Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности»

9.2.27.1.Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее –
ГП-27) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330.

Срок реализации: 2013 – 2018 годы.

Ответственным исполнителем ГП-27 является Минэкономразвития России, соисполнители – ФТС России и Росграница[66], участники – Минпромторг России и Минфин России.

9.2.27.2.В 2016 году изменения в ГП-27 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ, в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

9.2.27.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования

В ГП-27 не в полной мере учтены основные положения стратегических документов, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Так, Счетная палата неоднократно отмечала, что уровень целевых показателей
ГП-27 существенно снижен по сравнению со стратегическими целями, установленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[67] и Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, что противоречит пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании» и пункту 7 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Вместе с тем целью ГП-27 является усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.

Цели и задачи ГП-27 являются обоснованными и согласованными между собой. Перечень задач представляется достаточным и позволяет обеспечить достижение цели ГП-27 и составляющих ее подпрограмм.

Анализ состава и значений основных целевых показателей госпрограммы свидетельствует о недостаточной обоснованности их целевых значений для полноценной оценки степени достижения целей и решения задач ГП-27.Целевые показатели ГП-27 существенно отличаются по составу, значениям и срокам реализации от целевых индикаторов, установленных в стратегических документах по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Так, значение целевого показателя ГП-27 «Темпы роста числа организаций-экспортеров товаров» отличается от значения аналогичного показателя («Индекс роста числа организаций-экспортеров»), предусмотренного в Плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р. В ГП-27 значение показателя на 2014 год установлено на уровне 130 %, в дорожной карте – 131 %; на 2015 год – 135 % и 137 %; на 2016 год – 140 % и 142 %; на 2017 год – 145 % и 150 %; на 2018 год – 150 % и 160 % соответственно.

Значение целевого показателя подпрограммы 3 «Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности» ГП-27 «Темпы роста объема кредитного портфеля Внешэкономбанка в целях поддержки несырьевого экспорта» не соответствует значению показателя указанной выше дорожной карты «Объем кредитов, предоставленных государственной корпорацией «Внешэкономбанк» (с учетом данных, касающихся акционерных обществ, акции которых находятся в собственности корпорации) в целях поддержки экспорта». В ГП-27 плановое значение целевого показателя «Темпы роста объема кредитного портфеля Внешэкономбанка в целях поддержки несырьевого экспорта» на 2014 год установлено на уровне 700 %; на 2015 и 2016 годы – 750 %; на 2017 и 2018 годы – 700 %. Согласно дорожной карте значение показателя «Объем кредитов, предоставленных государственной корпорацией «Внешэкономбанк» (с учетом данных, касающихся акционерных обществ, акции которых находятся в собственности корпорации) в целях поддержки экспорта» на 2014 год составляет 1 млрд. долларов США; на 2015 год – 4,3 млрд. долларов США; на 2016 год – 8,4 млрд. долларов США; на 2017 год – 13,9 млрд. долларов США; на 2018 год – 18,2 млрд. долларов США.

Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые отражены не в полной мере в ГП-27, представлена в следующей таблице.

Цели, задачи и показатели стратегических документов Цели, задачи и показатели, предусмотренные государственной программой
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года  
создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, прежде всего в высокотехнологичных, наукоемких сегментах мирового рынка; повышение динамизма и улучшение качественных параметров развития внешнеэкономической сферы, в том числе путем внедрения российских организаций на новые перспективные рынки, диверсификации экспорта и рационализации импорта; повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, обеспечение устойчивого, инновационно ориентированного экономического роста
2. План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»[68]  
Показатель «Индекс роста числа организаций-экспортеров» (процентов) (2011 г. – 100 %): 2014 г. – 131 %; 2015 г. – 137 %; 2016 г. – 142 %; 2017 г. – 150 %; 2018 г. – 160 % Показатель «Темпы роста числа организаций-экспортеров товаров» (процентов): 2014 г. – 130 %; 2015 г. – 135 %; 2016 г. – 140 %; 2017 г. – 145 %; 2018 г. – 150 %
Показатель «Объем кредитов, предоставленных государственной корпорацией Внешэкономбанк (с учетом данных, касающихся акционерных обществ, акции которых находятся в собственности корпорации) в целях поддержки экспорта»: 2014 год – 1 млрд. долларов США; 2015 год – 4,3 млрд. долларов США; 2016 год – 8,4 млрд. долларов США; 2017 год – 13,9 млрд. долларов США; 2018 год – 18,2 млрд. долларов США. Показатель 3.1 «Темпы роста объема кредитного портфеля Внешэкономбанка в целях поддержки несырьевого экспорта» (процентов): 2014 год – 700 %; 2015 год – 750 %; 2016 год – 750 %; 2017 год – 700 %; 2018 год – 700 %.

9.2.27.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями

В ГП-27 отсутствуют принципиально важные показатели, характеризующие повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации и инновационно-ориентированного развития национального хозяйства[69], что не позволяет оценить достижение цели подпрограммы 1 «Формирование через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества необходимых и достаточных условий для достижения целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации и инновационно ориентированного развития национального хозяйства».

В ГП-27 отсутствуют показатели, характеризующие уровень поддержки несырьевого экспортана основе использования всех инструментов государственной финансовой поддержки, включая предоставление государственных гарантий и государственных экспортных кредитов, что не позволяет оценить достижение ожидаемых результатов реализации подпрограммы 3 «Создание национальной системы поддержки ВЭД».

Недостаточен перечень показателей для оценки деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Так, не предусмотрены показатели, позволяющие объективно оценить повышение эффективности деятельности торговых представительств и их реальный вклад в решение приоритетных задач по развитию торгово-экономического сотрудничества со страной пребывания: рост доли поддержанных торговыми представительствами экспортных и импортных сделок, в том числе связанных с поставкой высокотехнологичной продукции, рост доли поддержанных инвестиций в их общем объеме и другие.

В целом система целей и задач, структура, состав ГП-27 отвечают требованиям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582. Основные показатели (индикаторы) ГП-27 и показатели (индикаторы) подпрограмм увязаны с основными мероприятиями.

Вместе с тем прогнозные значения ряда основных целевых показателей и целевых показателей подпрограмм ГП-27 представляются заниженными. Так, целевой уровень показателя «Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров», плановое значение которого установлено на уровне 4,8 % ежегодно в 2013 - 2016 годах, фактически по итогам 2015 года составил 5,2 %, в 2014 году – 5,1 %, в 2013 году – 5,4 %.

Наши рекомендации