Государственный кредит. Управление государственным долгом

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими или юридическими лицами – с другой.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает: заёмщиком средств, а население, предприятия, банки, фонды – кредиторами; кредитором, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим и физическим лицам и гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. В качестве звена финансовой системы он обслуживает бюджет и внебюджетные фонды. Аккумулируемые посредствомгосударственного кредита дополнительные финансовые ресурсы используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Государственные займы выступают в качестве основной формы государственного кредита. Долговые обязательства государства могут существовать в виде обязательств по: кредитам, привлечённым от имени государства как заёмщика от кредитных организаций, и иностранных государств; выпущенным государственным ценным бумагам; бюджетным кредитам, привлечённым в федеральный бюджет из других бюджетов; государственным гарантиям государства.

Источниками погашения государственных займов и уплаты по ним процентов являются собираемые государством налоги. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т.е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.

Муниципальный кредит – экономические отношения, по которым муниципальное образование выступает в роли кредитора или заёмщика. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально- культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. По основным признакам муниципальный кредит совпадает с государственным кредитом, но порядок его формирования, распределения и использования, ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти. Он предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.

Одним из основных методов финансирования расходов территориальных бюджетов является выпуск и использование займов. В соответствии с федеральным законом от 25.09.97 № 126«О финансовых основах местного самоуправления» целями выпуска облигаций являются реализации программ и проектов развития муниципальных образований, обеспечивается выпуск облигаций муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Расходы по обслуживанию и погашению муниципального долга не обязательно финансируются из бюджета. Они могут покрываться за счёт прибыли, полученной от оказания услуг организациями, на создание и развитие которых привлекались средства путём выпуска облигаций. В структуре займов регионов и городов преобладают государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов представляет собой: инструмент увязки доходов и расходов государства; способ воздействия на социальную и денежно-кредитную политику; фактор ускорения темпов социального и экономического развития страны.

БК РФ глава 14

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Гос долг обеспечивается всем, находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства существуют в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ;

Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от им. РФ;

Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ;

Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

Соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Внутренний долг – обязательства номинированные в национальной валюте

Внешний долг – обязательства номинированные в иностранной валюте.

В объем гос.внутреннего долга включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным цен.бумагам;

Объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

Объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

В объем внешенго долга РФ входят:

Объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, и пр. международных организ-й

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

Управление госдолгом РФ возложено на правительство РФ, госдолгом субъекта – на орган исполн.власти, муниципальным долгом – уполномоч.органом местн.самоуправления

РФ несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по по долговым обязательствам субъектов и МО . если они не были гарантированны РФ

Субъекты РФ и МО не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если они не были гарантированны им , а также по долг.обязательствам РФ.

Право заимствований, заключения договоров и предост.гарантий от имени РФ принадлежит Правительсту РФ

Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Предельный объем долга устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (долг субъекта и МО – не более годового объема доходов, для сугубо дотационных – не более 50% общ.объема доходов без учета безвозмезных поступлений)

Предельный объем на обслуживание долга не должен превышать 15% от объема расходов соответствующего бюджета.

Обслуживание долга РФ производится Банком России безвозмездно.

Обслуживание внутр.долга субъекта, муниц.долга производится в соответствии с ФЗ и законами субъекта и правовыми актами ОМСУ

Управление государственным долгом.

Государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Внешний долг – долговые обязательства РФ перед иностранными государствами и международными организациями, юридическими лицами в иностранной валюте. Внутренний долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами в национальной валюте.

Под управлением гос. долгом понимается совокупность действия государства связанного с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов. Способы управления гос. долгом:1) важную роль в управлении гос. долгом играет вторичный рынок гос.облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются дилером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки; 2) погашение займов, выплата процентов по гос. займам за счет бюджетных средств;3) в ряде стран управление гос. долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос. долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы; 4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос. долга.; 6) способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего гос. долга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д. Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. Ценных бумаг. В последнее время контроль в области эмиссии гос. ценных бумаг и управление внутренним гос. долгом осуществляет Минфин РФ и Центробанк. Внешний госдолг России в первом квартале 2009 года снизился на 2,7 процента до 39,5 миллиарда долларов. Правительство РФ утвердило объем внутреннего госдолга на 2009 г. в размере 535.8 млрд. руб.

Наши рекомендации