Налоги субъектов Российской Федерации

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законо­дательными актами РФ и взимаются на всем территории России.

К ним относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц. Начиная с 1988 г. субъекты РФ могут своим решением ввести налог с розничных продаж. Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки - решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Налог на имущество предприятийвведен в целях стимулирования не используе­мых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц. Он функционирует в соответствии с Законом РФ от 13 де­кабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.

Плательщиками налога выступают юридические лица, а также филиалы и другие подразделения юридических лиц, имеющие: отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. К объектам обложения относятся основные средства, материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства, нематериальные акти­вы, малоценные и быстроизнашивающие предметы для целей налогообложения учитыва­ются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям принимаются отражае­мые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: «Основные средства» (за минусом износа), «Доходные вложения в материальные ценности» (за мину­сом износа), «Нематериальные активы» (за минусом износа), «Материалы», «Основное производство», «Готовая продукция» и некоторые другие. Начиная с третьего квартала 1997 г. в налогооблагаемую базу включены товары отгруженные.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она определяется путем деле­ния на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на I января отчетного года и на 1 -е число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимо­сти имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Из-под обложения выведены полностью бюджетные учреждения и организации, предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурной сферы, общественные организации инвалидов и др. Налого­вые льготы касаются и отдельных объектов, находящихся на балансе предприятия (объек­ты жилищно-коммунальной сферы, коммунального и бытового водоснабжения и др.).

Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2,2% налогооблагаемой базы, конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятель­ности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом и вносится равными долями в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по "мес­ту нахождения предприятия.

Лесной налогвключает систему платежей за пользование лесным фондом. Эта сис­тема платежей регулируется Лесным кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29 января 1997 г., и охватывает лесные подати и арендную плату.

Лесные подати включают: плату за древесину, отпускаемую на корню, плату за за­готовку лесных второстепенных материалов (древесных соков, ягод, лекарственных расте­ний и т. п.), плату за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных туристи­ческих и спортивных целях.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом. Предусмотрены минимальные и конкретные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, причем минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ, конкретные ставки за древеси­ну на корню и ставки платежей за пользование другими лесными ресурсами - - органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами фе­дерального управления лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аук­ционов. Действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. Они дифференци­рованы по административно-территориальным образованиям — отдельным субъектам РФ или их группам, а также по основным лесным породам (сосна, дуб и т. д.), по категори­ям крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) и дрова, по расстоянию вы­возки древесины к транспортным путям, запасу древесины на 1 га лесосеки. Например, для Центрального экономического района Тверской области минимальная ставка платы за дре­весину на корню, если эта древесина крупная, установлена в размере 22100 руб. за 1 куб. м.

Лесные подати оплачиваются в разных формах:

• денежным платежом,

• натуральным платежом с предоставлением части заготовленных ресурсов,

• выполнением работ или предоставлением услуг.

Форма оплаты лесных платежей определяется районными органами самоуправления и оговаривается в разрешительных документах по каждому объекту пользования — лесо­рубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Лесные подати взимаются в виде разовых

или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение срока действия разрешительных документов.

При аренде лесных ресурсов владелец передает участок лесного фонда в срочное пользование за плату. Эта плата зависит от количества и качества лесных ресурсов, место­нахождения участка.

Принципы определения и порядок установления размера арендной платы и сроки ее внесения определяются субъектами РФ.

Лесной налог в соответствии с Федеральным бюджетом РФ на 1998 г. полностью поступал в бюджет субъектов РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений, введенный Федеральным законом от 22 декабря 1992г., действует в системе региональных налогов и поступает в бюджеты субъектов РФ. Этот сбор имеет целевое назначение и используется на дополнительное фи­нансирование образовательных учреждений. Его плательщиками выступают юридические лица, а объектом обложения — фонд оплаты труда по всем основаниям. В Москве он функционирует с 1 апреля 1994 г. и предусматривает широкий аспект налоговых льгот. Максимальная ставка установлена законом в размере 1%, конкретные ставки определяют субъекты РФ. Расходы по оплате сбора относятся на финансовые результаты предпри­ятия.

