Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж («нестраховые» периоды)

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж Условия зачета в целях определения права на пенсию Ограничение продолжительности Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК)
1. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не имеется да
2. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не имеется нет
3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не более шести лет в общей сложности да
4. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не имеется нет
5. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не имеется нет
6. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды) Не имеется да
7. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды)   Не более пяти лет в общей сложности да
8. Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды)   Не более пяти лет в общей сложности да


Как видим, перечень указанных периодов, засчитываемых в страховой стаж, соответствует перечню «нестраховых» периодов, определенных Законом № 173-ФЗ. Это же относится к «нестраховым» периодам, которые учитываются при исчислении размера пенсии. При этом продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет будет увеличена до 6 лет в общей сложности (вместо 4,5 лет по нормам Закона № 173-ФЗ).

Важно, что в связи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, которую он неоднократно высказывал в своих решениях[10], о том, что нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства, в Законе № 400-ФЗ предусмотрено следующее положение.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Говоря об исчислении страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент. Известно, что в законодательстве Российской Федерации с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Законом № 167-ФЗ. Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в Пенсионный фонд России. В настоящее время взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитываются при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимаются во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям в Закон № 167-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1, 2, 3 и 5 пункта 1 статьи 29 указанного Закона, засчитываются в страховой стаж.

К этим лицам относятся следующие категории граждан, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ , увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов этими лицами, относящимися ко второй и четвертой категориям, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (часть 2 статьи 13 Закона № 400-ФЗ).

Под индивидуальным пенсионным коэффициентом в статье 3 Закона № 400-ФЗ понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Размер страховой пенсии по старости в году ее назначения будет определяться путем умножения ИПК на стоимость одного пенсионного коэффициента в этом году - СПК (параметр, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий).

Величина ИПК складывается из суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. (ИПКс), и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды, которые будут иметь место с 01.01.2015 (ИПКн). Эта величина в установленных случаях увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца (КвСП).

При этом ИПКс определяется путем деления размера установленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк) по состоянию на 1 января 2015 года (64 рубля 10 копеек).

ИПКн определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, рассчитываемых за каждый календарный год с 1 января 2015 г. (ИПКi) исходя из соотношения начисленных и уплаченных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР), и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год «нестраховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента ИПКi, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

- не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 212-ФЗ;

- не свыше 6,25 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году указанные пенсионные накопления формируются[11].

С 2021 г. при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ИПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Уточним, что максимальный годовой ИПК начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и при этом застрахованное лицо отказалось от формирования пенсионных накоплений.

Тем самым, чем выше зарплата, тем выше и значение годового ИПК. Годовой ИПК при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

ИПК также начисляется и за ряд «нестраховых» периодов, как показано в вышеприведенной таблице.

При назначении страховой пенсии коэффициент за полный календарный год таких периодов как военная служба; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации составляет 1,8.

Также впервые в нашей пенсионной истории оценка периода ухода за ребенком поставлена в зависимость от количества детей. На основании части 12 статьи 15 Закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода ухода за ребенком, составит:

1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Обращаем внимание, что исходя из совокупности правовых норм части первой статьи 12 и части 12 статьи 15 Закона 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, определяется согласно очередности периодов ухода за детьми. При этом в случае ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж могут засчитываться не совпадающие по времени периоды ухода.

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода. Итак, переходными положениями, закрепленными статьей 35 Закона № 400-ФЗ (части 1 и 2), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону № 400-ФЗ).

При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК - 30.

При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии.

Наши рекомендации