Финансы субъектов Федерации, их состав
Региональные финансы (территориальные финансы) —это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий. Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.
Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер. Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления:
1. от налога на добавленную стоимость; 2. от акцизов; 3. от налога на прибыль (доход) предприятий; 4.от подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы территориального бюджета и объема их собственных доходов. Отчисления от регулирующих налогов занимают по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов.
Расходные обязательства РФ возникают в результате: 1) принятия федеральных законов или нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ; 2) заключения РФ или от имени РФ договоров; 3) принятия федеральных законов или нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах: 1) централизованного регулирования; 2) максимально возможного сбалансирования бюджетов; 3) подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий), 4) территориальности в зачислении доходов; 5) самостоятельности власти субъектов и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов.
Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
Особенности муниципальных финансов РФ
Понятие и сущность местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Типы муниципальных образований
Муниципальные финансы как сфера финансовой системы. Звенья местных финансов: бюджет органов местного самоуправления, местные внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий.
Финансовые ресурсы муниципалитетов. Муниципальная собственность: характеристика, составляющие элементы. Понятие муниципальной казны. Правовая база функционирования муниципальных финансов.
Местное самоуправление — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Сущность егосостоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и отвечать за их последствия.
Принципы местного самоуправления: - Самостоятельность населения при решении вопросов местного значения; - Обособленный характер органов местного самоуправления в системе органов государственной власти; - Осуществление местного самоуправления на основе принципов демократии; - Наличие определенной ответственности для должностных лиц и муниципальных служащих; - Наличие гарантий местного самоуправления; - Многообразие форм реализации местного самоуправления; - Опора на законность и соблюдение прав человека и гражданина в деятельности местного самоуправления.
Типы муниципальных образований во многом зависят от специфики расселения и хозяйственной деятельности населения. Исходя из данного критерия, можно выделить три основных типа муниципальных образований: 1) Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), 2) Территориально-поселенческие (муниципальный район, городской округ, внутригородская территория, города федерального значения), 3) Территориальные муниципальные образования.
Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают: *средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти); *собственные средства муниципального образования; *заемные средства.
Муниципальные финансы включают: 1) средства местного бюджета; 2)муниципальные внебюджетные фонды; 3)государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; 4)другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальная собственность – это собственность административно-территориальных образований: районов, городов, поселков и т.п., а также других муниципальных образований. Распоряжение и управление муниципальной собственностью самостоятельно осуществляют администрация и другие органы местного самоуправления. В состав объектов этой формы собственности входит имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фон
Муниципальную казну как объект муниципальной собственности составляют:
· средства самообложения граждан;
· местные налоги и сборы;
· региональные налоги и сборы;
· федеральные налоги и сборы;
· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· часть прибыли муниципальных предприятий, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
· штрафы;
· добровольные пожертвования;
· субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Размер субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района.