Местные налоги и сборы

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, ре­шениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей тер­ритории соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от компетенции органов государственной власти и местного само­управления, фискальной значимости этих налогов, а также продолжительности функцио­нирования местные налоги и сборы подразделяются на две группы.

Первая — налоги, введенные законодательной властью и действующие на всей тер­ритории России в обязательном порядке. К ним относятся:

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог, налог на рекламу;

• сбор за право торговли.

Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государствен­ной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные

законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о поряд­ке взимания и уплаты.

Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:

• сбор за парковку автомобилей;

• налог наперепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

• сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содержание милиции, благоуст­ройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.

Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальнымирешениямиоргана местного самоуправления и дейст­вуют лишь на его территории. В целях обеспечения единого подхода при введении мест­ных налогов и сборов второй группы, для которых нет общих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным местным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными ор­ганами соответствующих решений.

Основные направления государственной политики в области на­логовой реформы.

Следует отметить,что действующая налоговая система нуждается в совершенствовании, так как для нее характерны множественность налогов (в России взимается до 150 налогов), пло­хая собираемость налогов (фактически аккумулируется около 60% налогов против утвержден­ных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов. Слишком тяжелым является налогообложение производственных предприятий, что тормозит их развитие. В ближайшее время предполагается осуществить реформирование налоговой системы.

Основные направления государственной политики в области налоговой реформы:

1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиво­речивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых пла­тежей;

2) сокращение числа налогов путем их укрупнения иотмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3) консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. государственных внебюджет­ных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нор­мативного порядка формирования доходной части бюджета;

4) облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и не­допущение двойного налогообложения путем четкого определения механизма налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемо­сти налогов;

5) развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997 г. минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налогав бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федераль­ном бюджете, но не ниже минимальных значений;

6) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

7) расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной величине месячной оплаты тру­да и таможенных пошлин в евро на единицу товара в натуральном измерении;

8) замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежа­ми в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пе­ресчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, ус­танавливаемому Центральным банком России на дату платежа;

9)увеличение доли экологических налогов и штрафов.

Главная задача состоит в обеспечении роста доли налоговых поступлений в ВВП прежде всего за счет повышения собираемости налогов.

Важное значение имеет Налоговый кодекс РФ, который призван преодолеть нега­тивные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства.

Тема 10 Кредит, кредитный рынок и кредитная система

1. Сущность и функции кредита

2. Виды и формы кредита

3. Кредитный рынок

4. Кредитная система

Сущность и функции кредита

Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах:

Возвратность кредита.

Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной орга­низации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.

Срочность кредита

Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется.

Платность кредита. Ссудный процент.

Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию.

Обеспеченность кредита.

Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях.

Целевой характер кредита.

Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

Дифференцированный характер кредита.

Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.)

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются также прежде всего выполняемыми им функциями как общего, так и селективного характера.

Перераспределительная функция.

В условиях рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного насоса, откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, более высокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различных отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора экономики, обеспечивая, удовлетворение потребностей динамично развивающихся объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах. Однако в некоторых случаях практическая реализация указанной функции может способствовать углублению диспропорций в структуре рынка, что наиболее наглядно проявилось в России на стадии перехода к рыночной экономике, где перелив капиталов из сферы производства в сферу обращения принял угрожающий характер, в том числе с помощью кредитных организаций. Именно поэтому одна из важнейших задач государственного регулирования кредитной системы — рациональное определение экономических приоритетов и стимули­рование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли или регионы, ускоренное развитие которых объективно необходимо с позиции национальных интересов, а не исключительно текущей выгоды отдельных субъектов хозяйствования.

Экономия издержек обращения.

Практическая реализация этой функции непосредственно вытекает из экономической сущности кредита, источником которого выступают в том числе финансовые ресурсы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временной разрыв между поступлением и расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может определить не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Именно поэтому столь широкое распространение получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые практически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, и экономию общих издержек обращения.

