Проведение расчетов между банками.

Две основные схемы:

1. Расчеты с помощью расчетно-кассовых центров ЦБ.

2. Прямые корреспондентские отношения между банками.

Лекция 10. 29.10.2011

Безналичные расчеты предприятий

4 основные формы:

1. Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет поставщика. Действительно в течении 10 дней с момента выписки и принимается банком только в том случае, если на счете клиента имеется необходимая сумма.

Банк 2 покупателя 2
Банк 4 поставщика
Порядок расчетов:

1 5

Поставщик
Покупатель
6

1.выписка и передача в банк платежного поручения

2.списание денег с расчетного счета покупателя

3.перечисление денег в банк поставщика

4.зачисление денег на расчетный счет поставщика

5.уведомление поставщика о поступлении денег

6.отгрузка товара покупателю

С помощью платежного поручения могут осуществляться плановые платежи. Плановые платежи – если между покупателем и поставщиком постоянные договорные отношения.

Плюсы: простой документооборот, возможность для покупателя предварительно проверить качество поставляемых товаров, работ или услуг, дешевизна

Минусы: риск неоплаты поставленного товара для поставщика или риск неполучения товара для покупателя, отвлечение из оборота денежных средств.

2. Расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплата товарно-транспортных документов за отгруженный товар или оказанные услуги.

Банк 2 покупателя 2
Банк 4 поставщика
Порядок расчетов: 9

1 9 7 5

Поставщик
Покупатель
6

1. – направление покупателем в банк заявления на выставление аккредитива

2. – списание денег со счета покупателя

3. – перечисление денег в банк поставщика

4. – бронирование суммы аккредитива

5. – сообщение поставщику о прибытии аккредитива

6. – отгрузка товаров

7. – выписка поставщиком товарно-транспортных документов и передача их в банк

8. – зачисление денег на расчетный счет поставщика

9. – пересылка документов в банк покупателя

Одним аккредитивом можно рассчитаться только с одним поставщиком. Наличные деньги и при открытии аккредитива покупатель имеет право на представление поставщику своего представителя для контроля за соблюдением условий поставки и акцепта счетов.

Виды аккредитива:

· Покрытые или депонированные. Применяются в том случае, если между банками нет прямых корреспондентских отношений, деньги переводятся в банк поставщика и бронируются на отдельном счете.

· Непокрытые или гарантированные. Применяются, если между банками есть прямые корреспондентские отношения. В этом случае в банк поставщика отправляется уведомление о списании денег со счета покупателя и зачисление их на корреспондентский счет банка поставщика.

· Возобновляемые или револьверные аккредитивы.

Первая разновидность предполагает, что средства со счета списываются в качестве оплаты за поступившие товары до тех пор, пока на счете имеются средства. После того, как средства закончились, покупатель вносит первоначальную сумму на счет и оплата возобновляется.

Вторая разновидность предполагает, что счет пополняется после оплаты каждой поставки.

· Отзывные и безотзывные.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован покупателем без предварительного уведомления поставщика, в этом случае покупатель уведомляет свой банк об изменении условия аккредитива и банк пересылает соответствующие документы в банк поставщика.

Безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласования поставщиком

· Документарные и денежные. Оплата с документарного аккредитива производится после предоставления в банк финансовых и товарно-транспортных документов. В РФ действует только документарный аккредитив. При денежном нужно предоставить в банк только финансовый документ.

3. Расчеты с помощью чеков

При безналичных расчетах используются расчетные чеки. Расчетный чек – это составленное на специальном бланке письменное поручение банку покупателя произвести платеж со счета его владельца, т.е. чекодателя на счет получателя платежа, т.е. чекодержателя определенной суммы. Могут использоваться только юр.лицами и в целях гарантии платежа банк покупателя имеет право потребовать покрытия чековой суммы на счете. Таким покрытием могут быть:

1) Средства, депонированные чекодателем на отдельном счете

2) Средства на расчетом счете чекодателя в пределах установленного лимита

Чек может быть предъявлен в течение 10 дней после выписки, оплачивается в полной сумме, указанной на бланке без комиссии в пользу банка.

3 разновидность расчетных чеков:

· именные, на которых указано имя чекодателя и получателя (и их координаты),

· чеки на предъявителя, на которых указывается только чекодатель, получить по нему деньги может любое лицо, предъявившее его в банк,

· ордерные чеки, на нем указан чекодатель и чекодержатель, но в дальнейшем этот платежный документ может быть передан третьему лицу с помощью передаточной надписи, т.е. индоссамент.

4. Инкассовая форма расчетов

Эти расчеты представляют собой банковскую операцию, с помощью которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению платежа. Инкассо по своей схеме проведения похожа на аккредитив. Используется при междугородних расчетах.

Банк 6 покупателя 2
Банк 7поставщика
Порядок расчетов: 3

5 4 2 8

Поставщик
Покупатель
1

Расчеты по инкассо осуществляются на основании следующих документов :

1) Платежное требование, оплата которых может производится по распоряжению плательщика, т.е. с акцептом

2) Платежное требование, оплата которых производится без распоряжение плательщика, т.е. в безакцептном порядке

3) Инкассовое поручение, оплата которого производится без распоряжения плательщика, т.е. в бесспорном порядке

Факторинг

Это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом поставщиком неоплаченных платежных документов за поставленные товары, работы, услуги.

