Глава 2. Денежно-кредитная политика Банка России

Денежно-кредитная политика представляет собой одно из направлений государственной политики регулирования экономики, наряду с другими направлениями: бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной, антимонопольной, социальной, внешнеэкономической, тарифной политикой и др. Денежно-кредитная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

Денежно-кредитная политика основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: объем производства, занятость, цены, платежный баланс, валютный курс, и является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику в условиях рыночного ведения хозяйства.

Основным проводником денежно-кредитной политики страны и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является центральный банк исходя из монопольного права денежной эмиссии, полномочий по регулированию денежного обращения, кредита и валютного курса. Денежно-кредитное регулирование – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Помимо центрального банка к органам денежно-кредитного регулирования (денежным властям) в Российской Федерации относится также Министерство финансов Российской Федерации.

Объектами воздействия денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение денег, которые изменяются в результате действий органов денежно-кредитного регулирования (денежных властей), коммерческих банков и решений реального сектора экономики. Денежно-кредитная политика воздействует на объем денежной массы, управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом и контролируя ее.

Обеспечение экономического роста в стране, полной занятости населения, стабильности цен, устойчивости национальной валюты и внешнеэкономического равновесия являются конечными целями макроэкономической политики государства и находятся в тесном согласовании с целями денежно-кредитной политики, среди которых выделяют конечные, промежуточные и операционные цели.

Конечными целями денежно-кредитной политики в мировой практике денежные власти, как правило, объявляют стабильность цен и/или стабильность национальной валюты, в некоторых странах к этим целям добавляется устойчивый экономический рост.

Достижение конечных целей – глобальная задача, решение которой зависит от множества воздействующих факторов, поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели – промежуточные и операционные.

Промежуточные цели – это параметры, находящиеся под контролем денежных властей, изменения которых воздействует на значения ключевых макроэкономических показателей финансового рынка на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более).

К таким параметрам можно отнести:

· денежную массу;

· объемы кредитов;

· процентную ставку (долгосрочную);

· обменный курс.

Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо количество денег, поэтому промежуточные цели можно подразделить на две категории:

· количественные (монетарные), т.е. показатели, характеризующие количество денег и денежных ресурсов в экономике, – это денежные агрегаты, объемы кредитов рефинансирования, объемы внутреннего кредита;

· качественные, т.е. показатели, характеризующие внутреннюю или внешнюю цену денег и денежных ресурсов, – это рыночные процентные ставки по кредитам и депозитам, доходность ценных бумаг, обменный курс национальной валюты.

Операционные цели носят тактический характер. Это параметры, управляемые центральным банком в оперативном режиме на краткосрочной основе, изменение которых вызывает, главным образом, изменение экономических показателей денежного рынка. Операционные цели подвергаются прямому воздействию со стороны центрального банка посредством применения инструментов денежно-кредитной политики. Управление операционными целями через трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики позволяет корректировать промежуточные цели.

При выборе количественных (монетарных) показателей в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики соответствующими им операционными целями могут выступать денежная база (деньги центрального банка) или ее компоненты:

· банковские резервы;

· чистые иностранные активы (чистые международные резервы);

· чистые внутренние активы.

При использовании качественных показателей для установления промежуточных целей денежно-кредитной политики операционными целями могут являться:

  • процентные ставки центрального банка по кредитам рефинансирования;
  • официальный валютный курс центрального банка;
  • стоимость валютной корзины.

Промежуточные и операционные цели задаются на определенный период (горизонт таргетирования), которому соответствует количественное значение цели (целевой уровень или диапазон).

В зависимости от выбора цели различают такие виды ДКП: жесткая монетарная политика – поддержание на определенном уровне денежной массы, или гибкая монетарная политика - поддержание на определенном уровне значения процентной ставки. Для каждого типа ДКП характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок, ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др.

Целями проведения рестрикционной ДКП являются: сдерживания инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка.

Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета.

В качестве целей осуществления экспансионистской ДКП выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства.

