Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше

Предисловие

Однажды ко мне подобралась хандра, плохо себя почувствовал, прилег и увидел сон, будто на том свете нахожусь, будто меня как маленького мальчика спрашивает строгий голос: «Ты кто такой… кто ты такой?». А я и не знаю, что и ответить, причём ясно, что спрашивающего интересует, кто я такой по жизни и нужно, кратко ответить. И стали пролетать за секунды мои жизненные впечатления.… И первое, что пришло в голову: «Я дворовый мальчишка». Потом задумался, вспомнил юность и добавил: «Секретарь комсомольской организации», вспомнил годы работы и хотел сказать: «Начальник экспедиции»… Но меня уже никто не слушал. Строгий голос не смог разобрать, кто такой секретарь комсомольской организации? Нашлись у этого голоса, какие-то другие важные дела. Проснувшись, понял, что охарактеризовал во сне этапы жизни: дворовый мальчишка, секретарь комсомола, начальник экспедиции. В этих этапах – детство, юность, зрелые годы, - кем довелось быть в кипящем муравейнике социальной жизни.

Мне очень везло на приключения, и на встречу с добрыми умными людьми. Хотелось бы, вспоминая прошлое, доставить радость и немного знаний новому поколению, знаний в области воспитания. Детская пора шестидесятых была тесно связана с дворовой территорией, где взрослея, каждый обретал себя. Постигая человеческие взаимоотношения, дружбу и товарищество, восхищаясь талантами и умениями, невольно каждый выстраивал свои стремления, своё будущее.

Эту книжку я посвящаю своим первым друзьям по дворику на улице Парижской Коммуны, а также в деревни Митинской, моей горячо любимой маме, а также бабушке Дуне и бабушке Мане, и моим тётям: Александре Григорьевне Вешняковой и Любовь Григорьевне Сучковой (в девичестве Дубининым).

Мне сейчас 60 лет, ещё продолжаю работать в институте «Изучения детства, семьи и воспитания» РАО старшим научным сотрудником. Рассматривая различные вопросы воспитания, я часто обращаюсь к собственному педагогическому и житейскому опыту. Истоки опыта в раннем детстве. Происходящее со мной не всегда было простым, зависело от эмоционального восприятия ситуации и внутренних переживаний, под влиянием стереотипов и общественного мнения. Вглядываясь в прошлое и анализируя насыщенную приключениями жизнь, понимаю значение первых самостоятельных решений и поведенческих действий. Может быть, излишне ярко описывая происходящее, подчеркну важность самостоятельности ребенка в становлении личности выборе жизненного пути. Физические и нравственные силы, характер проявляются и закрепляются в детском и юношеском возрасте, помочь развить эти лучшие качества - задача не из лёгких, с мыслями помочь в этом новому поколению, издаю книжку: «Дворовый мальчишка» для молодых родителей и юных читателей.

Глава 1 Окуните ребенка с головой в водоём

Маленькие дети боятся ремня… и это правильно?!

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Это сейчас я знаю, что маленькие дети, намного легче приспособляются к условиям среды, чем взрослые. И чем раньше вы начнёте физически и психологически закалять своёго ребёнка, тем лучше будут развиты его физические и психологические качества. В моём раннем детстве родители часто были заняты на работе, и детей нашего поколения развивала дворовая территория, большую часть времени мы проводили на улице. А какая большая река протекала рядом, одна из самых крупных рек России.

Я, родился в городе Архангельске, расположенном в устье реки Северной Двины, где около сотни островов отделяют город от Белого моря. Моя мама Инна Григорьевна в девичестве Дубинина рассказывала, что моё появление было ровно в полдень, часы пробили двенадцать раз, роддом находился на центральной улице города, недалеко от мыса Пур-наволок. Это было 26 августа 1957 года. Туманно помню раннее детство: «сундук-кровать», «детскую площадку» под столом, вокруг которой свешивалась скатерть с кистями. Туда под стол просачивалось по капелькам понимание огромного мира.

Из детского садика запомнился суп с варёным луком, которым кормили с ложки, как и рыбьим жиром, через силу. Теперь точно, до конца своей жизни уже не полюблю варёный лук и противный рыбий жир. После варёного лука вспоминается первое самостоятельное путешествие, «нечаянный побег» из детского сада. Во время прогулки во дворе садика очень хорошо спрятался в деревянной горке, а когда вылез, всю группу увели на обед. Дверь садика оказалась закрытой… и напрасно, я стучал, никто меня не услышал. Потоптавшись перед закрытой дверью, решительно направился домой. Дорогу знал приблизительно - мимо магазина, а потом через дорогу, по которой с шумом катились трамваи, дальше мимо памятника и кинотеатра через двор к дому. Но отойдя от садика, увидел открытые двери магазина, меня и как многих других детишек, каждый день тащили за руку мимо этого необычайно интересного с детских позиций заведения, спешившие на работу родители. Открывающийся в пространстве и времени мир магазина, так манил. Свобода это когда ты делаешь, что захочешь? Я решительно направился в открытую дверь магазина.

