Долгосрочное кредитование капитальных вложений

Необходимость долгосрочного кредитования капитальных вложений вытекает часто из-за возникающего у предприятия дефицита денежных средств, что обусловлено несоответствием имеющихся финансовых ресурсов с потребностями в них на расширенное воспроизводство основного капитала. В данном случае возникают долговременные кредитные отношения между заемщиком и заимодателем (банком).

Денежные кредиты привлекаются в реальной и быстро реализуемые проекты с высокой нормой прибыльности по инвестициям. В отличие от бюджетных средств привлечение долгосрочных кредитов на капиталовложения повышают ответственность заемщиков за их рациональное использование благодаря возвратности и платности средств.

Объектами банковского кредитования капиталовложений предприятий всех форм собственности является:

· Затратами на строительство расширением и реконструкцией объектов производственного и непроизводственного назначения

· Приобретение движимого и недвижимого имущества

При установлении сроков и периодичности, погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание следующие факторы:

· Окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика.

· Платежеспособность предприятия

· Уровень кредитного риска

· Возможность ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов

Для получения долгосрочной ссуды заемщик обязан предоставить банку документы характеризующие его платежеспособность:

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату

- отчет о прибылях и убытках

- технико-экономическое обоснование

- расчеты, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат

Сумма, полученная с коммерческих организаций, банков зачисляются на расчетный счет или валютный счет заемщика.

3. Кредитный договор.

Согласно ГК РФ кредитный договор является разновидность договора займа. Согласно ст. 179 ГК РФ по кредитному договору банк или другая коммерческая организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме; считается заключенным в том случае если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (предмет договора, цель кредита, срок его возврата, условия выдачи и погашения, процентная ставка, способы обеспечения возвратности).

Современный кредитный договор содержит следующие разделы:

1) Общие положения

2) Права и обязанности заемщика

3) Права и обязанности банка

4) Ответственность сторон

5) Срок действия договора

6) Юридические адреса сторон

4. Права и обязанности банка и кредитора

Права заемщика:

· Требовать от банка предоставление кредита в объемах и в сроке предусмотренные кредитным договором

· Обратиться в банк с необходимыми обоснованиями и расчетами для внесения изменений в условия договора

· Досрочно погасить кредит

· Расторгнуть договор с банком при несоблюдении им условий договора

· Требовать пролонгации срока договора по объективным решениям, а также снижение ставки по кредиту в связи со снижением ставки рефинансирования

· Переуступать или частично передавать свои права и обязанности по кредитному договору.

· Погасить кредит и проценты за него.

Права банка:

· Проводит проверку выданного кредита

· Прекращать выдачу новых ссуд и предъявлять по взысканию ранее выданных при нарушении заемщиком условий договора

· Взимать с заемщика комиссионные вознаграждения за пролонгацию (продление)

· Переуступать полностью или частично свои права по договору другому банку.

· Производить начисления и взыскание компенсации за неисполненный кредит

· Пересматривать в одностороннем порядке процентные ставки по кредиту

Обязанности заемщика:

· Использовать кредит по назначению

· Возвратить кредит в срок указанный в договоре

· Своевременно уплачивать проценты по кредиту

· Предоставить банку право безакцептного списания денежных средств со счета открытого в банке на погашение процентов за кредит и основной сумма долга

· Своевременно предоставлять баланс и другие документы для осуществления банком контроля над ссудой

· Обеспечить достоверность предоставляемых данных

· Предоставить кредитору доступ к первичным отчетным документам

· Предоставить кредитору доступ во все помещения заемщика

· Предоставить кредитору сведения о получении или намерения получить кредит у третьих лиц

· Заблаговременно информировать банк об изменении финансово-правовой формы

· При организации или ликвидации незамедлительно погасить задолженность по кредиту и проценты

Обязанности банка

· Предоставить кредит в объемах и сроки, предусмотренные кредитным договором

· Информировать заемщика о причинах досрочного взыскания

· Ежемесячно согласно договору начислять проценты и уведомлять об этом заемщика

· Информировать заемщика об изменении нормативных документах по вопросам кредитования и расчета

5. Лизинг.

