Ликвидность коммерческого банка: понятие, факторы, показатели, методы управления.

Эффективность ссудных операций банка определяется его кредитной политикой. Кредитные вложения должны быть надежны и рентабельны. Задача банка заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности ссудных операций. В основе жизнедеятельности коммерческого банка лежит его ликвидность, т.е. возможность быстрого без больших потерь доходности или дополнительных затрат, превращение его активов в платежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств. В отсутствии ликвидности банк не может быть платежеспособным. Для обеспечения высокого уровня стабильности, устойчивости и надежности банка ликвидность – первична, а платежеспособность – вторична.

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса. Баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализации покрыть срочные обязательства по пассиву, чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность и наоборот.

Ликвидность коммерческого банка - это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. Необходимость управления ликвидностью самих банков дополняется государственным регулированием в интересах макроэкономики. Посредством установления ЦБ показателей и норм ликвидности, контроля за соблюдением этих требований и общего надзора за деятельностью банков государства управляют операциями КБ, обеспечивая этим поддержание стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов и по существу реализуя государственную денежно-кредитную политику.

Применительно к российской банковской системе при переходе народного хозяйства страны к рыночным отношениям, включая финансово-кредитную систему, ЦБР, исходя из своих полномочий в области государственной денежно-кредитной политики, реализации функций банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, в соответствии Инструкция ЦБР «Об обязательных нормативах банков» N 110-и от 16 января 2004 г. (ред. 18 февраля 2005 г.) установил следующие обязательные экономические нормативы ликвидности для КБ:

1. Текущая ликвидность - Н2 -(отношение суммы ликвидных активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней) - определяется т.н. “золотым банковским правилом” - величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Поддержание Н2 на требуемом уровне (соответственно ликвидность баланса) означает, что банк должен соблюдать строгое соответствие между сроками, на которые привлекаются средства вкладчиков, и сроками, на которые эти средства размещаются в активных операциях. С позиций обязательного надзора со стороны ЦБ за обеспечением КБ минимально установленного предела Н2 - это непосредственная форма защиты интересов населения по их вкладам. Мин.доп.значение - 30%, с 1.02.98 - 50%, с 1.02.99 - 70%, с 16.01.04 – 50%.

2. Мгновенная ликвидность - Н3 - (отношение суммы высоколиквидных активов к сумме обязательств по счетам до востребования) - означает способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками на текущий момент. Мин.доп.значение - 15 %.

3. Долгосрочная ликвидность - Н4 - (отношение выданных банком кредитов сроком погашения свыше года к капиталу банка, а также к обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и др. долговым обязательствам на срок свыше года) - по экономическому содержанию данный норматив имеет то же функциональное значение, что и Н2 и Н3, оценивая и контролируя деятельность банка по обеспечению им своей ликвидности и своевременному выполнению долговых обязательств. Макс. доп.значение с - 120%.

4. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка - Н5 - означает, в каких предельных пропорциях необходимо и экономически целесообразно поддерживать соотношение составляющих расчета Н5, чтобы они одновременно обеспечивали и должный уровень ликвидности баланса, и высокий уровень доходности банка по активным операциям. В случае снижения Н5 - банк теряет ликвидность, при повышении - реальные потери по доходам от активных операций. Значение с 1.02.97 - 20%.

Методы управления ликвидностью:

Для регулирования ликвидности используется «портфельный подход». Управление портфелем – это управление активами и пассивами банка с целью достижения ликвидности, прибыльности и платежеспособности, обеспечивающих устойчивость и надежность его работы.

Существует две группы банковских активов:

1. «Первичные резервы» - абсолютно ликвидны, но не приносят доходов и имеют нулевой или минимальный риск:

- кассовая наличность,

- остатки на счетах Центрального банка,

- чеки и платежные документы в процессе инкассирования,

- остатки на счетах банков-корреспондентов.

2. «Вторичные резервы» - активы с небольшим доходом, но высоколиквидные:

- депозитные сертификаты,

- коммерческие ценные бумаги (краткосрочные, погашение до 60 дней),

- обязательства казначейства.

3. Активы, связанные с банковскими ссудами, приносят основную прибыль, имеют самый высокий уровень риска и обладают средней степенью ликвидности.

4. Ценные бумаги, не обладающие достаточной ликвидностью, но приносящие доходы, меньшие, чем ссуды по кредитам, но большие, чем вторичные резервы (ценные бумаги правительства, облигации местных займов, облигации и акции промышленных корпораций и банков).

Кроме активов для управления ликвидностью используют управляемые пассивы: депозитные сертификаты крупного размера, облигации, займы у банков, продажа ценных бумаг на условиях обратного выкупа («репо»), евровалютные займы.

Оценка ликвидности Банка осуществляется на основе анализа:

- графика входящих и исходящих денежных потоков Банка;

- структуры активов и пассивов Банка по срокам погашения с учетом фактических сроков погашения активов и пассивов;

- динамики и прогноза фактических значений обязательных нормативов ликвидности Н2, Н3, Н4, Н5 и факторов, оказывающих на них влияние.

Ликвидность Банка оценивается отдельно по российским рублям, долларам США и ЕВРО и в совокупности по всем валютам в российских рублях.

При не совпадении реальных и прогнозных значений ликвидности, необходимо разработать дополнительные мероприятия по ее регулированию.

60. Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов

Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации - институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, к таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Всемирный Банк (ВБ), Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк организованный как международный банк центральных банков, организованный в 1930 г. рядом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор и в настоящее время выполняет депозитно-ссудные операции, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединений угля и стали, совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. Будучи западноевропейским международным банком, осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Всемирный Банк (ВБ) включает 4 связанных между собой международных финансовых института: МБРР, Международную Ассоциацию Развития, Международную Финансовую Корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие развитию международной торговли м валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. В 1947 г в фонд входило 49 стран, в 1991 - 155. Голоса между странами в руководящих органах МВФ распределяются в соответствии с установленной для каждой из них квотой взносов, величина которой зависит от экономического развития страны и её роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле.

Страны члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при её вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет обычно кредиты на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка. Они выдаются под гарантию правительств стран-членов. МББР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран и предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития (МАР)(основная цель - предоставление льготных кредитов развивающимся странам на срок до 50 лет с уплатой 0,75 % годовых); Международная финансовая корпорация (создана для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран, предоставляет кредиты высоко рентабельным частным предприятиям, но в отличии от МБРР без гарантии правительства, она содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором) и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций(осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов).

Кроме того в 60-х годах возникли региональные банки (Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития), основной целью которых является развитие экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

К региональным валютно-кредитным организациям “Общего рынка” относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕВФС) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) членом которого является Россия и основной целью которого является сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, что будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

Наши рекомендации