В начале магазина находился овощной отдел, в нём не было ничего интересного: лук, картошка, капуста, запах не приятный, кисловатый, немного гнилостный, но внимание привлекал механизм выдачи картофеля. Картошку отпускали валом в авоськи, взвешивая на весах встроенных в лоток по которому из большого бункера выкатывалась картошка. Было интересно наблюдать, как продавщица открывает заслонку, и картошка с шумом катится по лотку в подставленную покупателем авоську. И все равно, какая-нибудь картофелина норовит убежать, перекатываясь через «товарищей», выпрыгивая на пол, иногда, увлекая за собой других, вызывая неудовольствие у покупателей. Очень увлекательный процесс покупки картошки был раньше. Сейчас так картошку не продают. Лежит она смирно, упакованная в сетках по 5 и 10 кг, ждёт покупателя. А за овощным отделом был отдел гастрономический, ничего особого, а далее самый вкусный и запахом и видом бакалейный отдел. За стеклом лежали кучи разных конфет. Много всего приятного для детских глаз: сушек, баранок, сухарей, пряников. Видно пропустил я обед в садике, теперь наедался глазами и широко раскрытым ртом. Рассматривая фантастическую красоту ярких фантиков, увидел в магазине рассерженную воспитательницу и догадался спрятаться за дверь. Однако её опыт отыскания ребятишек был огромен.… Со страхом и слезами меня повели обратно в садик. Но было что-то и страшнее воспитательниц детского сада в мировосприятии раннего возраста. В детских страхах преобладали кладбищенские ужасы из рассказов сверстников.

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru В нашем городе было три кладбища, над которыми витал ужас смерти, а её «костлявую» боялись даже взрослые. Мы совсем не понимали, что такое смерть, а вот вид крестов и могил, где закопаны покойники, впечатлял… и наполнял наши белобрысые головы большими раздумьями, может и более правильными, чем темный угол или нравоучения родителей. В те годы на двух кладбищах уже лежали мои деды. Один Григорий Александрович Дубинин был мастер по дереву. Другой, Сковородкин Александр Максимович мастер по металлу. Но оба мало пожили в те трудные послевоенные годы. Все их вспоминали очень добрыми словами: «мастера», «непьющие», «некурящие», «сами себе дома выстроили». В один дедовский дом мы с мамой к бабушке Мане ходили на праздники несколько раз. Дом высокий, на сваях, рядом черемуха росла, ветки с ягодами свешивались вкусные.

Перо под лопатку

В начальной школе у меня был очень хороший первый учитель Ольга Ивановна, она и мою маму учила. Мы тогда писали ручками с перьями, которые лежали в небольших углублениях и были такие дыры для чернильниц непроливашек, которые туда вставлялись перед каждым учеником. Пером писать труднее, но буквы красивые получались, когда с нажимом пишешь, буквы толстенькие, а хвостики тоненькие. Можно было и кляксу получить, если нечаянно резко двинуться, и с пера капелька слетит. Передо мной сидел Игорь Стрежнев, очень непоседливый мальчик, все время оборачивался, задирался, даже умудрился толкнуть мою парту, да так, что у меня появилась клякса. Когда он в следующий раз повернулся, я ткнул ему ручкой в спину, думал тупым концом, да видно перепутал и со всей силы воткнул перо. Игорь просто замер, когда перо вошло в спину, ручку с пером я выдернул, а он сидит не шевелится, в пол оборота ко мне, на рубашке проступила кровь. Тишина стала в классе, учительница тихонько отвела в медпункт пострадавшего. Я очень испугался, что он будет мстить, мы жили в соседних домах. Ещё полгода боялся мимо его дома ходить, но вроде всё обошлось. Нас рассадили в классе в разные углы, а он перестал вертеться и задираться.

