Несоциальные внебюджетные фонды

К началу 2004 г. в РФ было зарегистрировано свыше 80 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Эти фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от формы собственности в размере 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Правительством РФ определен Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, в частности:

1) отчисления во внебюджетные фонды НИОКР предприятиями и организациями не производятся, если реализованная продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований;

2) созданные внебюджетные фонды НИОКР должны быть за регистрированы в Министерство образования и науки РФ и включены в Реестр внебюджетных фондов НИОКР. О любых изменениях в Реестре необходимо извещать Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральную службу государственной статистики;

3) для регулярной деятельности фонда инстанцией, создающей фонд, должно быть разработано и утверждено (по согласованию с Министерством образования и науки РФ) Положение о внебюджетном фонде, в котором должны быть отражены, как минимум, следующие моменты:

• наименование внебюджетного фонда и органа, в котором он образован;

• место нахождения внебюджетного фонда, банковские реквизиты;

• цели, задачи и направления деятельности внебюджетного фонда;

• источники формирования внебюджетного фонда;

• условия и порядок принятия решения о выделении средств;

• ответственность руководителей внебюджетного фонда за целевое использование средств этого фонда;

• меры по осуществлению контроля за правильностью использования средств внебюджетного фонда, порядок образования и работы ревизионных органов фонда;

• правила приемки выполненных работ, оценки их эффективности и реализации полученных результатов;

• порядок взаимодействия фонда с юридическими и физически ми лицами по вопросам выполнения и использования результатов НИОКР, финансируемых частично или полностью за счет средств внебюджетного фонда;

4) средства фонда должны использоваться строго по целевому назначению, т.е. направляться на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработку новых и совершенствование применяемых техно логий, мероприятий по повышению технического уровня продукции, работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработку нормативных и инструктивных материалов и других НИОКР. Средства внебюджетного фонда могут направляться на высокорисковое финансирование инновационных наукоемких проектов и развитие инновационной инфраструктуры. Кроме того, средства фонда можно размещать на депозитных счетах в банках. Запрещается направлять средства внебюджетного фонда на про ведение коммерческих операций.

В случае нецелевого расходования средств фонда, Министерство образования и науки РФ по собственной инициативе или по представлению Минфина РФ имеет право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из Реестра. Об этом извещаются Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная служба государственной статистики, банк, в котором открыт счет фонда, а также предприятия и организации, участвующие в его образовании.

Федеральная налоговая служба ежеквартально доводит до на логовых инспекций Реестр отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, зарегистрированных Министерством образования и науки РФ и действовавших в прошедшем квартале.

Тема 5: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1. Сущность и формы госкредита.

2. Классификация государственных займов.

3. Управление госкредитом.

4. РФ как заёмщик, гарант и кредитор.

5. Займы территории.

1. Сущность и формы госкредита

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества гос-во может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения явл-ся госкредит.

При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны гос-во выступает заёмщиком средств, а предприятия, организации, население – кредитором.

В сфере международных экономических отношений гос-во выступает как в роли заёмщика, так и в роли кредитора.

Госкредит представляет отношения вторичного распределения валового продукта и национального дохода.

В сферу госкредитных отношений опадает только часть доходов, сформированных на стадиях первичного распределения. Это временно свободные денежные средства, не предназначенные для текущего потребления. Однако, при определённых условиях население м-т сознательно идти на ограничение потребления, тогда источником госкредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления и финансирования производственных и социальных расходов.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов гос-ва за счёт мобилизации временно свободных денежных средств населения и предприятий – это одна из сторон гос-х кредитных отношений.

Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью, т. к. выплата доходов кредиторов обеспечивается за счёт бюджетных поступлений, а это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.

Целесообразность использования госкредитов для формирования дополнительных финансовых ресурсов и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для денежного обращения страны, чем дополнительный выпуск денег в обращение.

Госкредит м/б:

- внутренним и

- внешним.

Основная доля гос. расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный долг. Однако, международное разделение труда, обмен научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи обуславливает интенсивное развитие международного госкредита.

В систему государственных кредитных отношений включаются также условный кредит – гос-во выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заёмщикам местными органами власти.

Функционирование госкредита ведёт к образованию государственного долга, который делится на:

- капитальный и

- текущий.

Капитальный гос. долг – сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств гос-ва, включает начисляемые по этим обязательствам проценты.

Текущий гос. долг – это расходы по выплате доходов кредиторов по долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Госдолг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Госкредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков. Это достигается через выплату процентов, выигрышей по госзаймам и вкладам.

