Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики
Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов[1, с. 208].
В законодательстве Республики Беларусь можно найти определение внешнеторговой деятельности, но не внешнеэкономической, поэтому определение, данное выше, взято нами из экономического словаря.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять: физические лица, имеющие статус предпринимателя;юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это один из важнейших факторов развития национальной экономики. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно развивать собственные производственные процессы, обеспечить экономический рост без эффективного использования преимуществ международного разделения труда и совокупного международного научно-технического потенциала. Особенно это актуально в современных условиях, когда приобретают интенсивного развития процессы международной экономической интеграции, транснационализации, международного разделения труда, глобализации мирового хозяйства. ВЭД способствует развитию перспективных направлений экспортного потенциала. Именно за счет внешнеэкономической деятельности наша страна решает проблему нехватки энергоносителей, новейших машин и оборудования, технологий, некоторых товаров народного потребления.
ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:способствует выравниванию уровня экономического развития национального и мирового;выполняет сопоставление национальных и мировых издержек производства;реализует преимущества международного разделения труда и способствует повышению эффективности национальной экономики.
Основой внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля. внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности. Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых товаров поставляется на экспорт.
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.
Важную роль во внешнеэкономических связях Беларуси с зарубежными странами играет торговля. Одной из главных задач во внешнеторговых отношениях Беларусь является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового оборота.
Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.
Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится более 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта.
Понимание роли развития внешнеэкономической деятельности для обеспечения устойчивого роста белорусской экономики требует динамизма и активности в совершенствовании внешнеэкономической политики и повышения роли Беларуси в мировой торговле. Активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики[2, с. 15].
Главным направлением развития экспорта Республики Беларусь является увеличение доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Однако получить хороший результат от экспорта бывает достаточно проблематично. Полученная прибыль и добавленная стоимость в значительной степени определяются разнообразными факторами, находящимися и не находящимися в сфере влияния экспортеров. Например, барьеры входа на страновые рынки или государственное субсидирование экспорта отдельных товарных групп, которое видоизменяется при вступлении в ВТО. Беларусь вынуждена будет взять на себя обязательство придерживаться принципов справедливой конкуренции, то есть применять только те меры государственной поддержки экспорта, которые напрямую не влияют на издержки производства[3].
Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Беларусь устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Основной формой внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность. Высокая степень открытости экономики определила ориентацию на экспорт. В Республике Беларусь есть потенциал для дальнейшего перспективного развития основных форм внешнеэкономического сотрудничества, особенно логистического, транспортного и научного.
Номенклатура экспортной продукции составляет свыше 1000 наименований. В экспорте наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (35,4 %), нефть и нефтепродукты (19,5 %), машины и оборудование, транспортные средства (240,3 %); в импорте – 14 минеральные продукты (26,3 %), машины и оборудование, транспортные средства (22,9 %). К числу важнейших экспортных товаров относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, шины, химические волокна и нити.
Экспортный потенциал машиностроительного комплекса характеризуется следующими данными: на экспорт поставляется 90–95 % грузовых автомобилей (большегрузные автомобили монополизируют треть мирового рынка), свыше 90 % – тракторов, металлорежущих станков, велосипедов. Минский автомобильный завод выпускает более ста модификаций грузовых автомобилей. Минский завод колесных тягачей выпускает автопоезда-тяжеловозы большой грузоподъемности, внедорожные полноприводные колесные шасси и самосвалы, автокраны. Белорусский автомобильный завод в г. Жодино выпускает тяжелые и сверхтяжелые карьерные самосвалы, грузовые, грузопассажирские и санитарные автомобили малой грузоподъемности.
Экспорт тракторов осуществляется на рынки почти 60 стран, среди которых доминируют государства СНГ (81,1 %), в том числе Россия (63,6 %). Доля стран дальнего зарубежья в структуре экспорта существенно уменьшается.
Основной объем холодильников, морозильников и холодильного оборудования также реализуется на рынках СНГ (83,4 % стоимости), в том числе в России (70,7 %) и Украине (8,9 %). Среди европейских стран важнейшими партнерами являются Франция (5,5 %) и Германия (4,0 %). Беларусь является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров калийных удобрений. На экспорт поставляется 80–90 % калийных удобрений.
В связи с высокой монополизацией калийного рынка и стабильным ростом спроса на удобрения можно предположить благоприятные перспективы экспорта данной продукции[4, с. 18].
Однако удельный вес продукции высоких технологий в объеме промышленного экспорта республики составляет около 6 % (в высокоразвитых государствах – 20–25 %). Около 1/4 экспорта Беларуси – 15 продукция низкой наукоемкости (сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары, текстильное сырье и изделия, калийные удобрения).
В условиях глобализации только полноценное вхождение государства в мировую торговую систему предполагает эффективное развитие национальной экономики, обеспечение экономической безопасности, создание механизмов защиты национальных экономических интересов. Международные экономические отношения являются определяющим фактором развития любого государства.
Внешнеэкономическая деятельность позволяет государству использовать все преимущества от сотрудничества с другими странами: эффективно использовать ресурсы страны, внедрять научные и технические новшества, осваивать новые рынки для сбыта продукции собственного производства и импортировать продукцию, производство которой нерентабельно или невозможно на территории государства, получать и предоставлять рабочую силу.