Понятие, признаки, правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций

НКФО - ЮЛ, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских опе­раций:

♦ привлечения денежных средств физических и (или) ЮЛ во вклады (депозиты);

♦ размещения привлеченных денежных средств от свое­го имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

♦ открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять НКФО, устанавливаются Национальным банком.

При создании, реорганизации НКФО, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено банковским законо­дательством.

НКФО могут создаваться в форме хозяйственного общества, то есть в форме АО, ООО, ОДО.

НКФО подле­жат государственной регистрации в Национальном банке в порядке, установленном для банков, с учетом ряда особен­ностей. НКФО на основании лицензии, выданной Национальным банком, вправе осуществлять отдельные банковские операции.

Решения о государственной регистрации НКФО или об отказе в ее госу­дарственной регистрации принимаются Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня пред­ставления необходимых для государственной регистрации документов. В государственной регистрации НКФО может быть отказано в случае непредставления необходимых для гос. регистрации документов, установленных НБ.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации НКФО НБ принимает решение о перечне бан­ковских операций, которые может осуществлять эта организация, и о выдаче ей лицензии на осуществление бан­ковской деятельности.

Национальный банк на основании решения о государ­ственной регистрации НКФО в десятидневный срок представляет в Мини­стерство юстиции РБ необходимые сведе­ния об этой организации для включения их в Единый госу­дарственный регистр ЮЛ и ИП.

Зарегистрированной НКФО выдаются свидетельство о ее гос. регистрации и лицензия на осуществление банковской дея­тельности.

Реорганизация и ликвидация НКФО осуществляются в порядке, уста­новленномзаконодательством РБ для ЮЛ соответствующей организационно-правовой формы, с учетом особенностей, предусмотренных для банков.

В случае реорганизации НКФО путем преобразования ее в иную коммерческую организацию эта коммерческая организация не может быть преобразована в НКФО ранее 3 лет со дня отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности. Преобразование НКФО в банк (внесение соответствующих изменений в устав НКФО) допускается при соблюдении требований, установленных для государственной регистрации банков.




16. Порядок создания банка. Формирование уставного фонда. Состав учредителей. Учредительные документы банка. Порядок создания банков

Порядок создания банков определен БК, Инструкцией о порядке государственной регистрации банков и НКФО и лицензировании банковской деятельности, утв. пост. Правления Нац.банка РБ от 28 июня 2001 г. № 175. + ГК и Закон РБ от 9 дек. 1992 г. «О хоз. обществах».

Требования к учредительным документам

В соответствии со ст. 73 БК банк имеет устав, утверж­даемый в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь для юрлица соответств. организац.-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться:

наименование (содержащее слово «банк», и его организац.-правовую форму);

♦ указание на его организационно-правовую форму;

♦ сведения о месте нахождения банка (постоянно действующего исп. орга­на банка);

♦ перечень банковских операций, видов дея­тельности, кот. будут осуществляться банком;

♦ сведения о размере уставного фонда;

♦ об органах управления (исполн. органы и внутр. контроля, порядок обр. и полномочия);

иные сведения для соответствующей организационно-правовой формы (унитарное предприя­тие - о предмете и целях его деятельности, о поряд­ке и источниках формирования уставного фонда (ч. 2 п. 1 ст. 113 ГК); акционерное общество - права и обязанности участников; структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов; порядок управления деятельностью общества; порядок принятия органами управления решений; условия и порядок распределения прибыли и убыт­ков; перечень представительств и филиалов; ответственность общества, его участников; порядок утверждения бухгалтерской отчетности; основания ликвидации этого общества по решению его участников; сведения об общем количестве акций, их номиналь­ной стоимости, о категориях акций. Договор о создании АО не яв­ляется учр. документом и его действие прекра­щается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по договору, тем не менее, он подлежит предъявлению в случаях, установленных законом, либо по решению учредителей.

Требования к уставному фонду

Уставный фонд банка формируется из вкладов (иму­щества) его учредителей (участников). УФ - минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. УФ должен быть сформирован в пол­ном объеме до гос. регистрации банка.

Минимальный размер УФ устанавлива­ется Нац. банком по согласованию с Президентом и составляет 5 млн евро. Миним. размер УФ должен быть сформирован из ден. средств (как в бел. рублях, так и в валюте). Весь УФ объявл. в бел. рублях по офиц. курсу.

В соответствии со ст. 76 БК денежные вклады вносятся на временный счет в НБ, или в др. банке по согласованию с НБ.

Для формирования УФ могут быть использованы только собств. средства учредителей банка, а для увеличения УФ – собств. средства участников (собственника имущ.) банка, иных лиц и (или) банка. Собственные средства - приобре­тенные законным способом ден. средства (иное имущество), принадлеж. им на праве собственности либо в силу иного вещного права. Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов, объекты гос. собств. только в случ. предусм. зак-вом.

Размер имущественных вкладов (имущество, необходимое для осуществле­ния банковской деятельности и относящееся к осн. средствам, за исключением объектов незавершенного стро­ительства) - не более 20 % размера УФ. В УФ банка не может быть имущ., право на отчуждение кот. ограничено собственни­ком, зак-вом РБ или договором.

Требования к учредителям

Учред. банков могут быть ФЛ и ЮЛ. В форме унитарного предприятия - 1 учред. В форме АО – учрежд. путем заклю­чения между всеми учредителями договора в письменной форме о создании общества, если это пре­дусм. законодательством, либо подпис. протоко­ла собрания учредителей.

В соответствии с положениями БК учредителем бан­ка не может быть лицо:

♦ в отн. кот. не исполнено судебное реше­ние об обращении взыскания на имущество;

♦ ФЛ - непогаш.\несня­т. судимость за преступл. против собств. и порядка осущ. экон. деят

♦ имеющее задолженность по зар. плате, плате­жам в бюджет и гос. целевые фонды либо является учред. (участн., собств. имущ-ва, руководителем) ЮЛ, имеющ. такую задолженность;

♦ явл. учредителем (участником, собств. имущества, руковод.) ЮЛ, в от­н. кот. принято решение о ликвидации, но процесс не завершен;

♦ являющееся общественным объединением, преследу­ющим политические цели.

17.Особенности создания банка с иностранными инвестициями, представительства иностранного банка.

Статья 90. Дополнительные требования, предъявляемые к созданию и деятельности банков с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Национальный банк прекращает государственную регистрацию банков с иностранными инвестициями при достижении установленного размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь.

В случае увеличения уставного фонда банка за счет средств нерезидентов и (или) отчуждения банком и (или) акционером-резидентом акций банка в пользу нерезидентов приобретатель акций банка, являющийся нерезидентом, либо резидент, намеревающийся заключить соответствующую сделку, обязан предварительно получить разрешение Национального банка.

Заявление на получение разрешения рассматривается Национальным банком в тридцатидневный срок в установленном им порядке.

Сделки по отчуждению резидентами акций банков в пользу нерезидентов, совершенные без разрешения Национального банка, являются недействительными.

Национальный банк вправе запретить увеличение уставного фонда банка с иностранными инвестициями за счет средств нерезидентов и (или) отчуждение акций в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий явится превышение размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь.

Правительством Республики Беларусь по предложению Национального банка могут быть установлены для банков с иностранными инвестициями ограничения в осуществлении банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах применяются аналогичные ограничения деятельности банков с инвестициями граждан Республики Беларусь и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Наши рекомендации