Для коммерческих банков лизинг дает возможность получить долгосрочный доход и расширить сферу влияния, поэтому лизинговые операции находят все более широкое распространение в деятельности отечественных банков, при проведении которых они выступают в роли арендодателя. Все виды промышленного оборудования, в том числе крупного технологического, приемлемы для сдачи их в аренду. Объектом лизинга могут выступать недвижимые имущества, а также права интеллектуальной собственности (лицензии, ноу-хау).

Структура лизинговых операций:

Лизинг

       
  Долгосрочное кредитование капитальных вложений - student2.ru   Долгосрочное кредитование капитальных вложений - student2.ru

Финансовый: Оперативный:

1)лизинг с обслуживанием 1)рентинг

2)ливеридж-лизинг 2)хайринг

3)лизинг в пакете

Помимо этого существует:

- чистый

- полный

- прямой

- внутренний

- международный

- возвратный

- срочный

Основные элементы лизинговой операции.

Основу лизинговой сделки составляет:

- объект сделки

- субъект сделки

- срок лизингового договора

- лизинговые платежи

- услуги, предоставляемые по лизингу

Трастовые операции

Траст – это операции по управлению средствами клиента, осуществляемые как от своего имени, так и по поручению клиента на основании договора с ним.

Трастовые операции, которые могут осуществляться коммерческими банками, делятся на 3 группы:

- распоряжение имуществом клиентов по завещанию

- управление имуществом клиента по договору

- агентские услуги.

Трастовые услуги осуществляются на основе договора, и наиболее распространенными способами передачи имущества в доверительное управление является:

· Оформление доверенности доверителя

· Оформление завещания

Тема 6: Финансовое планирование

1. Финансовая работа на предприятии.

Под финансовой службой на предприятии понимают самостоятельное строевое подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием, обычно это финансовый отдел. Его структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, виды хозяйственной деятельности предприятия, объемы производства и количество работающих на предприятии. Вид хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота и количество платежных документов. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.

Основными направлениями финансовой работы на предприятии является:

- финансовое планирование

- оперативная и контрольно-аналитическая работа

На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться:

-финансовым сектором в составе планового отдела

- бухгалтерией

На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп за которыми закреплены определенные функции.

2.Виды финансового планирования

Финансовое планирование в зависимости от содержания, назначения и задач можно классифицировать на:

- перспективные

- текущее

- оперативные

Перспективное планирование – это вид финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций, темпов развития и является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование охватывает период времени от 1 до 3 лет.

Перспективное планирование включает в себя:

- разработку финансовой стратегии предприятия

- прогнозирование финансовой деятельности

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности:

· Налоговой

· Амортизационной

· Дивидендной

· Эмиссионной

Прогнозирование определяет стратегию компании, результатом является разработка следующих финансовых документов:

· Прогноза отчета о прибылях и убытках

· Прогнозы движения денежных средств

· Прогнозы бухгалтерского баланса

Текущее финансовое планирование, является планированием осуществления. Оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее финансовое планирование включает в себя:

· Разработку плана прибылей и убытков

· Планов движения денежных средств

· Планов бухгалтерского баланса

Оперативное финансовое планирование необходимо для контроля над поступлением выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Необходимо обеспечить поступление денежных средств в период осуществления обязательных платежей. Оперативное финансовое планирование включает:

· Составление календаря

· Кассового плана

· Кредитного плана

3. Финансовый аспект составления бизнес плана.

Примером сочетания перспективного и текущего финансового планирования является бизнес-план.

Финансовый раздел является составной частью бизнес-плана. В нем обобщаются материалы, изложенные в описательной части для того, чтобы представить их в стоимостном выражении. В стандартном бизнес-плане разрабатывают следующие документы:

1. Прогноз объемов реализации.

Его задача дать представление о доли рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Прогноз составляется на 3 года, с разбивкой по годам. Первый год по месячным, второй по квартально, третий в целом за год.

2. Баланс денежных доходов и поступлений, его задача проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Он позволяет определить стоимость всего проекта. Баланс разрабатывается в той же динамике на 3 года.

3. Таблица доходов и затрат.

Она должна показать, как будет изменяться прибыль по годам.

В бизнес плане также разрабатываются:

- сводный план активов и пассивов

- стратегии финансирования

- анализ развития

- график безубыточности

Наши рекомендации