Карманные деньги

Нам мальчишкам, дружившим во дворе, денежки на расходы не давали. Но они у нас были в карманах. То сдачу родители забудут взять, когда из магазина хлеб принесёшь. То у кассы лежала копеечка, никто не поднимет, а ты поднимешь. На деньги, какие у нас скапливались, мы любили покупать в магазине сухофрукты - сушеные яблоки. Купим сто граммов на 16 копеек и счастливы все. Кулёчек большой получается. А если конфеты покупать, то они тяжелее, кулечек маленький получается и конфет мало делить очень трудно. Однажды мы нашли место, где всегда денежки можно было найти. Недалеко от дома был трамвайный парк и к вечеру все трамваи туда возвращались. Конечная остановка, пассажиры выходят, а мы с ребятами заскакиваем и быстро осматриваем пол, особенно возле касс – там всегда монетка или две лежат. За полчаса вагонов десять осмотрим и на сухофрукты уже денег набрали. Мы так наловчились: трамвай приходит с двумя вагонами – четыре двери, а мы уже стоим каждый у своей. Одна минута и мы весь трамвай осмотрели и выскочили, через полчаса уже в магазин собираемся.

Была одна беда около магазина, нас мелкоту иногда грабители постарше обижали. Пошлют тебя родители за хлебом, а у магазина пара хулиганов постарше начинает из тебя деньги требовать или сам отдавай, а то перевернут за ноги и все равно вытрясут. Как нам хотелось отомстить за детские годы унижения возле магазина. Когда мы немного подросли и окрепли, специально самого маленького к магазину посылали с мелочью, а сами прятались, ждали, когда его грабить начнут. Как назло никто нашего подсадного малыша не обижал, и наша охота на хулиганов закончилась без результата.

Мои четвероногие друзья

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru В нашем доме на Парижской было много животных. Почти в каждой семье была или собачка, или кошка, а у нас и кошка и собака. Мне больше запомнилась охотничья собака Альма, короткошерстная немецкая легавая. Её на охоту брать было некому, и она иногда сама выходила на охоту, расправлялась с крысами, которые жили под домом и у помойки. А чтобы её похвалили, ночью принесёт в коридор мертвых штук пять и в рядок положит. Утром кто первым выходит на работу рано, ахает и охает. Кошки больше одной в дом не приносили. Альма же была очень сообразительная, легко дрессировалась, понимала многие команды: дай лапу, сидеть, нельзя, место. Однажды зимой к её ошейнику привязал санки и стал её учить возить меня. Получалось, что не очень она хотела меня катать. Сосед дядя Гена посоветовал привязать к длинной палке кусочек колбасы ливерной и перед носом собачьим помахивать сидя на санках. Собака за колбасой потянется и тебя повезёт туда, куда ты палку направишь. Очень трудно научить собаку бежать в ту сторону, куда тебе надо. С колбасой получилось неплохо, и побежала у меня собака за убегающей колбасой. Иногда я кормил её колбасой с палки и она потихоньку приучалась поворачивать вслед за палкой, то есть бежала и меня везла, куда мне было нужно. Однажды мы разогнались по дороге, а в это время кошка перебегает дорогу и под ворота шмыг. А Альма любила кошек погонять, и санки со мной на скорости в дырку под воротами не помещаются, прямо в ворота и врезался. Шишкой отделался, но после этого перестало мне нравиться на собаке кататься.

Пикирующие бомбардировщики

Зимой на спуске к реке Двине, мы придумали игру на санках «Пикирующие бомбардировщики». С вершины горы едет один на санках, а с боков другие съезжают, пикируют, не дают проехать, сбивают. Каждый на своих санках старается доехать до конца горы, а тебя с разных сторон пытаются таранить, сбить. Кто подряд три раза с горы спускается и не сбит, становится героем. Очень удобные были алюминиевые санки со спинкой. Ноги на полозья положишь, правой начнёшь наступать (тормозить) санки направо поворачивают, тормозишь левой ногой, налево поворачивают. Легко управлялись санки, и лёгкие были для подъема в гору.

Однажды после школы я забрался на качели, которые на пляже зимой для праздников установлены и качаюсь. Подходит парень чуть постарше меня, достаёт нож и говорит: «Деньги давай!». А я, продолжая качаться, так спокойно отвечаю: «Ты чего с дуба рухнул, какие у меня здесь деньги? Если тебе деньги нужны, иди к Вечному огню с палочкой, только на её конце кусок замазки оконной налепи и доставай через щелочки деньги, сколько тебе надо». Ни грамма я его не испугался.

