Тема 12. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ТЕКУЩИХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Тема 12. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ТЕКУЩИХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учет безналичных рублевых расчетов.

Учет операций по специальным счетам в банках.

Учет валютных операций.

Учет кассовых операций.

Учет расчетов с подотчетными лицами.

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.

Продажа дебиторской задолженности.

Векселя.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

Учет расчетов с учредителями.

Учет внутрихозяйственных расчетов. Учет расчетов по доверительному управлению.

Учет посреднических операций.

16. Учет расчетов по взаимным требованиям.

Учет расчетов с бюджетом.

Учет расчетов по кредитам и займам.

Учет выпущенных облигаций.

Информация в бухгалтерской отчетности о денежных средствах, обязательствах, кредитах и займах.

Учетная политика в части учета денежных средств, обязательств, кредитов и займов.

Нормативное регулирование учета денежных средств, обязательств, кредитов и займов.

Учет безналичных рублевых расчетов

Организация имеет право производить наличные и безналичные расчеты. Наличные расчеты производятся через кассу организации, а безналичные – через счета, открытые в кредитных организациях (банках).

Безналичные расчеты организация осуществляет через расчетные (рублевые) или валютные счета.

Расчетные счета

Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств и проведения безналичных расчетов организации с другими лицами.

Организация имеет право иметь неограниченное количество счетов в разных банках.

Банк в течение 5 дней со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов счета обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (пункт 1 статьи 86 НК РФ).

Порядок открытия счетов установлен в Инструкции ЦБ РФ от 14 сентября 2006 года №28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

Для открытия расчетного счета организация должна заключить с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание. Для заключения договора организация предоставляет следующие документы:

- заявление на открытие счета по форме № 0401025,

- устав организации (нотариально заверенную копию),

- свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенную копию),

- свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия),

- карточка с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026,

- протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации,

- приказ о назначении главного бухгалтера (копия).

После открытия расчетного счета банк предоставляет организации банковские реквизиты, которые указаны в договоре:

- номер расчетного счета,

- полное наименование банка с указанием организационно-правового статуса,

- номер корреспондентского счета,

- банковский идентификационный код (БИК).

Синтетический и аналитический учет безналичных расчетов

Синтетический учет по расчетным счетам организации ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». Аналитический учет ведется отдельно по каждому расчетному счету, открытому в разных банках.

Движение безналичных денежных средств

Движение денежных средств на расчетном счете состоит из 2 стадий:

- поступления (зачисления),

- списания (перечисления).

Поступление денежных средств на расчетный счет

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Поступление денежных средств из кассы организации
Поступление выручки от покупателей за товары (работы, услуги)
Поступление средств кредитов и займов 66,67
Поступления в виде возврата авансов, ранее выданных поставщикам
Поступления в виде возврата займов, ранее выданных
Поступления вкладов в уставный капитал организации

Учет безналичных операций в иностранной валюте

Валютный счет

Валютный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения средств в иностранной валюте и проведения расчетов в иностранной валюте.

Как правило, валютные счета открываются в долларах США или евро, но валютные счета могут быть открыты и в другой возможной валюте.

Открываются валютные счета в том же порядке, что и расчетные.

После заключения договора банковского счета банк одновременно открывает:

- текущий валютный счет,

- транзитный валютный счет.

Текущий валютный счет предназначен для учета средств в иностранной валюте, остающихся в распоряжении организации, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Транзитный валютный счет предназначен для зачисления в полном объеме всех поступлений иностранной валюты в пользу организации, за исключением:

- средств поступающих с одного текущего валютного счета на другой текущий валютный счет одной организации, открытые в одном банке,

- средства, поступающие от банка, в котором открыт счет по договорам, заключенным между ними,

- средств поступающих с одного текущего валютного счета на другой текущий валютный счет разных организации, но открытых в одном банке.

Порядок осуществления валютный операций, принципы валютного регулирования и валютного контроля установлены ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

При экспортетоваров, работ, услуг организация получает валютную выручку, которая зачисляется на валютный счет.

При импорте товаров, работ, услуг организации переводят средства в качестве оплаты со своего валютного счета.

Для проведения этих операций организации могут покупать или продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ.

Под куплей-продажей иностранной валюты понимается приобретение (отчуждение) иностранной валюты по договорам, заключенным с банком.