Международный госкредит для страны-получателя является источником расширения и возможностью ускорения социально-экономического развития и улучшения её финансово-экономического положения.

Однако, оценивая финансовое значение кредитов, нужно помнить, что они взяты вперёд налогами.

Необходимость погашения госдолга требует изыскания дополнительных источников и отвлечения части бюджетных доходов от производительного их использования, что приводит к уменьшению производственного потенциала гос-ва, за который будут расплачиваться следующие поколения.

Госкредит как финансовая категория выполняет 2 функции:

- фискальная – реализуется в процессе привлечения денежных средств в централизованные финансовые фонды;

- регулирующая – реализуется в процессе установления ЦБ ставки рефинансирования, а также в процессе операций на рынке ценных бумаг.

2. Классификация государственных займов

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.

· 1 по праву эмиссии:

- федеральные займы,

- займы объектов федерации,

- местные займы.

· 2 по признаку держателей ценных бумаг:

- ценные бумаги, размещаемые среди населения,

- среди юридических лиц,

- универсальные (размещаемые и там, и там).

· 3 по срокам погашения:

- краткосрочные (до 1-го года),

- среднесрочные (от 1-го до 5-ти лет),

- долгосрочные (более 5-ти лет),

- бессрочные (не указан срок погашения).

· 4 по способу размещения:

- добровольные,

- принудительные.

· 5 по возможности свободного обращения на фондовом рынке:

- рыночные,

- нерыночные.

· 6 по наличию обеспечения:

- закладные – обеспечением является недвижимость,

- беззакладные – обеспечением является всё имущество гос-ва.

· 7 по форме выплаты дохода:

- процентные – установлен фиксированный процент,

- лотерейные (или выигрышные) – процент разыгрывается в виде выигрыша,

- комбинированные – сочетание процентного и лотерейного займов,

- с нулевым купоном – ценная бумага продаётся со скидкой от номинала, а выкупается по номинальной стоимости.

· 8 по форме регистрации факта купли-продажи:

- выдача облигаций,

- запись на счетах.

· 9 по целевому назначению:

- целевые,

- общего характера.

· 10 по методу определения дохода:

- с фиксированным доходом,

- с плавающим доходом – процент по займу зависит от процента по межбанковским кредитам.

· 11 по способам погашения доходов:

- с единовременным погашением,

- погашение частями в установленные сроки.

3. Управление госкредитом

Управлять госкредитом, значит осуществлять органами гос-го управления и денежно-кредитного регулирования деятельность по привлечению и использованию внутренних и внешних кредитов, их своевременное погашение и обслуживание, а также предоставление кредитов и гарантий внутренним и внешним платёжеспособным заёмщикам.

Погашение госзайма и его обслуживание, т. е. возврат основного долга и процентов, осуществляется за счёт средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете соответствующего уровня. Поэтому от объёма дохода в бюджете, его дефицита зависит своевременность погашения долга.

Важнейшим элементом управления госдолгом является определение условий новых займов с международными финансами организациями и правительствами, а также внутренних займов путём эмиссии и размещения государственных ценных бумаг.

Новые займы будут получены и предоставлены и станут привлекательными в том случае, если будут учтены уровень доходности старых займов, сроки их погашения, инфляционные процессы, состояние денежного обращения и экономики в целом.

Урегулирование международных финансовых отношений с кредиторами и должниками является важнейшим элементом управления госкредитом.

На мировом рынке гос-во, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заёмщика, а гос-во предоставляющее кредит, становится кредитором.

Привлекаемые из иностранных источников кредиты составляют финансовые обязательства России как заёмщика или гаранта погашения таких кредитов другими заёмщиками.

Внешнее государственное заимствование формирует внешний долг. Поэтому федеральным законом на очередной финансовый год утверждается предельный размер внешних заимствований, который не должен превышать объёма платежей по выплате основного долга и его обслуживания, а также предельного размера расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление госкредита.

Если гос-во-заёмщик не может платить долги, а кредиторы не желают давать отсрочку и реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить сторону банкротом, т. е. арестовывать суда, грузы, находящиеся за рубежом в уплату долга.

В отношении внутреннего долга стратегия правите6льства состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности при сохранении их привлекательности.

Определение порядка условий выпуска и размещения внутренних долговых обязательств осуществляется Федеральным правительством. Обслуживание государственного внутреннего долга производится ЦБ РФ и его учреждениями.