Ускорение концентрации капитала.

Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштаб производства (или иной хозяйственной операции) и, таким образом, обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости выделения части ее для расчета с кредитором привлечение кредитных ресурсов более оправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства. Следует, однако, отметить, что на стадии экономического спада (и тем более в условиях перехода к рыночной экономике) дороговизна этих ресурсов не позволяет активно использовать их для решения задачи ускорения концентрации капитала в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Тем не менее, рассматриваемая функция даже в отечественных условиях обеспечила определенный положительный эффект, позволив существенно ускорить процесс обеспечения финансовыми ресурсами отсутствующих или крайне неразвитых в период плановой экономики сфер деятельности.

Обслуживание товарооборота.

В процессе реализации этой функции кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные деньги. Вводя в сферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки и т.д., он обеспечивает замену наличных расчетов безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную, роль в решении этой задачи играют ком­мерческий кредит как необходимый элемент современных отношений товарообмена.

Ускорение научно-технического прогресса.

В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне - и долгосрочных ссуд банка.

Итак, кредит - это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, предаваемой во временное пользование.

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и
кредитных операций;

г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

Основными принципами кредита являются возмездность, срочность и возвратность.

Виды кредитов.

Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, к важнейшим из которых следует отнести категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого можно выделить следующие шесть достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых в свою очередь распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам.

Банковский кредит.

Одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования. Классифицируется по ряду базовых признаков.

Сроки погашения.

Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления
официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не
используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют отно­
сительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом.

Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного
недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупность подобных операций
образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов — денежный рынок. Средний срок
погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно
применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме
межбанковского кредитования.

Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (в отечественных
условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто
коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе, а
также при кредитовании инновационных процессов со средними объемами требуемых
инвестиций.

Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях. Как и
среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими
объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании
реконструкции, технического перевооружения, нового строительства на предприятиях всех
сфер деятельности. Особое развитие получили в капитальном строительстве, топливно-
энергетическом комплексе, сырьевых отраслях экономики. Средний срок их погашения
обычно от трех до пяти лет, но может достигать 25 и более лет, особенно при получении
соответствующих финансовых гарантий со стороны государства.

В России на стадии перехода к рыночной экономике практически не используются как из-за общей экономической нестабильности, так и меньшей доходности в сравнении с краткосрочными кредитными операциями (например, в 1994 г. удельный вес ссуд продолжительностью более одного года в среднем коммерческом банке России не превышал 5—7% от общей стоимости выданных кредитов).

Способ погашения.

• Ссуды погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика.
Традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента.

• Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного
договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе — в
части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Всегда используются при
долгосрочных ссудах и, как правило, при среднесрочных.

Способ взимания ссудного процента.

Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения.
Традиционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных ссуд, имеющая
наиболее функциональный с позиции простоты расчета характер.

Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в
течение всего срока действия кредитного договора. Традиционная форма оплаты средне- и
долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от
договоренности сторон (например, по долгосрочным ссудам выплата процента может
начинаться как по завершении первого года пользования кредитом, так и спустя более про­
должительный срок).

Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной
вьщачи их заемщику. Для развитой рыночной экономики эта форма абсолютно нехарактерна
и используется лишь ростовщическим капиталом. Из-за нестабильности экономической
ситуации активно применялась в период 1993 — 1995 гг. многими российскими
коммерческими банками, особенно по сверхкраткосрочным (до пяти рабочих дней) ссудам.

Наличие обеспечения.

• Доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых является непосредственно кредитный договор. В ограниченном объеме применяются некоторыми зарубежными банками в процессе кредитования постоянных клиентов, поль­зующихся их полным доверием (подкрепленным возможностью непосредственно контролировать текущее состояние расчетного счета заемщика). При средне- и долгосрочном кредитовании могут использоваться лишь в порядке исключения с обязательным стра­хованием выданной ссуды, обычно — за счет заемщика. В отечественной практике применяются коммерческими банками лишь при кредитовании собственных учреждений.