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
  Поступление валютных средств
Отражено поступление на транзитный валютный счет экспортной выручки за отгруженную продукцию 52.1
Отражен перевод поступившей валютной выручки с транзитного валютного счета на текущий валютный счет 52.2 52.1
  Перечисление валютных средств
Перечислены валютные средства поставщику 60,76 52.2

До апреля 2006 года организации должны были продавать часть полученной экспортной валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Правила обязательной продажи иностранной валюты установлены Инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И. В Инструкцию внесены изменения, и доля обязательной к продаже валютной выручки установлена в размере 0%.

При поступлении валютной выручки, они полностью зачисляется на транзитный валютный счет.

Поступившая иностранная валюта переводится с транзитного валютного счета на текущий валютный счет.

Курсовые разницы

При пересчете стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, образуются так называемые курсовые разницы.

Курсовая разница – это разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или на отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

В связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам могут возникать положительные и отрицательные курсовые разницы.

Положительные курсовые разницы возникают:

1. при росте курса иностранной валюты по отношению к российской валюте,

2. при падении курса иностранной валюты, когда у организации имеются:

- кредиторская задолженность в иностранной валюте по расчетам с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.,

- кредиты банков в иностранной валюте.

Отрицательные курсовые разницы возникают:

1. при падении курса иностранной валюты по отношению к российской валюте,

2. при росте курса иностранной валюты, когда у организации имеются:

- кредиторская задолженность в иностранной валюте по расчетам с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.,

- кредиты банков в иностранной валюте.

Курсовые разницы зачисляются на финансовые результаты организации как прочие расходы или прочие доходы.

Исключение составляют курсовые разницы, связанные с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный капитал организации. Эти курсовые разницы зачисляются в добавочный капитал организации.

Пример: На первый день месяца на валютном счете находилось 20 000 долл. Курс доллара составлял 26,40 руб. Таким образом, на начало месяца сумма денежных средств в рублях составляла 528 000 (20 000 х 26,40).

На последний день месяца курс доллара вырос и составил 26,50 руб. Таким образом, на конец месяца сумма денежных средств в рублях составляла 530 000 (20 000 х 26,50).

Полученная разница в 2 000 руб. является положительной курсовой разницей (530 000 – 528 000).

Синтетический учет средств в иностранной валюте ведется на счете 52 «Валютные счета». По дебету счета отражается поступление денежных средств, а по кредиту счета – их списание (перечисление).

К валютному счету могут быть открыты следующие субсчета:

52.1. «Транзитные валютные счета»

52.2. «Текущие валютные счета»

Операции по валютным счетам отражаются на основании выписки банка по валютному счету и приложенным в ним денежно-расчетным документам (аналогично расчетному счету).

Документами, подтверждающими курсовые разницы, являются выписки банка по валютным счетам и бухгалтерские справки.

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Отражена положительная курсовая разница по остаткам наличных средств в иностранной валюте в кассе 91.1
Отражена положительная курсовая разница по остаткам безналичных средств в иностранной валюте на текущем валютном счете 91.1
Отражена отрицательная курсовая разница по остаткам наличных средств в иностранной валюте в кассе 91.2
Отражена отрицательная курсовая разница по остаткам безналичных средств в иностранной валюте на текущем валютном счете 91.2

Учет аккредитивов

Организация работы кассы

Кассовые операции – это операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы организации. В кассе организации помимо денежных средств могут храниться денежные документы (почтовые марки, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и пр.).

Работа в кассе возлагается на кассира организации, если его нет, то на главного бухгалтера или иного работника. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации.

Организация должна оборудовать для кассы изолированное помещение и обеспечить сохранность ценностей, хранящихся в кассе. Кассовые ценности, как правило, хранятся в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях – в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи и печати хранятся у кассира. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим к ней отношения, запрещен.

Ключиот металлических шкафов и печати хранятся у кассира, которому запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителей предприятий.

Бланки строгой отчетности

Бланк строгой отчетности (БСО) – это документ, выдаваемый вместо чека ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги. БСО может применяться только при оказании услуг населению. БСО не используются при продаже товаров. Организации могут самостоятельно разрабатывать бланки и печатать их, но только на автоматизированных системах. Печатать БСО на обычных принтерах нельзя. Поэтому заказывать бланки надо в типографиях.