Центральный банк РФ разрабатывает стратегическую концепцию денежно-кредитной политики, для достижения целей которой применяется соответствующий инструментарий. Денежно-кредитная политика должна адекватно подкрепляться бюджетно-налоговыми мерами в рамках единой государственной экономической политики. Состояние государственного бюджета непосредственно влияет на уровень инфляции, снижение которого является важнейшей задачей центрального банка. Изменение уровня налогов влияет на объем денежной массы и ставит перед центральным банком новые задачи по ее регулированию. Для успешного проведения денежно-кредитной политики ее инструменты должны применяться комплексно и в координации с методами и инструментами других блоков государственной экономической политики.

Деятельность по проведению денежно-кредитной политики как одна из основных функций Банка России предусмотрена Конституцией Российской Федерации и закреплена Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этим же законом определен порядок разработки и утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год, которыми определяются главные ориентиры и параметры единой государственной денежно-кредитной политики, предусматриваются способы и возможные последствия применения различных инструментов денежно-кредитного регулирования на денежно-кредитную и валютную системы.

Ежегодно Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и представляет до 1 декабря на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Согласованные с высшими государственными инстанциями и одобренные высшим законодательным органом «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» представляют собой важный установочный документ, близкий по значимости к государственному бюджету.

Проводимая Банком России на современном этапе денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты, полностью согласовывается с конечными целями макроэкономической политики государства: стабильностью цен; устойчивым экономическим ростом; повышением уровня жизни населения. При этом в качестве конечной цели денежно-кредитной политики принято снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, а в качестве количественного целевого ориентира по инфляции – ограничение прироста потребительских цен в установленных пределах на текущий год.

В будущем предполагается переход к полноценному инфляционному таргетированию в режиме свободно плавающего валютного курса в качестве модели проводимой денежно-кредитной политики, в рамках которой количественные ориентиры денежно-кредитного регулирования в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике будут преимущественно выполняться с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования. Кроме того, при существующих значительных (6-7 месяцев) временных лагах между ростом денежной массы и инфляцией денежные власти приняли решение о расширении временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установлении среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий, а также расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Для реализации денежно-кредитной политики Банк России осуществляет денежно-кредитное регулирование с помощью инструментов, которые закреплены за ним Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а именно:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентира роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

В качестве основных инструментов служат процентная политика, политика рефинансирования, политика oпераций на открытом рынке, политика резервирования.

Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида: административные (прямые)и рыночные (косвенные). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходной экономике используют как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

1. Административные инструменты.

К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными ставками, объемами кредитов и депозитов в финансовых институтах.

Прямые количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице центрального банка возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного) и, особенно, в состоянии кризиса экономики.

Переходным инструментом от прямых форм регулирования денежно-кредитной сферы к косвенным являются резервные требования.

Резервные требования представляют собой процентную долю от привлеченных коммерческими банками средств, которую они обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своими денежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшение денежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежной массы в обращении.

Нормативы обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливает Совет директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не должны превышать 20% от обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Минимальный размер обязательных резервов составляет, начиная с 1.07.2004 3,5% от привлеченных кредитной организаций пассивов. Поскольку происходит непрерывный приток и отток средств клиентов на депозитных счетах в коммерческих банках, то сумма резервов постоянно меняется. Поэтому при определении сумм резервирования за определенный период (за месяц) рассчитывается средний размер обязательных резервов за этот период. Такое усреднение позволяет также сглаживать дневные колебания остатков средств на депозитах.

Считается, что резервные требования являются в большей степени инструментом долгосрочного воздействия на денежно-кредитную сферу, тогда как рыночные инструменты применяются в краткосрочном периоде.

К рыночным инструментам относятся: процентные ставки по операциям Банка России,операции на открытом рынке;рефинансирование коммерческих банков; депозитные операции.

