Ресурсы коммерческого банка: понятие и структура

Для осуществления своей деятельности коммерческий банк должен иметь определенные ресурсы. Они делятся на собственные и привлеченные. Собственные ресурсы коммерческого банка образуют собственный капитал банка. Он состоит из уставного фонда, резервного фонда, не распределенной прибыли и долгосрочных обязательств.

Собственный капитал банка играет важную роль в деятельности банка на начальном этапе. Он создает финансовую базу для развития коммерческого банка. Этот капитал выступает определенным страховым резервом, который гарантирует интересы вкладчиков, то есть ему присуща защитная функция. Это обстоятельство, как правило, учитывает центральный банк, устанавливая минимальный размер уставного фонда банка. В дальнейшем собственный капитал банка становится определенной гарантией финансовой устойчивости коммерческого банка и его прибыльности. Так, если в банке в процессе его деятельности возникают убытки, и они не могут быть покрыты за счет текущей прибыли, то они покрываются за счет собственного капитала. Для выполнения этих функций банк, как правило, создает страховой фонд, фонд покрытия убытков от непогашенных ссуд, резервный фонд. Следовательно, чем большая часть собственного капитала банка, которая предназначена для страхования возможных рисков, тем лучше.Правда, слишком большие ресурсы, отведенные для этих целей, уменьшают активность банка и даже доходность его операций. Собственный капитал банка выступает и в определенной страховой гарантией интересов кредиторов коммерческого банка на случай его ликвидации или банкротства.

Учитывая защитную функцию собственного капитала следует заметить, что с развитием рыночных отношений развиваются также страховые услуги, усиливается надежность банковской системы и т.д.., А доля собственного капитала уменьшается.

Кроме защиты, собственный капитал обеспечивает и оперативной деятельности коммерческого банка.Этим целям служит часть резервного фонда, амортизационный фонд, фонды экономического стимулирования.

На основе собственного капитала рассчитываются различные показатели, которые отражают его состояние. Например, показатель платежеспособности коммерческого банка рассчитывается как отношение между собственным капиталом и суммой взвешенных по степени риска активов банка. К этим показателям относятся также показатели, которые рассчитываются на основе отношения собственного капитала к активам, к активам с повышенным риском, в пассивов банка подобное.

Однако в целом в активах банка собственный капитал играет небольшую роль. Основной ресурс коммерческих банков (на 85-90%) состоит из привлеченных средств.

Коммерческий банк привлекает ресурсы способом осуществления соответствующих операций. Общее их количество в современных условиях достаточно велика. Например, крупнейшие банки Великобритании выполняют для своих клиентов около 100 операций, банки США - до 150, а банки Японии - до 300 видов операций. Но все эти операции можно разделить на два основных типа: пассивные и активные.

Пассивные операции сводятся к аккумуляции временно свободных средств. их основными источниками выступают средства физических и юридических лиц, кредиты, взятые в коммерческих и в центральном банках, и собственную прибыль банка.

Процесс формирования пассивов сводится прежде всего к привлечению средств в форме вкладов - депозитов (от лат. Depozitum - вещь, отданная на хранение). Взносы привлекаются банком на разных условиях, но чаще в зависимости от срока вклада их классифицируют на бессрочные (до востребования) и срочные.

Вклады до востребования характеризуются тем, что они по желанию вкладчика в любой момент должны быть ему возвращены. Такие взносы делают как физические, так и юридические лица. К ним относятся также остатки средств на счетах предприятий и другие подобные средства. За привлеченные средства банк обычно устанавливает плату. Однако проценты по таким депозитам являются самыми низкими. Это объясняется тем, что данные средства банк может использовать очень ограниченно, так как клиент может в любой момент потребовать возврата своего вклада.

Срочные вклады отличаются от бессрочных тем, что для них устанавливается срок их хранения в банке.Этот срок может быть разным (от месяца до нескольких лет). Данные средства дают банку больше возможностей для использования. Естественно, что процент по таким вкладам выше, чем по бессрочным.