Примеры БСО по утвержденной формы:

- железнодорожные, авиабилеты и др. документы по перевозке пассажиров,

- билеты на прочие пассажирские перевозки общественным транспортом (автобусные и пр.),

- багажные квитанции, квитанции на провоз ручной клади,

- сохранная квитанция, выдаваемая ломбардами,

- театральные билеты и абонементы, кинобилеты,

- экскурсионные путевки,

- туристические путевки.

При заполнении БСО должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк должен иметь отрывные части. Учет БСО изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков строгой отчетности. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом). Форма книги утверждается внутренними документами организации.

4.7. Документальное оформление кассовых операций

При оформлении кассовых операций используются следующие формы унифицированных документов по учету кассовых операций, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88:

Форма № КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Форма № КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Форма № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров»

Форма № КО-4 «Кассовая книга»

Форма № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

Прием наличных денег кассами производится по приходному кассовому ордеру (ПКО), подписанным главным бухгалтером. О приеме денег выдается квитанция к ПКО с подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом).

Выдача наличных денег из касс производится по расходным кассовым ордерам (РКО). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия. При выдаче денег по РКО кассир требует предъявления паспорта получателя.

Оплата труда производится кассиром по платежным или расчетно-платежным ведомостям без составления РКО на каждого получателя. На титульном листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег с подписями руководителя и главного бухгалтера.

Предприятие ведет кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приложенными к нему приходными и расходными кассовыми ордерами.

На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовая книга может вестись автоматизировано. В этом случае кассовую книгу необходимо распечатывать и по окончании месяца сшивать. Отрывные листы также распечатываются и служат отчетом кассира.

Инвентаризация кассы

В сроки, установленные руководителем, а также при смене кассиров производится внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

По результатам инвентаризации составляется «Акт инвентаризации наличных денежных средств» (форме № ИНВ-15).

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Результатом инвентаризации кассы является:

- выявление излишков денежных средств,

- выявление недостачи денежных средств,

- невыявление расхождений.

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Отражены излишки денежных средств в кассе 91.1
Отражена недостача денежных средств в кассе
Недостача денежных средств отнесена на кассира 73.2
Погашена недостача денежных средств кассиром 73.2

Векселя

Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

Вексельное обращение регулируется Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 № 48-ФЗ и «Положением о переводном и простом векселе», утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341.

Различают простые и переводные векселя.

Простой вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег держателю векселя.

Переводной вексель (тратта) – это ценная бумага, содержащая приказ векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу.

Векселя, выдаются под обеспечение:

- заемных средств,

- хозяйственные сделки.

Векселя, выданные под обеспечение заемных средств, учитываются:

- у организации векселедателя на субсчетах счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»,

- у организации векселеполучателя – на субсчете 58.3 «Предоставленные займы».

Векселя, выданные в обеспечение хозяйственных сделок, учитываются:

- у организации векселедателя на субсчете счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

- у организации векселеполучателя на субсчете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Векселя, обеспечивающие хозяйственную сделку, называются товарными.

Финансовыми векселя становятся после передачи их по второй, третьей и пр. сделкам. Финансовые векселя – это векселя третьих лиц. Они учитываются на субсчете 58.2 «Долговые ценные бумаги».

Векселя, выданные организацией, учитываются векселедателем на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» по номиналу.

Векселя, полученные организацией, учитываются векселеполучателем на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» по номиналу.

Финансовые векселя на забалансовых счетах не учитываются.

Векселя могут быть:

- беспроцентными,

- процентными,

- дисконтными.

Процентным может быть только вексель со сроком «по предъявлении» (например, «по предъявлении, но не ранее...» или «во столько-то времени от предъявления» (ст.ст. 5, 77 Положения о переводном и простом векселе). Во всех остальных случаях векселя оформляются с дисконтом, т.к. выдавая ценную бумагу с определенным сроком ее погашения, векселедатель точно знает срок, на который она выдается.

Дисконт – это положительная разница между суммой, указанной в векселе (его номиналом), и фактической суммой его размещения.

Проценты (дисконт) согласно вексельному законодательству подлежат уплате вместе с вексельной суммой.

