Страховой рынок,его структура и принципы организации.Участники страхового рынка и их функции.Тарифная политика в страховании.

Страховой рынок – это особая система страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Субъекты страхового рынка – это страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.

Страховщики – это юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда. В качестве страховщиков могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и страховые пулы.

Страхователи – это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора.

В качестве посредников,выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры (аквизиторы), работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем.

Принципы функционированиястрахового рынка определяются общими условиями развития и состояния экономики.

Одним из основополагающих является принцип демонополизации страхового дела.Реализация этого принципа означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые страховые компании независимо от формы их собственности.

Важным принципом формирования и развития страхового рынка является конкуренция страховых организацийпо предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды.

Принцип конкуренции в организации страхового дела должен в необходимых случаях сочетаться с принципом сотрудничества страховщиков.

Следующим принципом функционирования рынка является свобода выборадля страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования.

Важным принципом организации страхового дела является принцип надежности и гарантии страховой защиты.

Принцип гласностипозволяет страхователю осознанно решать вопрос о выборе страховой компании.

Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга.Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).

Цена страховой услугиполучает свое выражение в страховом тарифеи складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка.

Объективная основа спроса на страховую услугу – потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес.

Страхово́й тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учётом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается как правило в процентах по отношению к страховой сумме. Тарифная система построена так, что есть диапазон ставок страхового тарифа, есть система скидок, система коэффициентов. Тариф рассчитывается с помощью актуарных расчетов[1] .

Страховые тарифы по обязательным видам страхования определяются в соответствующих законодательных актах (например, в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно.

Страховой тариф может устанавливаться:

1. с единицы страховой суммы;

2. в процентах к страховой сумме.

Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие:

1. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Это общий принцип ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей могло покрыть текущие и будущие расходы страховщика (т.е. обеспечивало бы формирование страховых резервов), а также обеспечивало некоторое повышение доходов над расходами (прибыль страховщика).

2. Эквивалентность страховых отношений сторон. Это означает, что тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Тем самым обеспечивается возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.

3. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов: чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем обычно ниже - до определенных пределов - страховой тариф.

4. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется уверенность в солидности страховщика. Однако на практике в современных условиях выдержать соблюдение данного принципа чрезвычайно сложно, поэтому этот принцип следует рассматривать как идеал, к которому должна стремиться страховая компания.

5. Расширение объёма страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку чем шире объём страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Расширение объёма (увеличение количества страхуемых рисков) возможно лишь при условии снижения убыточности и при неизменных тарифах.

Сущность и функции финансов организации.Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.

Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении.

Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации (предприятия) создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Современные коммерческие организации (предприятия) функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием иных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) –это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная.Обе функции тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функциипроисходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Объективная основа контрольной функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых организацией доходов определяет возможности его дальнейшего развития. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития и наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы организации, и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование такого свидетельства может привести к банкротству предприятия.

Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.

В своей деятельности организации вступают в различные финансовые отношения:

1. В отношения с контрагентами.

2. В отношения с бюджетной системой. Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета. От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние организаций и формирование доходной базы бюджетов разных уровней.

3. Между организациями и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг.

4. Между организациями и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

5. Между организациями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизаций и других хозяйствующими субъектами.

Каждая из этих групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двухсторонний характер и их материальную основу составляет движение денежных средств: формирование устойчивого капитала организации, начинается и завершается кругооборот средств.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

- выполнения финансовых обязательств;

- покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

- материальному поощрению работников.

Наши рекомендации