Настоящий или фальшивый пионер – все равно всему пример

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru В конце четвертого класса нас повезли на теплоходе на остров, где торжественно должны были принять в пионеры, чтобы мы в пятый класс пришли уже помощниками комсомолу. Идея хорошая, но стать настоящим пионером у меня не получилось. Представляете картину на теплоходе: нас учащихся четвертых классов, нескольких школ (около ста человек) привезли и выпустили на остров. А нам захотелось побегать, поиграть. Сказали: «Ровно в двенадцать торжественное построение». Только мы тогда часов не имели, и вообще время для нас шло как-то очень медленно, практически стояло на месте. Я решил: раз это остров, его можно обойти по берегу кругом. И я побежал по твердому мокрому песку вдоль острова. Остров оказался огромным, берег был почти прямой и никак не хотел поворачивать. Где-то далеко остался теплоход и шум детей. И когда до меня дошло, что мне не обойти и за день этот огромный остров, я пошагал обратно. Сил бежать не было. Большой радостью для меня было снова увидеть теплоход. Теплоход гудел, подавая сигнал, толи сбора, толи отплытия. Меня уже начала искать. Сопровождающая нас учительница строго спросила: «Где ты был»? Честно глядя в её глаза, показал на кусты вдоль берега: «Там». Уже через пять минут мы поднимались по трапу отъезжающего теплохода.

Осенью настала пора идти в 5 класс пионером, я же торжественное построение на острове пропустил и не считал себя принятым в пионеры. Еле-еле мама уговорила меня повязать пионерский галстук и в нём идти в школу. К моей радости все были в одинаковых пионерских галстуках, и никто не вспоминал, что меня не было на торжественном построении. Страх разоблачения фальшивого пионера ещё годик висел надо мной, а потом уже пришло время вступать в комсомол, и там надо было учить устав ВЛКСМ и отвечать на вопросы в райкоме комсомола целой комиссии. Почему-то мои товарищи этого приёма в райкоме боялись и переживали. А я подумал, как жаль, что этот приём не на острове, где всё так красиво и гармонично: музыка птиц, успокаивающий вид реки, несущей неспешно свои воды. Одно слово Природа!

Если ты провалился под лёд, ты ещё не утонул … выползай!

В пятом классе я записался в кружок путешественников и кружок биологов. Очень мне нравились руководители кружков, это были студентки педагогического института, они очень тепло к нам относились, рассказывали много интересного, в кружке биологов мне запомнилось, как нам показывали вскрытие небольшой акулы. Акула была просто крупной рыбой, только необычной формы (сохраненной в формалине), и отвратительным запахом. Нам показывали и рассказывали, что там внутри её. Правда я так этого и не запомнил.

В кружке путешественников также было очень интересно. Мне запомнился на всю жизнь первый поход выходного дня. Мы утром поехали по железной дороге на Коровье озеро. Была уже поздняя осень и ночные заморозки сковали озеро льдом. Представляете, красота - гладкий чистый лёд, под ним темная вода, а вокруг ещё зелёный, чуть с голубоватой искристостью от инея лес! Мы на берегу положили вещи и выскочили на лёд, начали друг за другом бегать. Разбежишься и катишься метров пять, я бежал за руководителем и на моих глазах под ней лёд проваливается, и она погружается в воду, а я судорожно пытаюсь остановиться, но скольжу прямо в полынью, где она барахтается. Почему мы с ней стали выбираться к разным берегам не знаю, но это нас наверное и спасло, если бы вместе барахтались друг другу мешали бы и выбраться не хватило сил. А провалились мы в середине одного из заливов, потом нам говорили, что там родники со дна теплую воду поднимают. Было до берегов метров двадцать. Начинаешь вылезать на лёд, а он под тобой ломается. Снова забираешься при помощи рук, а он снова ломается, и так мы ползли, ломая лёд, каждый к своему берегу, и когда выбрались, очень обрадовались. Руководитель сказала: «Побежим в посёлок, там дома и люди живут, нас пустят переодеться и высушиться». В поселке мы попросились в первом двухэтажном доме, где топилась печь, и нас пустили. Пока одежда сохла, нас напоили горячим чаем. На севере люди очень добрые, всегда готовы помочь. Обсохнув, мы поблагодарили радушных хозяев и поспешили к своей группе. А потом дружной командой мы пошли на станцию и поехали домой.