Все затраты по размещению ценных бумаг и обслуживанию долга финансируются за счёт средств федерального бюджета.

Внешнее заимствование является более длительным по сравнению с внутренним.

Основной долг России по внешним заимствованиям приходится на конец 90-х годов. Общий уровень долговой нагрузки в этот период составил около 50 % от ВВП. Погашении долга предусматривалось с 1999 г. в течение 10 лет, поэтому нагрузка на федеральный бюджет составила 5 ÷ 18 млрд $.

Законодательством установлено, что и субъекты федерации должны придерживаться установленных объёмов расходов, предусмотренных на погашение долга. Такие ограничения обоснованы, т. к. неограниченная эмиссия облигаций регионами ведёт к бесконтрольному и хаотическому возрастанию внешнего и внутреннего долга России.

4. РФ как заёмщик, гарант и кредитор

Активность гос-ва в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём долга, тем хуже обстоит дело с гос. бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов гос-ва.

Недостаточность мер по сокращению гос. расходов до 1992 г. привела к необходимости прямого кредитования правительства ЦБ РФ.

Инфляционные процессы 1994 г. привели к снижению реальной величины внутреннего долга. Однако, дальнейшее заимствование на рынке ценных бумаг привело к увеличению государственного внутреннего долга, который уже в 1998 г. составил 25.6 % от ВВП. Соответственно, увеличились в 1.5 раза расходы на его обслуживание.

В связи с тем, что внутренний долг был представлен ценными бумагами, для его погашения необходимо было использовать 10 ÷ 15 % ВВП. Поэтому на рынок гос-х ценных бумаг были допущены нерезиденты, тем самым были снижены %-ты по займам.

Деятельность РФ как гаранта постоянно расширялась. Это связано с гарантиями вкладов населения в сбербанки, выделением средств сбербанка на поддержку малого предпринимательства, выступлением поручителем по кредитам, предоставляемым субъектам РФ.

Кроме того, усилилась активность гос-ва как кредитора на внутреннем рынке. Это связано с предоставлением кредитов финансово-промышленным компаниям исполнительной власти на проведение структурной перестройки производства.

Деятельность кредитора на международной арене в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР. Ежегодно утверждается размер госкредитов, предоставляемых гос-вом.

Основная проблема по внешним заимствованиям – это неурегулированность долгов с другими государствами. Основной долг приходится на Кубу, Монголию, Индию, Сирию, Ирак, Вьетнам.

5. Займы территорий

Региональные и муниципальные займы занимают незначительный удельный вес в федеральных ценных бумагах. В основном они выпущены в Московской, Нижегородской, Ленинградской и Кемеровской областях.

По характеру решаемых задач займы делятся на 3 группы.

3 группы займов

· Инвестиционные – призваны обеспечить финансирование капитальных вложений, необходимых для реализации проектов социально-экономического развития. Это программы жилищного строительства, развития социальной и производственной структуры.

· Бюджетные – для покрытия дефицита бюджета в части финансирования текущих расходов и сглаживания неравномерностей поступления налоговых платежей в бюджет. Кроме того, займы территорий призваны обеспечить защиту сбережений местного населения от инфляции и стимулировать сохранение денежных средств в регионах.

· Социальные – займы, связанные с социальной сферой.

Долговые займы субъектов РФ и местного самоуправления выпускаются в виде ценных бумаг: именных и на предъявителя. Более половины их имитируется в бездокументарной форме.

Долговые ценные бумаги в виде облигаций выпускаются, как правило, для решения инвестиционных задач на более длительный срок, а краткосрочные предназначены для финансирования текущих расходов бюджета.

В зависимости от целевого характера

-одни долговые обязательства обеспечиваются средствами бюджета и имуществом, находящимся в собственности эмитента;

-другие же покрываются доходами, полученными от реализации конкретных инвестиционных проектов;

-третьи виды займов обеспечиваются смешанными активами и заключаются в бюджете и активах эмитентов.

Для придания займам высокой степени ликвидности и надёжности региональные власти кроме бюджетных гарантий предоставляют недвижимость, находящуюся в их распоряжении, а также земельные участки, пакеты акций, приватизированных предприятиям.

Соотношение объёма задолженности российских территорий к долгу фед-го правительства составляет 0.08:1.

Это не позволило создать ликвидный вторичный рынок региональных займов.

Тема 6: ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

2. Финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности.

3. Финансы общественных объединений.

1. Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают различные услуги:

- социального характера,

- управленческие,

- по охране общественного порядка.

Финансовые ресурсы этих организаций – это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. С переводом на рыночные отношения расходы этих организаций и учреждений покрываются не только из бюджета, но и из других источников для повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан.

Источники формирования финансовых ресурсов зависят от 2-х факторов:

- вида оказываемых услуг,

- характера их представления.

Поэтому одни услуги предоставляются бесплатно, другие – за плату, а третьи имеют другие различные источники.

Услуги, предоставляемые обществу в целом (управление, оборона страны), бесплатны, т. к. их финансирование осуществляется из бюджета согласно установленным нормам.

Услуги в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются потребителям на платной основе, а бюджетное финансирование производится эпизодически в виде условных дотаций. Услуги социально-культурных потребностей очень разнообразны и зависят от характера самих потребностей, поэтому отдельные услуги предоставляются за плату, другие – бесплатно.

Потребности, имеющие значение для всего общества не должны зависеть от уровня дохода потребителя, должны гарантироваться конституцией страны и финансироваться из бюджета или внебюджетных фондов (начальное образование, среднее образование).

Потребности, имеющие большое значение, в силу ограниченности государственных ресурсов в минимальных размерах покрываются из бюджета, а сверх минимальных – за счёт средств потребителя.

Индивидуальные потребности граждан (отдых, здоровье, жильё) покрываются за счёт средств общества, организаций и потребителей.

Т. о., источники финансирования учреждений и организаций социально-культурного характера подразделяются на бюджетное финансирование в пределах норматива, средств предприятий и организаций, поступлений от оказания платных услуг, за счёт выручки от сдачи в аренду помещений, добровольных взносов и пр.

Денежные средства, поступающие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, к-рый используется на выплату з/п, покрытие материальных затрат и т. д. Мобилизуемые и используемые финансовые ресурсы в организациях нерыночного сектора экономики осуществляются по-разному в зависимости отметодов ведения хоз-ва. Это может быть:

- сметное финансирование, основной источник – бюджет;

- самоокупаемость и самофинансирование, когда все свои расходы организация покрывает за счёт доходов, полученных от оказания платных услуг.

2. Финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности

Переход на экономические методы управления в нерыночном секторе хоз-ва позволил существенно расширить самостоятельность в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Новый финансовый механизм сочетает бюджетное финансирование с предоставлением с предоставление платных услуг. За счёт финансовых ресурсов осуществляются все текущие затраты, расчёты с бюджетом, банком; большие изменения происходят в системе медицинское обслуживание в связи с переходом на принципы страховой медицины.

Страховая медицина основана на обязательном страховании рабочих, которое осуществляется как за счёт предприятий, организаций и учреждений, так и за счёт привлечения личных доходов граждан.

Значительные изменения происходят и в системе финансирования образовательных учреждений, которые расширяют свою деятельность за счёт создания коммерческих структур и оказания платных услуг.

Организации, финансируемые из бюджета, составляют финансовый план в виде смет расходов, а финансируемые за счёт смешанных источников составляют сметы расходов и доходов. Для составления смет используются контрольные цифры и экономические нормативы.

Контрольные цифры состоят из цифр, отражающих специфику деятельности организации. Эти цифры доводятся до учреждений в качестве ориентиров, которые должны обеспечить соответствующий уровень соц. обслуживания населения.

Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, состоят из:

- бюджетного финансирования,

- образования фонда оплаты труда,

- расходов на материальные затраты и т. д., которые определяются с учётом научно обоснованных норм.

3. Финансы общественных объединений

Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии, социальной группе, общих интересов, увлечений или подхода к решению задач общегосударственного идеологического значения. Это союзы учителей, рабочих и т. д., это фонды культуры, образования.

Финансы их включают денежные отношения между объединениями и членами, нижестоящими, вышестоящими учреждениями, объединениями и вышестоящими юридическими лицами.

На организацию их финансов оказывают влияние 2 фактора.

· Т. к. объединения являются добровольными, то источником поступления финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы.

· Т. к. они обладают собственностью в виде зданий, то они могут выступать учредителями банков, учреждений, организаций, за счёт чего получать дополнительный доход.

Финансовые ресурсы этих организаций используются на общее обслуживание и удовлетворение их уставных потребностей. Хозяйственно-финансовая деятельность общественных объединений сочетает коммерческий расчёт и сметное финансирование. Доходная часть финансовых планов состоит из источников поступления, а расходная часть – затраты, связанные с их основной деятельностью.

