Классифицировать основные виды инфляции и методы борьбы с инфляцией.

Классифицировать инфляцию возможно по различным критериям: социально-экономическим условиям; типу денежной системы; факторам и степени инфляционных процессов.

Виды инфляции:

1. Степень охвата территории

- локальная (в отдельно взятой стране);

- мировая

2. Темп нарастания

- нормальная;

- умеренная (ползучая);

- галопирующая;

- гиперинфляция

3. Соотношение роста цен по отдельным товарным группам

- сбалансированная;

- несбалансированная

4. Ожидаемость

- ожидаемая;

- неожиданная

5. Факторы

- инфляция издержек;

- инфляция спроса;

- инфляция роста заработной платы;

- инфляция прибыли;

- инфляция налогов

6. Происхождение

- внутренняя;

- импортируемая

Границы между различными видами инфляции условны и подвижны:

Локальная — имеет место в отдельно взятой стране, регионе.

Мировая — охватывает все страны.

Нормальная — темпы развития инфляции растут медленно, примерно 3—3,5 % в год, инфляция поддается контролю.

Умеренная — темпы достигают до 10 % в год, относительно безвредная и вполне соответствует нормальному экономическому развитию в целом, масштабы ее не приводят к неоправданным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами.

Галопирующая — характеризуется ростом цен от 20 до 200 % в год, невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития. Является однозначно негативным процессом по следующим признакам:

– инфляция тревожит деловой мир и затрудняет прогнозные оценки;

– неравномерность инфляционного роста цен, доходов, иных платежей создает условия для дополнительной неустойчивости, структурных потрясений;

– обычным делом становится социальная неустойчивость, потеря доверия к правительству, возможны политические кризисы.

Гиперинфляция — повышение цен более чем на 50 % в месяц на протяжении длительного периода времени. За год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Является наиболее губительной для экономики.

Сбалансированная — цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. ЦБподнимает процентную ставку.

Несбалансированная — цены на различные товары и услуги постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию.

Ожидаемая — прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема, является результатом действия правительства.

Неожиданная — характеризуется неожиданным скачком цен

Инфляция издержек — характеризуется снижением производительности труда, вызванным циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции.

Инфляция спроса — возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребность населения.

Инфляция роста заработной платы — удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25—30 %), но повышение заработной платы ведет к раскручиванию спирали «заработная плата — цены».

Инфляция прибылей — промышленные предприятия получают сверхприбыль, которая не подтверждается повышением качества продукции.

Инфляция налогов — ситуация, когда государство начинает поднимать налоги. С их помощью покрывается дефицит бюджета. Увеличение налогов снижает возможность инвестиций, снижает уровень производства и, следовательно, предложения, что служит исходной базой для предприятия.

Регулирование инфляции проводится по трем основным

направлениям:

1. Осуществление комплекса мер для оживления экономики, регулирования деловой активности, сглаживания циклических колебаний (антициклическая политика).

2. Совокупность мер, направленных на сдерживание инфляции (антиинфляционная политика).

3. Валютная политика.

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Она вызывает сокращение государственных расходов, тормозит рост цен, сдерживает совокупный спрос.

Наши рекомендации