Глава 4 Лучше два раза похвалить, чем один раз наругать…

В деревне рассказчик

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Не так давно, я побывал в дедовском доме и сфотографировал его. Места красивые только опустевшие, никто уже в деревне не живёт, только на лето приезжают отдыхать. Встречаю через четыре дома от дедовского дома, товарища Игоря Захарова, почти пятьдесят лет не виделись. Начали вспоминать многолюдную деревню того времени, Игорь вспоминая напоминает мне, что я был знатным рассказчиком: «На конюшне все байки травили, но у тебя интереснее получалось». И он рассказывает, а один раз сидим у тебя дома, бабушка твоя лежала полудремала и тут в сенцах (в коридоре) что-то хромыхнуло! Это сейчас мы понимаем, мышь пробежала и с полки что-то столкнула, а тогда ты так значительно говоришь – «Карга»?! Поясняешь, что это типа домового, жуткая старуха с косой ходит и убить может. И бабушка отдыхающая, не поднимаясь: «Да, да» - говорит, и так жутко нам в доме сделалось, вечер тишина зловещая... Решили мы из дома тикать, а как? В коридоре страшная карга. В общем, открыли мы окно, и спустились, очень было страшно спускаться, но через коридор идти ещё страшнее.

Игорь, продолжая, говорит: «Я даже дочери показывал окно, откуда мы спускались, нам ещё и десяти лет не было, это очень высоко». И я, разглядывая внимательно окно, вспомнил, как мы друг, другу помогая, спускались. Но больше всего был удивлён своему дару знатного рассказчика.

Как я научился рыбачить

Я с большой теплотой вспоминаю свою бабушку - Дубинину Евдокию Григорьевну, у которой в отношении меня был принцип: «Лучше два раза похвалить, чем один раз поругать». Бабушка многому меня научила, а главное помогла мне освоить рыбалку. Поначалу я только смотрел, как в реке проплывают стайки мальков, а крупнее рыбка плавала у самого дна. Когда идёшь купаться, смотришь на дно и видишь, как пескари подплывают к самым ногам. Под камнями можно было увидеть пятнистых подкаменщиков, которые стремились уплыть, пока муть от поднятого камня ещё кружилась в воде. Бабушка предложила ловить рыбу банками. В трёхлитровую стеклянную банку вставлялась горлышком разрезанная железная консервная банка в виде воронки, в её края и щели втиралось тесто, и рыбки в основном пескари, подплывали им полакомиться, и проплывали внутрь. Очень мне нравилось проверять банки. Поднимаешь, а там рыбки живые плавают, крутятся, вынимаешь железную воронку, их рукой достаёшь и в ведро складываешь, а банку снова заносишь в воду на глубину повыше колена. Если тесто уже всё смылось с воронки, снова намазываешь. А проверял я банки сначала часто и вынимал по одной рыбешке, а потом стал два раза в день: утром и вечером, зато было иногда до десятка рыбок в банке. Однако в банки ловилась только небольшая рыбка, а я очень хотел научиться ловить удочкой. Бабушка нашла мне удочку, и запасные крючки, и помогла искать червяков. Они легко собирались из-под досок, которые положены в грядках для хождения во время полива огорода. Поднимешь доску, а там 2-3 червяка, все доски в огороде приподнимешь и можно идти на настоящую рыбалку. Лучше рыба ловилась на зорьке, утренней или вечерней, червяка насаживаешь на крючок, забрасываешь удочку, держишь её в руках и идёшь вдоль берега, смотришь за поплавком по течению. Очень интересно рыба клюёт. Крупная сразу хватает червяка и крючок, и поплавок резко тонет, сразу тащишь и чувствуешь, как удочка изгибается под тяжестью рыбы. Бывает и так, зацепляется крючок за подводную растительность или за корягу, тогда он медленно тонет, стараешься вытащить, да так, чтобы не оторвался крючок. А уж если не получается, снимаешь штаны и по леске заходишь в воду, и руками отцепляешь крючок. Чтобы реже были зацепы, регулируешь поплавком глубину, пусть крючок плывет по течению с червяком выше от дна. Но рыба любит и чаще хватает крючок с червяком, когда он по дну волочится. Быстро я освоил ловлю удочкой и заметил, что хорошие места для ловли, после впадения в реку ручейков или за перекатами. Однажды утром клюнула мне на удочку большая рыба, а я вытащить её не могу, она сильная тащит в глубину, а я её на берег. Таскаем друг друга. То она меня выше колена в воду затащит, то я её почти на берег вытаскиваю. Затащила она меня опять в воду, и вижу, что вода в реке розово-красная. Боли не почувствовал, только когда из воды вышел, понял что наступил на что-то острое и распорол подошву ноги, да так что и идти не могу. Сначала на одной ноге прыгал, потом к дому уже подползал, а кровь текла и текла. Бабушка тряпкой перевязала ногу и вызвала другую бабушку заговорить кровь, и как только она пришла, кровотечение остановилось. Ещё месяц я похрамывал, с повязкой на ноге ходил. Сейчас я понимаю бабушку, зачем она учила меня рыбу ловить, ей и самой рыбки свежей хотелось. Очень вкусно она её готовила. Мелкую рыбёшку, жарила с яйцами на сковороде или в кулебяках запекала. Из печки вынет, от одного запаха вокруг стола начинаешь приплясывать. Крупную рыбку в ухе сварит и в тарелку очень красиво положит. В деревне магазина не было, за продуктами ездили на другой берег в Бокинскую, а тут я банками и удочкой каждый день рыбки налавливал.