Учет процентов, причитающихся к оплате по векселям, регулируется ПБУ 15/2008 «Учет расходов по кредитам и займам».

Учет дисконта ПБУ 15/2008 не регулируется, поэтому порядок учета дисконта необходимо отражать в учетной политике организации.

Дисконт учитывается, как правило, аналогично учету процентов.

В соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по кредитам и займам» проценты по векселям, начисленные к уплате у векселедателя отражаются в составе прочих расходов:

- в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления,

- равномерно (ежемесячно) в течение предусмотренного векселем срока выплаты.

Расчеты по претензиям

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Предъявлены претензии за брак и простои, возникшие по вине поставщиков во вспомогательном производстве 76.2
Предъявлены претензии за брак, возникший по вине поставщиков, в связи с получением некачественного материала 76.2
Предъявлены претензии за некачественный товар 76.2
Предъявлены претензии к банку за ошибочно списанные суммы с расчетного счета 76.2
Предъявлены претензии поставщику за несоответствие в документах 76.2
Отражены штрафы, пени, неустойки, подлежащие взысканию с поставщиков за соблюдение договорных обязательств 76.2 91.1
Получены штрафы, пени, неустойки от поставщиков 76.2

76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» - предназначен для обобщения информации о расчетах по причитающимся дивидендам и прочим доходам.

Учет учредителя управления

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
  Передача имущества
Отражена передача объектов имущества 79.3 01,04,58,51
Отражена передача начисленной амортизации 02,05 79.3
  Доходы
Начисление причитающейся по договору доверительного управления имуществом прибыли 79.3 91.1
Начисление причитающихся сумм возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды от доверительного управляющего 79.3 91.1
Получение причитающихся сумм (прибыли, возмещение убытков и пр.) 79.3
  Расходы
Начислены причитающие доверительному управляющему суммы вознаграждения, предусмотренные договором 79.3
Отражены возмещаемые расходы, произведенные доверительным управляющим при доверительном управлении имуществом 79.3
Перечисление вознаграждения и возмещаемых расходов доверительному управляющему 79.3
  Возврат имущества
Возвращены объекты имущества 01,04,58,51 79.3
Возвращены суммы начисленной амортизации с учетом сумм, начисленных доверительным управляющим 79.3

Договор комиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Выплата комиссионеру комиссионного вознаграждения является обязанностью комитента. Размер вознаграждения, причитающегося комиссионеру за совершенную сделку, определяется договором.

По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.

Агентский договор

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. К отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (если агентским договором не предусмотрено иное).

Учет по агентскому договору аналогичен учету по договору комиссии.

Договор поручения.

В соответствии с п. 1 ст. 971 по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны(доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Поверенный действует на основании доверенности, выданной ему доверителем.

Предусмотренные договором поручения юридические действия совершаются поверенным за определенное вознаграждение. Кроме того, доверитель обязан возмещать поверенному понесенные издержки, а также обеспечивать его средствами, необходимыми для исполнения поручения (если иное не предусмотрено договором).

Таким образом, основным отличием договора комиссии от договора поручения является то, что комиссионер в отличие от поверенного имеет большую свободу действий при исполнении своего поручения - он действует от своего имени и приобретает по совершаемой сделке все права и обязанности.

Учет по договору поручения аналогичен учету по договору комиссии.

У посредников могут возникать расходы, связанные с исполнением договора, которые будут возмещены поручителем. Возмещаемые расходы отражаются на отдельном субсчете счет 76 «Расчеты по возмещаемым расходам».

Не включаются в налоговую базу при начислении НДС суммы, полученные посредниками:

- от поручителей для исполнения сделки за исключением сумм вознаграждения,

- от покупателей товаров (работ, услуг) за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждения или любого другого дохода.

При этом счета-фактуры на передаваемые товары комиссионеру (агенту) выписываются и комитентом (принципалом), и продавцом. Но полученные комиссионером (агентом) от комитента (принципала) счета-фактуры по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя комиссионера (агента) в Книге покупок не регистрируются.

16.Учет расчетов по взаимным требованиям

Основанием прекращения обязательства является зачет(ст. 410 ГК), суть которого состоит в том, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета встречного требования, а стало быть, и для прекращения обязательства достаточно заявления одной стороны. Зачет встречного требования применяется на практике в основном в качестве основания прекращения взаимных денежных обязательств.

