проблемы инфляции и антиинфляционная политика в рыночной экономике. Виды денежных реформ Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. 4. 5. Понятие инфляции. Современная трактовка ее причин Основные виды инфляции Методы исчисления инфляции. Классификация типов инфляции в зависимости от темпов роста цен Последствия инфляции Антиинфляционная политика государства. Виды денежных реформ
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Проблемы инфляции и антиинфляционная политика в рыночной экономике. Виды денежных реформ» 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Особенности инфляционных процессов в России 2. Антиинфляционная политика 3. Социально-экономические последствия инфляции 1
Тема 2.5. Финансовые рынки Содержание учебного материала 2
1. 2.   3. Понятие, характеристика, структура и функции финансового рынка Виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Финансовые рынки» 2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Понятие, классификация и характеристика акций 2. Понятие, классификация и характеристика облигаций 3. Производные (деривативные) финансовые инструменты   1
Раздел 3. Кредит
Тема 3.1. Сущность, функции и виды кредита Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. 4. Понятие и сущность кредита Принципы кредитования в рыночной экономике Функции кредита Виды кредита
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Сущность, функции и виды кредита» 1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Функции и принципы кредита 2. Виды кредита и их сравнительная характеристика 1
Тема 3.2. Кредитная и банковская система Содержание учебного материала 2
1. 2. 3.   4. 5. Структура кредитной и банковской системы Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. Коммерческие банки и небанковские кредитные организации Взаимоотношения Центрального банка и кредитных организаций
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Кредитная и банковская система» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. История банковского дела в России 2. Организация кредитной системы России, ее особенности 3. Виды небанковских кредитных организаций 1
Тема 3.3. Коммерческие банки: функции и операции Содержание учебного материала 2
1. 2. 3. 4. 5. Сущность коммерческих банков и их роль в развитии экономики Классификация банков Принципы деятельности коммерческого банка Функции банков Классификация банковских операций  
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Коммерческие банки: функции и операции» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Функции коммерческих банков и их роль в рыночной экономике 2. Сущность и виды пассивных операций банка 3. Сущность и виды активных операций банка 4. Банковские услуги 5. Ипотечное кредитование 6. Рассчетно-кассовое обслуживание клиентов банка 7. Сберегательный банк России и его операции 2
Тема 3.4. Центральный банк и его роль в экономике Содержание учебного материала 1
1. 2. 3. Цели и функции Центрального Банка Центральный Банк как проводник денежно-кредитной политики государства Методы денежно-кредитного регулирования, типы и инструменты денежно-кредитной политики
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Центральный банк и его роль в экономике» 2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Центральный банк России и его роль в банковской системе 1
   
  Всего:

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» требует наличия учебного кабинета, закрепленного за дисциплиной.

Оборудование учебного кабинета:

· посадочные места по количеству обучающихся;

· рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

· компьютер

· мультимедиа проектор.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

специальность 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

(код профессии, специальности СПО)

Наши рекомендации