Научила бабушка меня и грибы собирать. Ходили не далеко в «ельник», за болото, в основном за красными (подосиновиками), но не гнушались и маслятами и моховиками, да и сыроежками и горькушами, когда было мало в лесу грибов. Бабушка их и впрок заготовляла: солила, сушила, в доме запах стоял приятный. Грибы мне очень нравилось собирать. Красноголовики - они такие красивые с толстыми ножками их издалека видно, особенно на белом мху в бору. Бор был далековато, за болотом, а назывался «чистым», наверно светлый белый мох и сосны создавали вид особой чистоты. А может, там было очень легко искать грибы, на белом мху их видно было издалека. Стоит такой красавец, а рядом ещё и маленькие братья растут. Радовала природа северной русской деревни.

Послесловие

Первый важный социальный круг жизни у ребенка моего времени проходил во дворе, а дальше осваивалась территория улицы, района, области, страны. В этом освоении формировалось чувство Родины – края, где ты вырос и постиг смысл жизни. С детства я полюбил путешествовать и выбирать трудные дороги, в которых становится всё понятно, кто ты такой и куда ты идёшь. Наиболее трудна дорога в движении общества к устойчивому развитию. В этой дороге практическое значение для воспитания нового поколения имеет и спортивный туризм. Туризм для меня это путешествия пешком или на лыжах группой товарищей объединенных одной целью, пройти маршрут, достичь данной точки на карте и местности. Мне пришлось много ходить, сначала со школьниками, а потом и со студентами. Это путь от руководителя школьного кружка путешественников, до начальника лыжных студенческих экологических экспедиций по восточному побережью Белого моря. Студенческие экспедиции, проводимые в девяностые годы, давали радость общения, не только между участниками экспедиции, но и местному населению. Мы долго ещё будем помнить жительницу деревни Больших Козел: Безбородову Евгению Васильевну хранящую тепло северной земли. Многие люди в её лице, передавали свои знания, порождали любовь к конкретному пространству окружающего мира, к энергии, которая помогает созидать и творить добро.

Сегодня я могу гордиться учениками, стоящими на пути воспитания детей в гармонии с окружающим миром. Это учащимися секции путешественников Приморской средней школы Воробьёвой Анжелой, Зелениным Владимиром, Николаевым Андреем, Нутрихиным Николаем. Это студентами выпускниками Поморского университета факультета преподавателей начальных классов: Мининой Еленой, Чистяковым Дмитрием. Естественно-географического факультета: Варавиным Алексеем, Терентьевой Людмилой, Кузнецовой Анной, Плиевой Светланой, Зеляниным Евгением. Спортивного факультета: братьями Крысановыми Александром и Николаем.

