Тема 4 Методика учета краткосрочных и долгосрочных обязательств

Тема 4 Методика учета краткосрочных и долгосрочных обязательств

Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Часть оборотных активов организации, направленная на расчеты с юридическими и физическими лицами, является дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность в зависимости от сроков ее погашения и, исходя из требований составления бухгалтерской отчетности подразделяется:

- краткосрочную (сроком до 12 месяцев);

- долгосрочную (сроком свыше 12 месяцев).

Кредиторская задолженность представляет собой обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками.

Выполнение обязательств организации влечет за собой использование активов в определенном периоде, т.е. их передачу по требованию кредиторов. Т.о. идет отток экономических ресурсов организации, ввиду исполнения существующих обязательств.

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и другие.

Сальдо по счетам расчетов в бухгалтерском балансе отражается развернуто, т.е. дебетовое сальдо в активе баланса, кредитовое сальдо в пассиве баланса.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются на основании заключенных договоров за:

- полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате;

- ТМЦ, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков и подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

- излишки ТМЦ, выявленные при их приемке.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы и услуги отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты. Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, приемные акты, акты выполненных работ и услуг и др.).

При получении от поставщиков материальных ценностей и другого имущества в учете делается запись:

Дт 10,15,41,07.08 Кт 60

При принятии выполненных работ и услуг

Дт 20,23,25,26,44 Кт 60

На основании полученного от поставщика счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, делается запись:

Дт 19 Кт 60

При погашении кредиторской задолженности поставщику:

Дт 60 Кт 50,51,52,55

Расчеты наличными денежными средствами с поставщиками разрешаются только в пределах установленного ЦБ РФ размера, а именно 100 тыс. руб. по одному договору.

Учет расчетов по выданным авансам ведут на активном счете 60 на отдельном субсчете “Расчеты по авансам выданным”. Он служит для обобщения информации о расчетах по авансам, выданным поставщику на поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Суммы выданных авансов, а также произведенной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются:

Дт 60 субсчет “Расчеты по авансам выданным”

Кт 51, 52, 55

Суммы выданных авансов и оплаты частичной готовности работ, зачтенные поставщикам при оплате реализованной продукции (работ, услуг), отражаются:

Дт 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

Кт 60 субсчет “Расчеты по авансам выданным”.

При невыполнении договора поставки неиспользованная сумма аванса возвращается поставщиком покупателю:

Дт 51, 52

Кт 60 субсчет “Расчеты по авансам выданным”

Аналитический учет по этому счету ведут по каждому предъявленному расчетному документу. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

- поставщикам по неотфактурованным поставкам;

- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по полученному коммерческому кредиту

- по каждому выданному авансу.

Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, относится на финансовые результаты в качестве прочих доходов:

Дт 60 Кт 91.1

Дт 62 Кт 90

Отражение суммы задолженности перед бюджетом по НДС, начисленному исходя из стоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:

Дт 90 Кт 68

При погашении покупателями и заказчиками задолженности

Дт 51 Кт 62.

На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками” также отражаются авансовые платежи, полученные от покупателей в соответствии с условиями договора. Для учета таких сумм открывается субсчет «Расчеты по авансам полученным».

Получение авансов отражается:

Дт 63 Кт 62

Списанная задолженность продолжает учитываться в течении 5 лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Поступление денежных средств по списанной дебиторской задолженности относится на финансовый результат в качестве прочих доходов:

Дт 50,51 Кт 91.1

Дт 76 Кт 51

и равномерно в течении срока действия договора списывается на затраты производства:

Дт 20, 23,25,26 Кт 76

При наступлении страхового случая в соответствии с договором суммы страхового возмещения, полученные организацией от страховой компании отражаются:

Дт 51 Кт 76

2. Расчеты по претензиям.

Расчеты по претензиям могут быть:

- к поставщикам, подрядчикам. Транспортным организациям по выявленным несоответствиям цен, тарифов на поставленные товары, работы. Услуги;

- при простоях по вине поставщиков, подрядчиков;

- по суммам, ошибочно списанным или зачисленным кредитной организацией и др.

На сумму выставленной претензии поставщикам, подрядчикам:

Дт 76 Кт 60

Удовлетворение претензии поставщиками и подрядчиками:

Дт 50,51, 10,41 Кт 76

На суммы, ошибочно списанные с расчетного счета или зачисленные на расчетный счет банком:

Дт 76 Кт 51 или Дт 51 Кт 76

Исправления банком ошибочно допущенных операций:

Дт 51 Кт 76или Дт 76 Кт 51

3. Расчеты по суммам, удержанным и заработной платы работников предприятия, в пользу других организаций, физических лиц, по исполнительным листам, постановлениям судов и др.

На сумму произведенных удержаний:

Дт 70 Кт 76

Перечисление или выдача данных сумм:

Дт 76 Кт 51,50

4. Расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибылям и убыткам по договору простого товарищества.

Подлежащая к получению сумма дохода:

Дт 76 Кт 91.1

Получение дохода:

Дт 50,51 Кт 76

Отражение финансового результата по договору простого товарищества:

Дт 70 Кт 76

Выплачена депонированная заработная плата:

Дт 76 Кт 50.51

К счету 76 для каждого вида расчетов целесообразно открывать отдельные субсчета. Аналитический учет ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по аналитическим счетам и показывают в балансе развернуто: дебетовое – в активе, кредитовое – в пассиве.

