Кредитная политика в условиях зарубежных стран

Сначала 1990-х годов семь промышленно развитых стран и ряд стран с формирующейся экономикой начали использовать инфляционное таргетирование в качестве базового компонента своей денежно-кредитной политики. В среднесрочной перспективе Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Тема данной статьи представляется актуальной в связи с тем, что Резервный банк Новой Зеландии уже 20 лет идет по тому пути, который определил для себя Банк России, и достиг значительных успехов в этом направлении. Изучение практики инфляционного таргетирования в таких промышленно развитых странах, как Великобритания,

Швеция, Норвегия, Канада, Исландия, может дать много полезной информации, однако при его заимствовании необходимо иметь в виду, что центральные банки этих стран перед переходом к таргетированию инфляции уже обладали эффективными инструментами денежно-кредитной политики и высоким уровнем доверия со стороны экономических агентов. Резервный банк Новой Зеландии, как и ряд центральных банков стран с формирующимся рынком, активно проводил структурные реформы после перехода к таргетированию инфляции. Новая Зеландия, как и Российская Федерация, является промышленно развитой страной, интегрированной в мировую финансово-экономическую систему, с открытой экономикой (обе страны зависят от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, но в то же время почти не влияют на нее). Новая Зеландия доказала, что эффективная деятельность центрального банка может обеспечить ценовую и финансовую стабильность в условиях открытой и интегрированной экономики. Несмотря на вызовы мирового финансово-экономического кризиса и связанное с ними некоторое ухудшение состояния внутренней экономики, ни банковский сектор, ни домашние хозяйства, ни предприятия Новой Зеландии не испытывали сильного стресса. В период обострения кризиса Резервный банк активно пользовался всем спектром инструментов денежно-кредитной политики, созданным за годы практики инфляционного таргетирования.

Своевременных действий Резервного банка по масштабному наращиванию предоставляемой банкам ликвидности (на фоне отсутствия системных рисков в финансовой системе, обеспеченного в докризисный период) оказалось достаточно для стабилизации ситуации в период обострения мирового финансово-экономического кризиса. Резервный банк Новой Зеландии интересен еще тем, что на протяжении длительного времени уделял больше внимания динамике цен на жилье и вопросам финансовой стабильности, Кроме Новой Зеландии режим таргетирования инфляции опробован центральными банками еще 26 стран.[1] Одно из лучших определений режима таргетирования инфляции принадлежит главе Федеральной резервной системы США Б. Бернанке: «Таргетирование инфляции – это основа денежно-кредитной политики, которая характеризуется публичным объявлением официальных количественных целевых показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также непосредственным признанием того, что низкая и стабильная инфляция является основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики»[2] В то время как идеи инфляционного таргетирования обсуждались во многих странах, новозеландцы первыми решились на их практическое внедрение. К настоящему времени Резервный банк Новой Зеландии стал одним из наиболее опытных и авторитетных центральных банков, практикующих систему целевых показателей инфляции.

В середине XX столетия, в период, когда государственное регулирование играло значительную роль в экономике, Резервный банк был обязан проводить денежно-кредитную политику, направленную на поддержку экономического роста, снижение безработицы и обеспечение стабильности цен. В то время эти цели достигались административными методами. Валютный курс был фиксированным, финансового рынка в современном понимании еще не существовало. Работу Резервного банка было сложно признать успешной, благодаря, главным образом, неадекватности имевшихся в распоряжении Резервного банка инструментов поставленным задачам. Осознание необходимости в активном развитии денежно-кредитной политики явилось в Новой Зеландии реакцией на экономическую ситуацию, складывавшуюся в 60 – 70-х годах. Новая Зеландия, подобно большинству западных государств, испытывала значительные издержки от высокого уровня инфляции. Попытки государства снизить инфляцию административными мерами не давали нужного результата, в то же время зарубежный опыт свидетельствовал, что инфляцию можно снизить за счет проведения жесткой денежно-кредитной политики.[3]Главная задача центрального банка в этот период заключалась в определении допустимых пределов ужесточения политики с тем, чтобы в краткосрочном периоде негативный эффект на экономику и финансовое состояние экономических агентов не оказался чрезмерным. Все страны, проводившие жесткую денежно-кредитную политику в целях замедления инфляции, добились ее существенного замедления, однако достигнутые результаты оказались неустойчивыми и в дальнейшем контроль за инфляцией сохранить не удавалось (за исключением США, Японии, Италии и Сингапура, а также стран, перешедших к таргетированию инфляции). Особый интерес в Новой Зеландии был проявлен к практике Банка Англии, который занимался поддержкой покупательной способности денег с момента его создания (1694г.). Изучался опыт шведского Риксбанка, объявившего стабильность цен своей главной задачей в 1930-х годах. Его деятельность была больше похожа на таргетирование цен, чем на административный контроль за инфляцией, однако не было ясных доказательств того, что данный тип денежно-кредитной политики способствовал преодолению шведской экономикой распространившегося в те годы по всему миру экономического кризиса.