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru

2017 год Владимир Сковородкин

Оглавление

Предисловие. 1

Глава 1 Окуните ребенка с головой в водоём.. 4

Маленькие дети боятся ремня… и это правильно?! 4

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше. 6

Зима на севере полгода, но это ерунда - если ты тепло одет.. 7

Первому путешественнику от экипажа корабля! 7

Ледокол из резиновой лодки не получится. 9

Глава 2 Характер необходимо закаливать. 10

Ищешь камень для рогатки, а находишь монету. 10

«Большой змей» - мастер ножа и топора. 11

Кладбище кораблей на острове Краснофлотском.. 12

Плавание на «Подводной лодке». 13

Глава 3 Что бы держать удар судьбы, тренируйся. 14

Наступая судьбе на хвост, держи её крепко за шиворот….... 14

Перо под лопатку. 16

Просто спрятать дневник с плохими отметками. 16

Ищешь грибы, а находишь миллион. 16

Карманные деньги. 17

Мои четвероногие друзья. 18

Пикирующие бомбардировщики. 18

Настоящий или фальшивый пионер – все равно всему пример. 19

Если ты провалился под лёд, ты ещё не утонул … выползай! 20

Глава 4 Лучше два раза похвалить, чем один раз наругать 21

Край родной – бабушкина деревня. 21

В деревне рассказчик. 23

Как я научился рыбачить. 23

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru

Предисловие

Однажды ко мне подобралась хандра, плохо себя почувствовал, прилег и увидел сон, будто на том свете нахожусь, будто меня как маленького мальчика спрашивает строгий голос: «Ты кто такой… кто ты такой?». А я и не знаю, что и ответить, причём ясно, что спрашивающего интересует, кто я такой по жизни и нужно, кратко ответить. И стали пролетать за секунды мои жизненные впечатления.… И первое, что пришло в голову: «Я дворовый мальчишка». Потом задумался, вспомнил юность и добавил: «Секретарь комсомольской организации», вспомнил годы работы и хотел сказать: «Начальник экспедиции»… Но меня уже никто не слушал. Строгий голос не смог разобрать, кто такой секретарь комсомольской организации? Нашлись у этого голоса, какие-то другие важные дела. Проснувшись, понял, что охарактеризовал во сне этапы жизни: дворовый мальчишка, секретарь комсомола, начальник экспедиции. В этих этапах – детство, юность, зрелые годы, - кем довелось быть в кипящем муравейнике социальной жизни.

Мне очень везло на приключения, и на встречу с добрыми умными людьми. Хотелось бы, вспоминая прошлое, доставить радость и немного знаний новому поколению, знаний в области воспитания. Детская пора шестидесятых была тесно связана с дворовой территорией, где взрослея, каждый обретал себя. Постигая человеческие взаимоотношения, дружбу и товарищество, восхищаясь талантами и умениями, невольно каждый выстраивал свои стремления, своё будущее.

Эту книжку я посвящаю своим первым друзьям по дворику на улице Парижской Коммуны, а также в деревни Митинской, моей горячо любимой маме, а также бабушке Дуне и бабушке Мане, и моим тётям: Александре Григорьевне Вешняковой и Любовь Григорьевне Сучковой (в девичестве Дубининым).

Мне сейчас 60 лет, ещё продолжаю работать в институте «Изучения детства, семьи и воспитания» РАО старшим научным сотрудником. Рассматривая различные вопросы воспитания, я часто обращаюсь к собственному педагогическому и житейскому опыту. Истоки опыта в раннем детстве. Происходящее со мной не всегда было простым, зависело от эмоционального восприятия ситуации и внутренних переживаний, под влиянием стереотипов и общественного мнения. Вглядываясь в прошлое и анализируя насыщенную приключениями жизнь, понимаю значение первых самостоятельных решений и поведенческих действий. Может быть, излишне ярко описывая происходящее, подчеркну важность самостоятельности ребенка в становлении личности выборе жизненного пути. Физические и нравственные силы, характер проявляются и закрепляются в детском и юношеском возрасте, помочь развить эти лучшие качества - задача не из лёгких, с мыслями помочь в этом новому поколению, издаю книжку: «Дворовый мальчишка» для молодых родителей и юных читателей.

Глава 1 Окуните ребенка с головой в водоём

Маленькие дети боятся ремня… и это правильно?!

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Это сейчас я знаю, что маленькие дети, намного легче приспособляются к условиям среды, чем взрослые. И чем раньше вы начнёте физически и психологически закалять своёго ребёнка, тем лучше будут развиты его физические и психологические качества. В моём раннем детстве родители часто были заняты на работе, и детей нашего поколения развивала дворовая территория, большую часть времени мы проводили на улице. А какая большая река протекала рядом, одна из самых крупных рек России.

Я, родился в городе Архангельске, расположенном в устье реки Северной Двины, где около сотни островов отделяют город от Белого моря. Моя мама Инна Григорьевна в девичестве Дубинина рассказывала, что моё появление было ровно в полдень, часы пробили двенадцать раз, роддом находился на центральной улице города, недалеко от мыса Пур-наволок. Это было 26 августа 1957 года. Туманно помню раннее детство: «сундук-кровать», «детскую площадку» под столом, вокруг которой свешивалась скатерть с кистями. Туда под стол просачивалось по капелькам понимание огромного мира.

