В. группы банковских продуктов
операционные: инвестиционные финансовые консультационные
- расчетно-кассовые; - государственные - факторинг;
- кредитные; ценные бумаги; - лизинг;
- депозитные; - корпоративные; - траст и т.д.
- валютные - ценные бумаги
кредитных орга-
низаций и т.д.
Чем глубже сегментация по продукту, тем больше возможностей привлечь новых клиентов или расширить объем услуг старым клиентам. Выделяют: маркетинг кредитного рынка, маркетинг депозитного рынка, маркетинг рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Задачиспециалистов – маркетологов в банке:
· правильно оценить целевые рынкибанковских услуг по следующим критериям:
- текущая доходность;
- допустимая степень риска;
- перспективы роста стоимости активов;
- количественная оценка рынка (потенциал, объем, доля банка на рынке).
· выбор соответствующей оценке рынка стратегии:
- концентрированный маркетинг(концентрация маркетинговых усилий на каком-то одном сегменте; используется, как правило, при завоевании новых рынков);
- дифференцированный маркетинг (ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента – более гибкая стратегия, позволяющая приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре рынка);
- массовый (недифференцированный) маркетинг (единая программа предоставления услуг всем группам клиентов, предполагает относительно низкие издержки на маркетинг при многообразовании оказываемых услуг).
Недостатки стратегии дифференцированного и массового маркетинга связаны с необходимостью преодолевать мощную конкуренцию других кредитных организаций. При концентрированном маркетинге, кроме конкурентной борьбы, требуются усилия по поиску инновационного продукта и большие затраты на его продвижение на рынок, особенно на рекламу.
· отбор необходимых инструментов для реализации выбранной маркетинговой стратегии.
Конкретная комбинация маркетинговых инструментов в соответствии с поставленными целями и задачами называется маркетинговой смесью.
Инструменты маркетинга
ценовая инновации система политика
политика и вариации реализации коммуникаций
продукции - реклама
- стимулирование
продвижение продажа сбыта
продукта - работа с общест-
венностью
Ш этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
Планирование и разработка
комплекс маркетинга
внедрение на рынок
(система сбыта)
продвижение и организация
стимулирование продаж
сбыта
Планирование предполагает разработку таких банковских продуктов или услуг, которые соответствовали бы потребностям клиентов и обеспечивали банку определенную прибыль.
Планирование включает:
· определение ассортимента услуг:
- по ширине (количество групп данного вида услуги), например, долгосрочные;
- глубине (количество позиций в группе), например, краткосрочные кредиты только юридическим лицам или юридическим и физическим лицам; юридическим лицам – всех организационно-правовых форм или всем, кроме предприятий малого бизнеса;
· обновление ассортимента услуг;
· выбор политики ценообразования;
· определение каналов товародвижения;
· учет жизненного цикла банковского продукта (стадия внедрения, стадия зрелости, стадия спада).
Разработка продукта (услуги) представляет собой конкретные действия служб маркетинга по оказанию услуги, которые включают:
· подготовку нормативных документов;
· обучение сотрудников;
· разработку технологии банковских операций;
· определение способов внедрения продукта (услуги) на рынок;
· испытание качества инновации (предложение узкому кругу клиентов).
Система сбыта – организация деятельности банка по продвижению продуктов (услуг) на рынок.
Новые системы распространения продуктов связаны с автоматизацией банковских технологий (увеличением электронных способов обслуживания клиентов). Широкое распространение получили пластиковые карточки, видеофоны, подключение персональных компьютеров клиентов к сети банка для осуществления банковских операций.
В банковской практике США и других развитых странах появились так называемые киоски, позволяющие предоставлять финансовые услуги в любое время и независимо от региона. Клиенты при этом могут контролировать свои счета через свой монитор.
Стимулирование сбыта проводится по трем направлениям:
· стимулирование потребителей (процентные ставки, персональные услуги, скидки постоянным клиентам, лотереи и т.п.);
· стимулирование сотрудников банка (поощрения за высокое качество обслуживания клиентов, за расширение объема каких-либо услуг, за новации по разработке продуктов);
· стимулирование посредников, при помощи которых банк продвигает свои услуги (страховые компании, СМИ, брокеры, дилеры и т.д.).
Методы стимулирования разнообразны: совместная реклама, взаимосвязь предоставляемых услуг, помощь в продвижении услуг партнера и т.п.
Организация продажвключает:
· организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;
· организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;
· выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту - "банк на дому", предложение сопутствующих услуг и т.д.);
· изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.