Зачет взаимных требований нельзя путать с меной.

Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования.

Зачет возможен при наличии основного и встречного обязательств. Встречность, вытекающая из этих обязательств требований, состоит в том, что должник в основном обязательстве является одновременно кредитором во встречном обязательстве.

Однородность требований предполагает однородность их предмета с тем, чтобы предметы этих требований были количественно соизмеримы - лишь в этом случае можно говорить о полном или частичном взаимном погашении требований. Поэтому чаще всего предметом зачета оказываются

деньги.

Удобство зачета состоит также в том, что он является односторонней сделкой, и для его совершения достаточно заявления одной стороны.

Реализация с частичной оплатой в порядке зачета взаимных требований (встречное требование)

Наименование операции Корр. счета Сумма
Дебет Кредит
Отражена покупная стоимость 10,41,20 100 000
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 18 000
Предъявлен к вычету НДС 18 000
Отражена продажная стоимость 354 000
Отражен НДС, предъявленный покупателю 54 000
Списана продажная стоимость 41,20 250 000
Определен финансовый результат 50 000
Зачет задолженности в счет оплаты части поставленных товаров (работ, услуг) 100 000
Перечисление НДС поставщику 18 000
Получение НДС от покупателя (в части произведенного взаимозачета) 18 000
Получение оставшейся задолженности от покупателя 236 000

Проведение взаимозачета требований

Наименование операции Корр. счета Сумма
Дебет Кредит
Отражена продажная стоимость материала 62.1 91.1 118 000
Отражен НДС, предъявленный покупателю 91.2 68.2 18 000
Списана себестоимость продукции 91.2 100 000
Отражена стоимость принятых работ 100 000
Отражен НДС по принятым работам 18 000
Зачет взаимно выполненных обязательств по договору мены 100 000
Перечисление НДС поставщику 18 000
Получение НДС от покупателя 18 000
Принят НДС к вычету 18 00

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Субсчета открываются по каждому из налогов и сборов.

Счет 68, например, может иметь следующие субсчета:

68.1 «Налог на доходы физических лиц»

68.2 «Налог на добавленную стоимость»

68.3 «Акцизы»

68.4 «Налог на прибыль» и пр.

68.5 «Налог на имущество организаций»

Перечень налогов при основной системе налогообложения (ОСН):

1. Налог на прибыль

2. Налог на добавленную стоимость (НДС)

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

4. Налог на имущество организаций

5. Транспортный налог

6. Земельный налог

7. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

8. Водный налог

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

10. Налог на игорный бизнес

11. Государственная пошлина

12. Таможенные пошлины и сборы

Стоимость = Себестоимость + Прибыль + Косвенные налоги

По отношению к элементам стоимости налоги подразделяются:

1. На налоги, включаемые в расходы организации (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и пр.).

2. На налоги, включаемые в стоимость в качестве надбавки, т.е. косвенные налоги (НДС и акцизы).

3. На налоги, начисляемые с прибыли (налог на прибыль).

Налоги, включаемые в расходы, подразделяются:

- на налоги, начисляемые за счет затрат на производство и реализацию (счет 20, 23,25,26, 44),

- на налоги, начисляемые за счет прочих расходов (счет 91.2).

Некоторые налоги могут быть начислены как за счет затрат, так и за счет прочих расходов. Выбор счета начисления налога организация указывается в учетной политике.

Косвенные налоги начисляются по дебету счета 90 (90.3 «НДС» и 90.4 «Акцизы»). Налоговые вычеты по косвенным налогам отражаются по кредиту счета 19.

Налог на прибыль начисляется с дебета счета 99 «Прибыли и убытки».

Организация может выступать в качестве налогового агента. По НДФЛ организация всегда выступает в качестве налогового агента. Начисление НДФЛ осуществляется по дебету счетов расчетов (70,75,76).

Учет расчетов по НДФЛ

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Удержан НДФЛ с заработной платы работников
Удержан НДФЛ с дивидендов
Удержан НДФЛ с иных выплат, произведенных в пользу физических лиц
Уплачен НДФЛ в бюджет

Учет расчетов по НДС

Наименование операции Корр. счета
Дебет Кредит
Начислен «авансовый» НДС

Наши рекомендации