Из детского садика запомнился суп с варёным луком, которым кормили с ложки, как и рыбьим жиром, через силу. Теперь точно, до конца своей жизни уже не полюблю варёный лук и противный рыбий жир. После варёного лука вспоминается первое самостоятельное путешествие, «нечаянный побег» из детского сада. Во время прогулки во дворе садика очень хорошо спрятался в деревянной горке, а когда вылез, всю группу увели на обед. Дверь садика оказалась закрытой… и напрасно, я стучал, никто меня не услышал. Потоптавшись перед закрытой дверью, решительно направился домой. Дорогу знал приблизительно - мимо магазина, а потом через дорогу, по которой с шумом катились трамваи, дальше мимо памятника и кинотеатра через двор к дому. Но отойдя от садика, увидел открытые двери магазина, меня и как многих других детишек, каждый день тащили за руку мимо этого необычайно интересного с детских позиций заведения, спешившие на работу родители. Открывающийся в пространстве и времени мир магазина, так манил. Свобода это когда ты делаешь, что захочешь? Я решительно направился в открытую дверь магазина.

В начале магазина находился овощной отдел, в нём не было ничего интересного: лук, картошка, капуста, запах не приятный, кисловатый, немного гнилостный, но внимание привлекал механизм выдачи картофеля. Картошку отпускали валом в авоськи, взвешивая на весах встроенных в лоток по которому из большого бункера выкатывалась картошка. Было интересно наблюдать, как продавщица открывает заслонку, и картошка с шумом катится по лотку в подставленную покупателем авоську. И все равно, какая-нибудь картофелина норовит убежать, перекатываясь через «товарищей», выпрыгивая на пол, иногда, увлекая за собой других, вызывая неудовольствие у покупателей. Очень увлекательный процесс покупки картошки был раньше. Сейчас так картошку не продают. Лежит она смирно, упакованная в сетках по 5 и 10 кг, ждёт покупателя. А за овощным отделом был отдел гастрономический, ничего особого, а далее самый вкусный и запахом и видом бакалейный отдел. За стеклом лежали кучи разных конфет. Много всего приятного для детских глаз: сушек, баранок, сухарей, пряников. Видно пропустил я обед в садике, теперь наедался глазами и широко раскрытым ртом. Рассматривая фантастическую красоту ярких фантиков, увидел в магазине рассерженную воспитательницу и догадался спрятаться за дверь. Однако её опыт отыскания ребятишек был огромен.… Со страхом и слезами меня повели обратно в садик. Но было что-то и страшнее воспитательниц детского сада в мировосприятии раннего возраста. В детских страхах преобладали кладбищенские ужасы из рассказов сверстников.

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru В нашем городе было три кладбища, над которыми витал ужас смерти, а её «костлявую» боялись даже взрослые. Мы совсем не понимали, что такое смерть, а вот вид крестов и могил, где закопаны покойники, впечатлял… и наполнял наши белобрысые головы большими раздумьями, может и более правильными, чем темный угол или нравоучения родителей. В те годы на двух кладбищах уже лежали мои деды. Один Григорий Александрович Дубинин был мастер по дереву. Другой, Сковородкин Александр Максимович мастер по металлу. Но оба мало пожили в те трудные послевоенные годы. Все их вспоминали очень добрыми словами: «мастера», «непьющие», «некурящие», «сами себе дома выстроили». В один дедовский дом мы с мамой к бабушке Мане ходили на праздники несколько раз. Дом высокий, на сваях, рядом черемуха росла, ветки с ягодами свешивались вкусные.

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше

Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше - student2.ru Не знаю, почему меня тянуло к самостоятельным путешествиям. Моя тетя, старшая сестра мамы Александра Григорьевна вспоминала, как однажды осенью я пришел домой с улицы поздно и в шортах. Просто, гуляя у реки, мы забирались на плывущие вдоль берега бревна и старались на их проплыть, каждый из нас считал бревно своим пароходом, а если в руках была палка-шест, можно было им чуть-чуть управлять, отталкиваясь от дна. Только пароходы наши имели недостаток - могли крутиться, да так, что устоять было просто невозможно. Свалишься в воду, а потом сушишься у костра. Я сильно замочился, свалившись в воду, и начал сушить носки и штаны у костра, а когда на огне сушишь одежду первый раз - не углядишь. Вот одна штанина сильно «пересохла», практически сгорела выше колена. Сидел я у костра и плакал. Как домой в одной штанине идти? К счастью мимо проходил какой-то очень умный дяденька, спросил: «Ты что мальчик плачешь?». Узнав в чем дело, быстро решил мою проблему при помощи топора. Положил мои штанишки на бревно и топориком ровненько отрубил штанины – сделал шорты, в которых я радостный и побежал домой.

Брёвен в реке плавало огромное количество. В то время осуществлялся сплав древесины по всем рекам. В верховьях рек лес зимой вырубался и в виде бревен складывался на берегах, а по весне брёвна отправлялись в путь п

Наши рекомендации