Обеспеченные ссуды как основная разновидность современного банковского кредита, выражающая один из его базовых принципов. В роли обеспечения может выступить любое имущество, принадлежащее заемщику на правах собственности, чаще всего — недвижимость или ценные бумаги. При нарушении заемщиком своих обязательств это имущество переходит в собственность банка, который в процессе его реализации возмещает понесенные убытки. Размер выдаваемой ссуды, как правило, меньше среднерыночной стоимости предложенного обеспечения и определяется соглашением сторон. В отечественных условиях основная проблема при оформлении обеспеченных кредитов — процедура оценки стоимости имущества из-за незавершенности процесса формирования ипотечного и фондового рынков.

Ссуды под финансовые гарантии третьих, лиц, реальные выражением которых служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить фактически нанесенный банку ущерб при нарушении непосредственным заемщиком условий кредитного договора. В роли финансового гаранта могут выступать юридические лица, пользующиеся достаточным доверием со стропы кредитора, а также органы государственной власти любого уровня, В условиях развитой рыночной экономики получили широкое распространение прежде всего в сфере долгосрочного кредитования, в отечественной практике до настоящего времени имеют ограниченное применение из-за недостаточного доверия со стороны кредитных организаций не только к юридическим лицам, но и к государственным органам, особенно муниципального к регионального уровней.

Целевое назначение.

Ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах. В современных условиях имеют ограниченное применение в сфере краткосрочного кредитования, при средне- и долгосрочном кредитовании практически не используется.

Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора, (например, расчета за приобретаемые товары, выплаты заработной платы персоналу, капитального развития и т. п.) Нарушение указанных обязательств, как уже отмечалось в настоящей главе, влечет за собою применение к заемщику установленных договором санкций в форме досрочного отзыва кредита или увеличения процентной ставки.

Категории потенциальных заемщиков.

Аграрные ссуды — одна из наиболее распространенных разновидностей кредитных операций, определивших появление специализированных кредитных организаций -агробанков. Характерной их особенностью является четко выраженный сезонных характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства. В настоящее время в России эти кредитные операция осуществляются в основном по линии государственного кредиты из-за крайне тяжелого финансового состояния большинства заемщиков — традиционных для плановой экономики аграрных структур, практически не адаптируемых к требованиям рыночной экономики.

Коммерческий ссуды, предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг. В основном они имеют срочный характер, удовлетворяя потребности в заемных ресурсах в части, не покрываемой коммерческим кредитом. Составляют основной объем кредитных операций российских банков.

Ссуды посредникам на фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским и дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле-продаже ценных бумаг. Характерная особенность этих ссуд в зарубежной и российской практике — изначальная ориентированность на обслуживание не инвестиционных, а игровых (спекулятивных) операций на фондовом рынке.

Ипотечные ссуды владельцам недвижимости, предоставляемые как обычными, так и специализированными ипотечными банками. В современной зарубежной практике получили столь широкое распространение, что в некоторых источниках выделяются в качестве самостоятельной формы кредита. В отечественных условиях начали получать ограниченное распространение лишь с 1994 г., что связано с незавершенностью процесса приватизации и отсутствием законодательных актов, четко определяющих права собственности на основные виды недвижимости (прежде всего — на землю).

Межбанковские ссуды — одна из наиболее распространенных форм хозяйственного взаимодействия кредитных организаций. Текущая ставки по межбанковским кредитам является важнейшим фактором, определяющим учетную политику конкретного коммерческого банка по остальным видам выдаваемых им ссуд. Конкретная величина этой ставки прямо зависит от центрального бланка, являющегося активным участником и прямым координатором рынка межбанковских кредитов. Отсутствие эффективного планирования таких операций в августе 1995 г. вызвало кризис межбанковских платежей, охвативший всю кредитную систему России.

Коммерческий кредит

Одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находя практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров, а следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.

Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводный (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита.

Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:

в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг; предоставляется исключительно в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающий в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности;

средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;

при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы с

Наши рекомендации