Дт 71 Кт 50

Расходы, оплачиваемые из подотчетных сумм, списывают:

Дт 50 Кт 71

Аналитический учет по счету 71 ведут по подотчетным лицам и по каждой авансовой выдаче.

Учет расчетов с бюджетом.

Порядок исчисления налогов и сборов регулируется налоговым законодательством. При расчете того или иного налога необходимо правильно определить:

- налоговую базу;

- правильно применить льготы, предусмотренные законодательством в отношении того или иного налога;

- использовать действующую ставку налога.

Учет расчетов с бюджетом организуется на счете 68 «Расчеты с бюджетом» в разрезе субсчетов.

При отражении в учете налоги можно разделить на группы:

1. Включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг.

Например, земельный налог, транспортный налог, сбор за загрязнение окружающей среды и др.

При начислении налогов и сборов делается бухгалтерская запись:

Дт 23,25,26 Кт 68

2. Налоги, относимые на уменьшение финансового результата.

Например, налог на имущество

При начислении налога делается бухгалтерская запись:

Дт 91.2 Кт 68

3. Налоги, начисляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Например, налог на прибыль организации, налги организаций, находящихся на специальных налоговых режимах (налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), налог по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХ)).

При начислении налогов делается бухгалтерская запись:

Дт 99 Кт 68

4. Налоги, удерживаемые из доходов.

Например, налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на доходы с дивидендов.

При начислении налога делается бухгалтерская запись:

Дт 70 Кт 68 и Дт 75.2 Кт 68

5. Возмещаемые налоги.

Например, налог на добавленную стоимость

При начислении налога при продаже продукции, товаров, работ, услуг делается бухгалтерская запись:

Дт 90.3, 91.2 Кт 68

Налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками отражается:

Дт 19 Кт 60

После принятия к учету имущества, работ, услуг налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками принимается к возмещению из бюджета:

Дт 68 Кт 19

К возмещаемым налогам относятся акцизы, начисляемые организациями-производителями подацизной продукции.

При продаже продукции в учете делается бухгалтерская запись:

Дт 90.4 Кт 68

Основной задачей расчетов с бюджетом является не только правильное исчисление налогов, но и своевременное перечисление их в бюджет. Перечисление налогов и сборов в бюджет осуществляется в сроки установленные налоговым законодательством, только в безналичном порядке.

При перечислении налогов и сборов в бюджет в учете делается запись:

Дт 68 Кт 51

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется по видам налогов и сборов.

Учет оплаты труда

Организация учета труда

Трудовые отношения работников и работодателей регулируются Трудовым кодексом РФ.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, в соответствии с которым работодатель обязуется:

- предоставить работнику работу;

- обеспечить условия труда;

- своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату,

а работник в свою очередь обязуется выполнять трудовые обязанности и соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается работнику, а другой - хранится у работодателя.

При заключении трудового договора, человек должен предъявить работодателю ряд документов, перечень которых приведен в статье 65 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Однако существуют категории работников, которым не разрешено работать 40 часов в неделю. Согласно Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:

- 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет;

- пять часов в неделю - для работников, являющихся инвалидами I или II группы;

- четыре часа в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

- четыре часа в неделю и более - для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ.

Внутренними документами организации могут быть установлены пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, начало и конец рабочего дня, а также время для перерыва на обед и отдых. Эти параметры определяются организациями самостоятельно.

Работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного каждым работником.

Отработанное время фиксируется в табеле учета рабочего времени, который сдается в бухгалтерию для расчета заработной платы.

При сдельной оплате труда, на выполненную рабочим работу составляются:

- наряд на сдельную работу;

- рапорты о выработке;

- листки о простое и другие.

На основании данных документов рассчитывается заработная плата, которая переносится в расчетно-платежную (расчетную) ведомость.

Перечень первичных документов по учету кадров и оплате труда установлен Постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Применяются следующие первичные документы:

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Законодательством установлен минимальный размер оплаты труда.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимальной заработной платы.

Оплата брака и простоев

Производственным браком считается продукция, изготовленная работником с нарушением или отклонением от условий ее изготовления, установленных работодателем.

Полный брак по вине работника оплате не подлежит, частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

В том случае, если брак допущен по вине работодателя, брак подлежит оплате наравне с годными изделиями.

Вину работника при изготовлении бракованной продукции необходимо оформить документально.

Простой - это когда рабочие находятся на предприятии, но не могут быть использованы на своем рабочем месте.

Это дает работодателю право временно переводить работников на не обусловленную трудовым договором работу.

Если на время простоя работодатель перевел работника на другую работу, то оплата труда последнего производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Средний заработок в этом случае определяется на основании Постановления Правительства РФ N 922.

Размер оплаты времени простоя зависит от наличия или отсутствия вины сторон трудового договора.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).

Простой по вине работодателя возникает в случае, когда причины, его вызвавшие, находятся в сфере контроля работодателя, который может непосредственно влиять на их существование.

Установление вины работника в возникновении простоя производиться работодателем. Так как простой, вызванный виновными действиями работника, причиняет работодателю ущерб, необходимо зафиксировать причину возникновения простоя и вину работника.

Тема 4 Методика учета краткосрочных и долгосрочных обязательств

Наши рекомендации