Конкретизация доходов и расходов определяется характером деятельности тех или иных общественных объединений.

o Дополнительным источником профессиональных союзов являются доходы, получаемые от реализации путёвок в дома отдыха, санатории, туристические лагеря и т. д.

o Дополнительным источником финансовых ресурсов партий и движений являются доходы от издательской деятельности.

o К дополнительным источникам специальных целевых и благотворительных фондов относят поступления от предприятий, учреждений и отдельных лиц.

Все эти некоммерческие организации не преследуют цели получения прибыли, поэтому расходы их связаны с содержанием данного объединения и оказанием различных видов благотворительной помощи.

Тема7: ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Сущность финансов коммерческой организации и их роль в формировании рыночной экономики.

2. Принципы организации финансов коммерческих предприятий.

3. Факторы, влияющие на организацию финансовых предприятий.

4. Финансовый аспект формирования и использования оборотных активов (средств).

5. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.

6. Образование и использование прибыли.

7. Финансовое планирование.

1. Сущность финансов коммерческой организации и их роль в формировании рыночной экономики

В соответствии с гражданским кодексом РФ

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности.

Финансы коммерческих организаций составляют основную часть финансов, поэтому их теоретическая основа та же:

- наличие товарно-денежных отношений,

- функционирование государства.

Финансы коммерческих организаций обслуживают сферу материального производства, где создаётся валовой национальный продукт и национальный доход, который является источником финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы.

При его распределении возникают денежные отношения:

- между предприятиями и гос-вом по уплате налогов, отчислениям во внебюджетные фонды, страховые взносы, получение инвестиционных ссуд и др.,

- отношения м/д различными хозяйствующими субъектами по получению дохода, уплате штрафных санкций,

- между предприятиями и вышестоящими организациями по созданию фондов и др.

Т. о. финансы коммерческих организаций – система денежных отношений, связанная с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов субъектов хозяйствования с целью обеспечения воспроизводственного процесса.

Классификация финансов коммерческих организаций.

1. По организационно-правовым формам:

- финансы хозяйственных товариществ и обществ,

- финансы производственных кооперативов,

- финансы муниципальных (унитарных) предприятий.

2. В зависимости от субъектов правоспособности:

- финансы коммерческих организаций, имущество которых находится в собственности граждан и юридических лиц,

- а также РФ,

- субъектов РФ и

- муниципальных образований.

3. По отраслевому признаку:

- финансы промышленности,

- — торговли,

- — с/х,

- — транспорта,

- — связи и т. д..

Эти направления классификации оказывают влияние на организацию коммерческих предприятий, т. к. по-разному у них формируются затраты на производство и реализацию продукции, валовой доход, прибыль, имеются особенности налогообложения, образования и использования имущества, распределения доходов.

От финансового состояния коммерческих организаций зависит уровень экономического развития страны. Это связано с тем, что федеральный бюджет в основном формируется из доходов коммерческих организаций в виде прямых и косвенных налогов.

2. Принципы организации финансов коммерческих предприятий

1. Самоокупаемость и самофинансирование,

2. Самоуправление или самостоятельность,

3. Заинтересованность в результатах деятельности (материальная),

4. Материальная ответственность,

5. Осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

1. Самоокупаемость – менее развитая форма коммерческого расчёта, цель которого в получении максимальной прибыли при минимальных затратах.

Самоокупаемость означает, что средства, обеспечивающие функционирование предприятия, должны окупаться, т. е. приносить доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности, т. е. обычное простое воспроизводство.

Содержание принципа самофинансирования заключается в том, что после уплаты всех налогов и обязательств в распоряжении коммерческой организации остаются средства, обеспечивающие расширенное воспроизводство и решение всех социальных задач.

Самофинансирование – метод рыночного ведения хоз-ва, когда собственных источников достаточно для постоянного обновления основных фондов и финансирования социальных программ организации.

Эффективность самофинансирования можно определить с помощью коэффициентов.

КС= Несоциальные внебюджетные фонды - student2.ruкоэффициент самофинансирования,

П – прибыль,

А – амортизационные отчисления,

К – кредиторская задолженность,

З – заёмные средства.

Данный коэффициент показывает, во сколько раз собственные источники превышают заёмные и привлечённые.

