Принципы упр-ия финансами банка.
Целью управ-ия фин-ми банка явл.максимизация прибыли акционеров при сохранении фин-ой устойч-ти банка.Достижение этой цели обеспеч-ся при соблюдении след.10 специф-их принципов:
1)правление директоров банка д/н одобрить стратегию управ-ия финансами и обесп-ть принятие высшим руковод-ом банка необх-х мер по мониторингу и контролю фин-ой устойчив-и.
2)высшее руков-во банка д/н следить за тем,чтобы ур-нь вероятности потери фин-ой устойчив-ти банка не превышал допустимой нормы;
3)субъекты банка д/н четко определить лиц и (или) комитеты,ответств-ые за упр-ие финансами во избежание потенц-ых конфликтов интересов.
4)стратегия и порядок оценки потери фин-ой устойчивости д/н соответ-ть хар-ру и сложности деят-ти банка
5)большинство нововведений,связанных с опер-ями по ограничению опасности потери фин-ой устойчивости,д/б заблаговр-но одобрены правлением или спец-но созданным комитетом.
6)менеджеры банка д/н располагать методикой оценки степени опасности потери фин-ой устойч-ти
7)Банк д/н установить и ввести в действие операц-ые лимиты и др.процедуры, позволяющие поддерж-ть ур-нь опасности потери фин-вой устойчив-ти в пределах,соотв. стратегии.
8)Для банка д/б определены допуст-ые пределы,за кот.возрастает вероят-ть возник-ия убытков.
9)Банк д/н располагать системами получ-ия инф-ии,необх-ой для опред-ия размера, мониторинга и регулир-ия опасности потери фин-ой устойч-ти.
10)Банк д/н располагать системой внутр-го контроля за процессом упр-ия фин-ми.
Организация финансового менеджмента в банке. Нормативно-правовые основы организации финансовой системы в банке. Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы банка, профиля и масштабов банковской деятельности.
Форм-ие ресурсов банков и их размещ-е напрямую зависит от множества факторов макроэк-го хар-ра:пол-кой и эк-кой стабильности в стране,уровня инфляции,доверия кред-ров и инвес-ров к банк.сис-ме,разв-я и устойч-ти рынка ц/б и др.Поэтому во всех странах банк.деят-сть относ-ся к наиболее рег-мой со стороны гос-ва в целях защиты интересов влад-цев ден.вкладов и депозитов, нах-ся в банке. Методом центр-ого рег-ия банк.деят-ти явл. закон-ые акты и нормат.док-ты органов банк.надзора.К числу осн.закон-ых актов, рег-их деят-сть к/о в Р.:1)блок прав.док-ов,опр-щих требования к орг-ии банк.менеджмента – федер.законы:«О ЦБРФ (БР);«О б.и б.деят-ти»;«О несос-сти(банкротстве)к/о»;«О страх-и вкладов»;2)блок–нормат.док-ты БР,опр-щие состав и содержание пруденциальных норм и требований к к/о.Посредством указ.норм проис-ит рег-ие предельных величин рисков,прин-ых к/о,форм-ия резервов,обеспеч-щих их устойч-ть и надежность.В нормат.док-ах БР сформулир-ны требования к порядку регист-и и лиценз-я к/о и аудит.фирм,занима-хся банк.аудитом,орг-ии бух.учета и отчет-ти,осущ-ию кред.операций, безналичных расчетов и т.д.;3)блок–нормат.док-ты самих к/о. К ним отн-ся разл-е положения,инстр-и и методики,опр-ие пол-ку к/о в целом и по опр-ым напр-ям, план. пок-ли деят-ти,порядок осущ-ия отдел.операций и предост-ия услуг, методики осущ-ния анал.разработок,порядок осущ-ия внутрибанк.контроля,требования к кред. докумен-ии и др.вопросы.Прав.основа БМ постоянно расширяется и совершенствуется,что требует повыш.проф-зма банк.менеджеров.Орг.устройство к/б хар-ся составом и функ-ми подраз-ий и сис-ой упр-я высшей иерархии.Сис-ма упр-ия высшей иерархии соотв-ет предопр-ой росс.закон-вом схеме упр-я АО и вкл.:1.Общ.собрание акционеров;2.Совет директоров банка;3.Прав-ие.Прав-ие сос-ит из председателя, его зам-ей и др.членов.Струк-ра подраз-ий может изм-ся в широких пределах.Ее м. классиф-ать по различ.признакам. Подраз-ия достаточно круп. универ-го банка м.б. отнесены к 1 из 2 типов:1)эк-ие – банк-их про-тов и техн-ий;расчет.-касс-го обслуж-я;кред-ия; по работе с клиентами; корр. отнош-й; вал.операций и внешнеторг.деят-ти;ц/б; по работе с персоналом;пластик.карт;рекламы и инф-ии;эк.анализа и отчет-ти;казначейство;стратег.развития и план-ия деят-ти банка;развития филиал.сети; анализа ключевых решений и т.п.. ;2)инфрастр-е– бух-ия; юр-ое;адм.-орг-ое(упр-ие делами);контрол.-ревизионное(внутр.контроль);безопас-ти и защиты инф-ии; информ-ии и компьют-ии; хоз-ое и т.п.
Информационная база ФБМ.
Сов-сть пок-лей,вкл.в информ.базу ФБМ делится на 4 группы:1.пок-ли,хар-щие общеэк.состояние страны:V доходов/расходов гос.бюджета, дефицит/профицит,V эмиссии,ден.доходы нселения,вклады в банках,индекс инфляции,учетная ставка ЦБ. Они служат для прогнозирования условий внешней среды банка.2.пок-ли,хар-щие состояние реального сектора эк-ки:индекс цен на про-цию,ставка налогообложения по осн.деят-ти,общ.стоимость активов,в.т.ч.оборотных,общ.стоимость кап-ла в.т.ч. собственного,V про-ной про-ции.Источники:рейтинги,платн.бизнес-справки,пресса.3.пок-ли,хар-щие конъюнктуру рынка:виды осн.котированых фондовых инструментов,котируемые цены спроса и предложения осн.фондовых инструментов.цены и V сделок по осн.фодновым инструментам,депоз.и кредит.ставки к/б,офиц.курсы отдельных валют,курсы купли-продажи отдельных валют на отдельном межбанк.бирже и к/б.Источники: публикации комм.изданий.4.пок-ли из внутренних источноков банка по данным фин.учета.
Фин.отчетность с сис-ме ФБМ.Требования к кач-ву фин.отчетности.
Фин.отчет-сть-совокупность форм отчет-ти,составленных на основе док-но обоснованных пок-лей фин.учета в целях доставления пользователям,для принятия деловых решений,информации о фин.состоянии банка.Инф-ция,содержащая в отчет-ти необходима гос.рег-щим органам,акционерам,руководителям и сотрудникам,клиентам.Принципы составления фин.отчетности: 1.двойная запись; 2.переидичность; 3.ден.оценка; 4.соответствия. Требования предъявляемые к фин. отчет-ти: 1.сравнимость; 2.постоянство; 3.материальность;4.консерватизм;5.полнота;6.эфф-сть.