Изучение мирового опыта способствовало развитию как методов денежно-кредитной политики Резервного банка, так и представлений о тех целях, которые должны ставиться перед центральным банком в области денежно-кредитного регулирования. Вместе с тем оно не дало ответов на ряд вопросов.

Во-первых, не было очевидных доказательств полезности приоритета цели по инфляции над другими целями денежно-кредитной политики.

Во-вторых, оставалось неясным, почему жесткая денежно-кредитная политика не позволяла удерживать инфляцию на низком уровне на протяжении длительного периода времени.

Распространившаяся в 1980-х годах тенденция к либерализации и появление развитого финансового рынка значительно расширили потенциальные возможности Резервного банка оказывать влияние на инфляционные процессы методами денежно-кредитной политики. Несмотря на ряд нерешенных вопросов в тот период в большинстве западных стран уже сложилось мнение о том, что именно центральный банк должен обеспечивать стабильность цен. На рисунке 1 представлена динамика таргетируемого показателя инфляции и границы целевого диапазона:

Кредитная политика в условиях зарубежных стран - student2.ru

Источник: отчет о денежно-кредитной политике за IV квартал

2009 г. С I квартала 2010 г. по IV квартал 2012 г. – прогноз Резерв-

ного банка Новой Зеландии.

Рис. 1. Динамика таргетируемого показателя инфляции

и границы целевого диапазона

В Новой Зеландии переориентация монетарной политики на замедление инфляции произошла в 1984 г.(см. рис. 1). Задача денежно-кредитной политики со-стояла в снижении инфляции до уровня менее 10% в год.В первые годы Резервный банк не объявлял широкойобщественности количественные параметры цели по инфляции. Впервые это произошло в апреле 1988 года. По итогам отчетного финансового года в Новой Зеландии, закончившегося в марте 1988 г., инфляция по индексу потребительских цен составила 9%. В заявлении Резервного банка говорилось, что через два года инфляция будет замедлена до уровня ниже 4% за год. Заявленный Резервным банком уровень был достигнут годом ранее: по итогам 1988 финансового года инфляция составила 4%. После этого в следующем году инфляция вновь стала расти и по итогам 1989 финансового года составила 7%. Несмотря на это в марте 1990 г. Было подписано первое соглашение с правительством о денежно-кредитной политике, в котором была поставлена цель снизить инфляцию до 2% к декабрю 1992 года. Именно 1990 г. считается годом официального перехода Новой Зеландии на таргетирование инфляции. Поставленная цель была достигнута досрочно: в декабре 1991 г. инфляция составила 1,0%, и в декабре 1992 г. – на Рисунке 2 представлена динамика государственного долга.

Кредитная политика в условиях зарубежных стран - student2.ru

Источник: сайт Резервного банка Новой Зеландии.

Рис. 2. Динамика государственного долга

В первые годы практики новой модели денежно-кредитной политики ее успех был заложен в двух документах – в новой редакции закона о центральном банке от 1989 г. и в законе о государственных финансах от 1989г. Оба закона выводили работу двух институтов Министерства финансов и Резервного банка на качественно более совершенный уровень. Согласно закону о государственных финансах Министерство финансов обязано представить широкой общественности убедительные доказательства социальной целесообразности государственных займов. В результате применения этого принципа, на фоне других положений закона, начиная с 1994 г. государственный бюджет сводится с профицитом, а объем государственного долга за период действия закона снизился с 58,0% ВВП по итогам 1989 г. до 21,0% ВВП по итогам 2008 г. (рис. 2). Профицит государственного бюджета и снижающийся государственный долг исключили мотивы для возникновения избыточной эмиссии, направленной на финансирование бюджета, способствовали обеспечению макроэкономической сбалансированности и, тем самым, оказали значительное влияние на стабилизацию инфляционных ожиданий. Достижению цели по инфляции также способствовало снижение инфляции в других странах, являющихся торговыми партнерами Новой Зеландии. Об эффективности инфляционного таргетирования стало возможным судить по прошествии 10 лет практики нового режима денежно-кредитной политики. Этот период доказал действенность нового режима в области контроля за инфляцией. Кроме того, появились доказательства того, что стабилизация инфляции была достигнута без увеличения вариации объемов выпуска (рис. 3).Этот показатель экономики Новой Зеландии имеет более высокие значения, чем в Австралии и тем более в крупных экономиках, например, в США на Рисунке 3 представлен Экономический рост за 1990-2012гг.

Кредитная политика в условиях зарубежных стран - student2.ru

Источник: отчет о денежно-кредитной политике за IV квартал

2009 г. С I квартала 2010 г. по I квартал 2012 г. – прогноз Резервного банка Новой Зеландии.

Рис. 3. Экономический рост


Наши рекомендации