Другим показателем организации работы на самофинансировании является рентабельность (R) – равна отношению чистой прибыли + амортизации к собственным средствам организации:

R= Несоциальные внебюджетные фонды - student2.ru ,

(Соб.ср.=М – собственные средства)

этот коэффициент показывает величину собственного дохода с каждого рубля собственных средств.

2. Финансовый аспект принципа самоуправления заключается в самостоятельности организации при планировании своей деятельности, в определении перспектив развития, в обеспечении производственного и социального развития, в распоряжении полученной продукцией и прибылью и т. д.

3. Материальная заинтересованность в результатах деятельности означает, что формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты самостоятельно устанавливаются хозяйствующим субъектом.

4. Материальная ответственность устанавливается за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, за продажу товаров, которые причинили вред здоровью граждан, за загрязнение окружающей среды и т. д.

5. Осуществление финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия связано с формированием рынка средств производства, капитала и труда, становлением многоукладной экономики, развитием рыночного ценообразования.

Поэтому организации необходимо стабильно обеспечивать формирование достаточных финансовых ресурсов, находить новые источники финансирования для покрытия текущих затрат и инвестиционных проектов. Этим занимается финансовый менеджмент, который представляет собой систему управления денежным хозяйством организации с целью достижения текущих и стратегических целей.

3. Факторы, влияющие на организацию предприятий

Два фактора:

- организационно-правовая форма хозяйствования,

- отраслевые особенности.

Коммерческие предприятия (организации), являясь юридическими лицами, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных организаций. Финансовые отношения в этих организациях возникают уже на стадии формирования уставного капитала.

В зависимости от вида организаций имеются особенности: участники товариществ не менее половины своих вкладов должны внести в складочный капитал к моменту регистрации предприятия, остальные средства вкладываются в течение года по договору.

Уставной капитал обществ зависит от вида: открытое или закрытое. Для закрытых он должен составлять не менее 100 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), а для открытых – не менее 1000 МРОТ. Открытая подписка на акции в открытых акционерных обществах допускается только после полной оплаты в уставной капитал.

По окончании 2-го и каждого последующего года, если стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, то оно обязано перерегистрировать свой уменьшенный капитал, а если же он меньше, чем предусмотрено законом, то общество подлежит ликвидации.

Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного или муниципального имущества.

Т. о., финансовые отношения м/д учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы собственности.

На содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов влияет их отраслевая принадлежность и технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевые особенности влияют на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и другие показатели.

Предприятия транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией является транспортный процесс, производство и потребление которого совпадает по времени. Воспроизводство основных фондов этих организаций требует централизации части денежных средств с их последующим перераспределением.

Организация финансов с/х предприятий связана с сезонностью с/хоз-ва, влиянием природных условий, длительностью производственного цикла, а это требует создания необходимых финансовых резервов, привлечения заёмных средств в отдельные периоды года.

Организация торговли, являясь связующим звеном м/д производством о потреблением, способствует завершению кругооборота созданного продукта и обеспечивает его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера с операциями по смене форм стоимости.

В структуре основных фондов основное место занимают арендованные основные средства, а в структуре товарно-материальных ценностей – товары.

Все эти особенности находят отражение в процессе формирования фин-х ресурсов и их планирования.

4. Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств

Оборотные средства (активы) – предметы труда, которые используются в одном производственном цикле, полностью перенося свою стоимость на вновь созданный продукт, видоизменяя свою форму. (Это средства со сроком использования до 1 года.)

С другой стороны – это денежные средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения, обеспечивающие непрерывность производственного процесса.

Оборотные производственные фонды – состоят из:

- материальных запасов,

- незавершённого производства,

- расходов будущих периодов,

- готовой продукции,

- фондов обращения.

К фондам обращения относят:

- готовую продукцию,

- денежные средства,

- средства в расчётах.

В момент образования организации формирование оборотных средств осуществляется за счёт уставного капитала.

Оборотные средства на протяжении года не покидают производственную сферу, а авансируются в различные виды текущих затрат. Ритмичность и слаженность работы организации во многом зависит от её обеспечения оборотными средствами.

Излишек оборотных средств приводит к неэффективному их использованию, а недостаток или дефицит – к сбою процесса производства и реализации. Поэтому очень важно рассчитать оптимальную потребность организации в оборотных средствах. Это достигается с помощью нормирования и планирования оборотных средств. В связи с этим оборотные средства делят на:

- нормируемые и

- ненормируемые – сюда относятся:

o денежные средства на счетах банка,

o средства в расчётах, кроме расчётов с покупателями.

Наши рекомендации