Политика рефинансирования, которую называют также учетной политикой, заключается в воздействии центральным банком посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении. Рефинансирование также является важным инструментом регулирования кредитного потенциала и уровня ликвидности коммерческих банков, а также рыночных процентных ставок. Рефинансирование – процесс кредитования центральным банком коммерческих банков, в том числе учет и переучет веселей, в ходе которого коммерческие банки приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банка и затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Определение размера ставки рефинансирования (учетной ставки) – один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. В современной практике Банком России применяется несколько видов кредитов рефинансирования: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты («овернайт») и ломбардные кредиты. Виды обеспечения кредитов Банка России разделяются на две категории: кредиты, обеспеченные залогом государственных ценных бумаг (включая облигации Банка России), и кредиты, обеспеченные залогом и поручительствами (векселя предприятий, права требований по кредитным договорам кредитных организаций и поручительства других финансовоустойчивых банков).

Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. В случае приобретения центральным банком ценных бумаг на открытом рынке объем кредитных ресурсов банков и банковской системы увеличивается, а в случае продажи соответственно уменьшается, что находит отражение в изменении объема денежной массы и стоимости кредита. Операции на открытом рынке направлены в основном на краткосрочное регулирование ликвидности рынка, и их расширение становится возможным при достижении финансовым рынком определенного уровня развития.

Под операциями на открытом рынке по российскому законодательству понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки, к числу которых относятся операции РЕПО (прямого и обратного модифицированного). При проведении операций РЕПО происходит переход права собственности на ценные бумаги, что отличает их от кредитования под залог ценных бумаг.

Важную роль в эффективном применении инструментов денежно-кредитного регулирования играет процентная политика центрального банка. Центральный банк оказывает опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на денежном рынке и рынке капитала, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям. Процентная политика Банка России основывается на создании коридора процентных ставок, верхней границей которого служит ставка Банка России по однодневным кредитам («овернайт»), а нижней – ставка по депозитам, положенным банками на депозитные счета в Банке России по различным срокам.

Одним из значимых каналов передачи импульсов денежно-кредитной политики в экономику России является канал валютного курса, конъюнктура которого обуславливает большую часть динамики инфляции. В связи с этим валютная политика Банка России направлена на регулирование уровня международных резервов как основного источника формирования денежного предложения в стране.

Основная форма реализации валютной политики Банка России – это девизная политика, осуществляемая с помощью валютных интервенций. В ходе валютной интервенции (путем соглашений «своп» с уполномоченными банками) Центральный банк покупает инвалюту, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне, и продает ее, когда предложение инвалюты недостаточно, и валютный курс высокий.

Операции Банка России на внутреннем валютном рынке с целью ограничения курсовых колебаний осуществляются исходя из колебаний стоимости «бивалютной корзины», состоящей из доллара США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. В качестве ориентира курсовой политики определена верхняя граница прироста реального эффективного курса рубля к иностранным валютам.

Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент зависит от уровня развития экономики, от развития и состояния финансовых рынков, сбалансированности внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других параметров.

Учебные цели

1. Объяснить содержание и цели денежно-кредитной политики.

2. Изучить основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и механизм их использования.

3. Выявить, в чем заключается политика дешевых и политика дорогих денег.

4. Изучить особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.

Основные термины и понятия

1.Денежно-кредитная политика.

2.Денежно-кредитное регулирование.

3. Рестрикционная и экспансионистская денежно-кредитная политика.

5. Цели денежно-кредитной политики: конечные, промежуточные, операционные.

6. Денежное предложение и денежная масса.

7. Обязательные резервы.

8. Операции на открытом рынке.

9. Процентная политика.

10. Ставка рефинансирования.

11. Учетная ставка.

12. Бивалютная корзина.

13. Валютные интервенции.

Контрольные вопросы

1. Что такое денежно-кредитная политика?

2. Назовите цели денежно-кредитной политики?

3. Назовите типы денежно-кредитной политики. Укажите их особенности.

4. Назовите основные инструменты денежно-кредитного регулирования. Опишите механизм их воздействия на денежную массу.

5. Чем различаются административные и рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования?

6. От чего зависит развитие инструментов, используемых Банком России на открытом рынке?

7. Каковы особенности применения политики обязательных резервов?

8. В чем заключается эффективность денежно-кредитного регулирования?

9. Какой ориентир выбран Банком России в качестве цели валютной политики?

Наши рекомендации