На первом этапе осуществления факторинговой сделки банк проверяет подлинность документов, а также платежеспособность и кредитоспособность покупателя. Если по итогам проверки банк выносит положительное решение, то он дает согласие поставщику на выкуп у него платежных документов. На втором этапе банк производит выкуп платежных документов, и перечисляет поставщику от 70-90% указанной в них стоимости. На третьем этапе после получения платежа от покупателя банк перечисляет поставщику оставшуюся сумму, за минусом своей комиссии.

Проверка платежеспособности
Проверка документов
Оплата требований
Покупатель
Поставка труда
Поставщик
Оплата продукции
Факторинговая компания (отдел банка)

Виды факторинга:

1) Открытый (предполагает, что покупателя уведомляют о переуступке платежных документов банку) и закрытый (предполагает, что покупателя необязательно ставить в известность о перепродаже его платежных документов)

2) Возвратный (банк имеет право потребовать от поставщика возврата выданного кредита в случае, если покупатель не выполнит своих обязательств) и невозвратный (предполагает, что все риски по возможным непогашениям платежа банк берет на себя)

3) - Ограниченный или конфиденциальный – между поставщиком и банком заключается разовое соглашение на выкуп платежных документов (применяется чаще)

- Широкий или конвенционный предусматривает заключение длительного соглашения на банковское обслуживание, включающее в себя выкуп платежных документов, осуществление бухгалтерского обслуживания, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование и т.д.

Форфетинг

Это однократная операция, связанная с взиманием денежных средств посредством перепродажи приобретенных прав на товары или услуги. 3 стороны: покупатель, поставщик, банк. В отличие от факторинга (3-6 месяцев) эта схема действует дольше (от 6 месяцев до 8 лет)

Покупатель
Поставщик
Схема сделки:

1) Сначала заключается предварительное соглашение между покупателем, поставщиком и банком на проведение форфетинговой сделки

2) после этого поставщик осуществляет поставку товаров и покупатель выписывает портфель векселей, передавая их поставщику

3)

Банк
Поставщик передает полученный портфель векселей банку и получает деньги в оплату этих векселей

4) Банк в соответствии с установленным графиком погашения предъявляет покупателю векселя к оплате Товар Деньги

Портфель векселей Портфель векселей

Векселя к погашению Вексельная сумма

Государственный долг РФ

Общее определение: Государственный долг – это совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени.

Согласно бюджетному кодексу: Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными организациями, международными финансово-кредитными организациями и иными субъектами международного права 2 причины государственного долга:

· Дефицит государственного бюджета

· Наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц

Государственные долговые обязательства могут существовать в следующих формах:

v Кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными организациями (подавляющее большинство)

v Государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ

v Договоры с предоставлением государственных гарантий РФ, а также договоры поручительства по обеспечению обязательств третьих лиц

v Переоформление долговых обязательств третьих лиц на долговые обязательства РФ на основе федеральных законов

v Соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ

Классификация госдолга:

1. По валютному признаку

1.1. Внутренний (в рублях) и внешний (в иностранной валюте)

1.2. Внутренний (совокупный долг резидентов) и внешний (нерезидентов)

2. Текущий (расходы по выплате процентов и погашению текущих платежей за период) и капитальный (сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая проценты)

3. По сроку выполнения

3.1. Краткосрочный – до 1 года

3.2. Среднесрочный – от 1 года до 5 лет

3.3. Долгосрочный – от 5 лет до 30 лет (больше 30 лет не выпускаются)

4. По уровню управления государственный долг делится на госдолг РФ, субъектов РФ и муниципальный. При этом РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципалитетов, а те не отвечают по обязательствам друг друга и РФ. Регионы и муниципалитеты могут формировать долг только в национальной валюте.

Методы управления госдолгом

1. Для внутреннего долга

1.1. Изменение доходности займов (конверсия) – изменение процента по уже выпущенным ценным в меньшую сторону

1.1.1. Принудительная конверсия – обмен облигаций старого займа на облигации нового займа с пониженной процентной ставкой

1.1.2. Добровольная конверсия – кредитор может обменять на новые либо получить сумму, ранее вложенную в облигации

1.1.3. Факультативная конверсия – кредитор соглашается или отказывается от обмена

1.2. Увеличение срока действия ранее выпущенного займа (консолидация), срок погашения переносится на более поздний

1.3. Объединение нескольких займов в один (унификация), применяется, если было выпущено несколько видов облигационных займов с похожими условиями

2. И для внутреннего и для внешнего…

2.1. Обмен облигациями по регрессионному соглашению

2.2. Отсрочка погашения займа

2.3. Аннулирование государственного долга. Государство отказывается от обязательств по выпущенным займам, применяется в случаях, если государство банкрот или меняется политическая власть.

2.4. Реструктуризация задолженности. Могут быть изменены сроки, порядок погашения, схема выплаты процентов

Наши рекомендации