Коммерческие банки практикуют также выпуск депозитных сертификатов. Они могут быть выпущены как на определенный срок, так и до востребования. Сертификаты выпускаются, как правило, на определенное лицо (именные), но в некоторых странах их можно передавать другим лицам посредством индоссамента. Такие сертификаты свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг и имеют свою курсовую стоимость. Преимущество этих банковских инструментов для клиента заключается в том, что сертификат одновременно является и средством обращения (им можно рассчитаться за товары, услуги, работы и т.п.), и вкладом, на который начисляются проценты.

Следует отметить, что банки стран с развитой банковской системой постоянно ищут возможности для привлечения сбережений населения. Примером может быть открытие так называемых now-расчетов. Это новейшее явление в процессе формирования банковских пассивов заключается в том, что такой счет сочетает в себе признаки как срочного вклада, так и вклада до востребования. Для такого счета устанавливается определенная граница взноса и если этот предел превышается, то на этот вклад начисляются проценты. Понятно, что такие счета выгодны клиенту, поскольку по ним можно осуществлять расчеты и получать доход. Для банка это выгодно не только потому, что он имеет возможность привлекать новые средства путем универсализации и приспособления своих услуг по приему вкладов и депозитов согласно различной мотивации населения и хозяйствующих субъектов, но и тем, что такие счета открываются на определенный срок, а это увеличивает возможности банка в размещении привлеченных таким образом пассивов.

В процессе привлечения кредитных ресурсов коммерческий банк может не только перераспределять денежную массу без изменения ее количественных параметров, но и влиять на размер этой массы. Первая ситуация имеет место тогда, когда клиент вносит свои деньги на счет. В этом случае денежная масса не меняется. Если же банк открывает счет для своего клиента без внесения денег, то денежная масса увеличивается. Такая операция оформляется как депозитная или чековая (клиент получает чек), что и приводит к увеличению денежной массы. Это так называемая депозитно-чековая эмиссия, которую осуществляют коммерческие банки. Но она имеет определенные границы и в целом всегда может прогнозироваться.

Потребности банков в деньгах покрываются не только за счет депозитов. Очень часто, особенно когда нужно повысить ликвидность банковских активов, банки покупают депозиты, хранящиеся на резервных счетах в центральном банке. Тот банк, которому привлеченные средства временно, на данный момент, не нужны, продает их тому банку, который такую ​​потребность имеет. Эти займы предоставляются на так называемом межбанковском рынке. Его особенностями выступает достаточно высокая цена (по сравнению с другими источниками) и коротко срочность. Очень часто такие займы берутся на один день.

Разновидностью привлечения кредитных ресурсов выступает также переучет векселей в центральном банке или операции под соглашение о продаже ценных бумаг с их выкупом через какой-то срок. Это так называемые РЕПО операции. Иногда банки для улучшения своей ликвидности выпускают в обращение коммерческие ценные бумаги. Они представляют собой краткосрочные долговые обязательства крупных компаний, которые покрывают сезонные или другие потребности в оборотных средствах. Эти коммерческие бумаги, как правило, выпускаются без обеспечения и по ним процент выше, чем по государственным ценным бумагам.

За ресурсы, привлекаемые, банк выплачивает процент своим вкладчикам. Эти проценты составляют основную часть операционных расходов коммерческого банка. В основе политики банка по процентной ставке по вкладам лежат как стратегические, так и тактические цели. Этим объясняется то, что банк часто применяет различную тактику в ценообразовании по привлеченным вкладам. Например, для привлечения как можно большего числа вкладчиков банк может установить высокие процентные ставки.Если же задача состоит в привлечении определенного вкладчика (например, крупного), то может проводиться политика дифференциации тарифных ставок в зависимости от размеров взноса. Вариантов ценообразования по стоимости депозитов, привлекаемых, может быть много, однако изменение процента, который выплачивается по вкладам, имеет свои пределы. Нижняя граница очерчена затратами на привлечение данного кредитного ресурса и минимальным уровнем дохода, обеспечивающим целесообразности привлечения вкладов. Верхний предел зачастую зависит от конъюнктуры на рынке и от конкретных целей, которые на данном этапе ставит перед собой банк.

Наши рекомендации