Нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки ГП-20

Законом о бюджете на 2016 год ассигнования ФГУП «Государственный завод медицинских препаратов» (далее - ФГУП «ГосЗМП») по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства для выпуска новых лекарственных форм социально-значимых препаратов ФГУП «ГосЗМП», г. Москва» предусмотрены в объеме 91,4 млн. рублей.

Объем выделенных средств для финансирования объекта с начала его строительства за счет средств федерального бюджета составляет 2 026,76 тыс. рублей (из них в 2016 году – 91,4 млн. рублей), что соответствует финансовому обеспечению ФЦП, внебюджетных средств привлечено – 132,5 млн. рублей, или 12,1 % средств, предусмотренных ФЦП (1 093,2 млн. рублей). По состоянию на 1 января 2017 года строительство объекта в установленный ФАИП срок (2016 год) не завершено.

Таким образом, ФГУП «ГосЗМП» нарушены условия предоставления бюджетных инвестиций, предусмотренные соглашением от 1 апреля 2014 г. № 14412.2049999.19.001 и выразившиеся в том, что объект капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение производства для выпуска новых лекарственных форм социально-значимых препаратов, федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный завод медицинских препаратов», г. Москва» в установленный срок в 2016 году в эксплуатацию не введен, внебюджетные средства для выполнения работ привлечены предприятием не в полном объеме.

По четырем госконтрактам (шифры «3.1-Излучатель томографа» и «3.1-Излучатель ангиографа», «3.5-Сустав», «3.5-Диск») в нарушение подпунктов «з» пунктов 6 контрактов исполнителями в Минпромторг России не представлено новое обеспечение исполнения контрактов в связи с прекращением действия ранее предоставленных банковских гарантий.

В соответствии с условиями государственных контрактов, заключенных Минпромторгом России с ООО «ЭрЭсКью» на выполнение НИОКР по разработке технологии и организации производства медизделий шифры «3.1-Излучатель томографа» и «3.1-Излучатель антиографа» срок завершения работ – 10 марта 2016 года.

По состоянию на 28 апреля 2017 года работы в рамках государственных контрактов не выполнены, обеспечение исполнения государственных контрактов отсутствует, в отношении исполнителя работ (ООО «ЭрЭсКью») 1 декабря 2016 года введена процедура банкротства.

Общий объем оплаченных Минпромторгом России работ по государственным контрактам без достижения результата составил 786,0 млн. рублей. Таким образом, Минпромторгом России при реализации указанных государственных контрактов не исполнены полномочия в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, несмотря на предоставление ООО «ЭрЭсКью» фиктивного обеспечения исполнения контракта, неоплаченные неустойки за нарушения сроков по пятым этапам работ (127,8 млн. рублей) и неисполнение ООО »ЭрЭсКью» решений суда в части предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта и оплаты штрафных неустоек (8,6 млн. рублей), Минпромторгом России 30 июня 2016 года произведена оплата 5-х этапов работ в полном объеме, в общей сумме 135,1 млн. рублей.

Кроме того, в 2016 году отмечены случаи нарушения сроков выполнения работ в рамках 12 государственных контрактов (шифры «2.3. Белковый комплекс 2013», «2.2. Антитела к интерлейкину 2014», «2.2. Астма 2014», «2.2 ВИЧ инфекции 2014», «2.2. Лактоферин 2013», «2.2. Фактор роста сосудов 2011», «2.2. Рассеянный склероз 2014», «2.2. Гемодепрессия 2011», «1.3. Базиликсимаб 2012», «2.3. Аминооборонат 2013», «2.1. Имидазотетразин 2014», шифр «2.1 Полиметаллоакрилат»). В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ требования к исполнителям работ об уплате штрафов в связи с нарушением сроков выполнения обязательств в общей сумме 121,9 млн. рублей (расчетно)Минпромторгом России не предъявлялись.

Так, по ГК от 31 июля 2013 г. № 13411.1008799.13.166 шифр «2.3. Белковый комплекс 2013» (исполнитель ООО «ФНЦ ФармАксесс») общая стоимость работ составляет 149,85 млн. рублей, в том числе стоимость 6 этапа – 39,8 млн. рублей. Работы по 6 этапу в установленный государственным контрактом срок (с 31 июля 2013 г. по 13 декабря 2016 года) не выполнены. Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств (за отказ от исполнения обязательств) из расчета 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 40). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 6 этапа работ составила 14,5 млн. рублей (41 дней просрочки).

По госконтракту от 18 августа 2014 г. № 14411.2049999.19.054 шифр «2.2. Антитела к интерлейкину 2014» (исполнитель ЗАО «Биокад») общая стоимость работ составляет 48,8 млн. рублей, в том числе стоимость 4-го этапа –12,4 млн. рублей. Работы по 4-му этапу не выполнены (срок – 2016 год). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 48). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 4-го этапа работ составила 0,36 млн. рублей (88 дней просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.2. Астма 2014» от 25 августа 2014 г. № 14.411 2049999 19.07 (исполнитель ФГУП «Государственный НИИ особо чистых биопрепаратов» ФМБА России, цена контракта – 48,75 млн. рублей, в том числе стоимость 2, 3 этапов – 4,4 млн. рублей и 22,6 млн. рублей соответственно. Работы по 2-му и 3-му этапам не выполнены (срок 2-го этапа – 2015 год, 3-го этапа – 2016 год). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы, не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 50). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 2-го и 3-го этапов работ составила в общей сумме 1,4 млн. рублей (465 и 100 дней просрочки соответственно).

В части госконтракта от 8 декабря 2014 г. № 14.411 2049999 19105 шифр «2.2 ВИЧ инфекции 2014»(исполнитель «Фармсинтез», цена контракта – 48,75 млн. рублей, в том числе стоимость 2-го и 3-го этапов – 4,371 млн. рублей и 22,619 млн. рублей соответственно. Работы по 2-му и 3-му этапам не выполнены (срок 2-го этапа – 2015 год, 3-го этапа – 2016 год). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 50). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение
2-го и 3-го этапов работ составила в общей сумме 1,2 млн. рублей (444 и 79 дней просрочки соответственно).

В части госконтракта по шифру «2.2. Лактоферин 2013» от 30 июля 2013 г. № 13.411 1008799.13.169 (исполнитель ООО «Пром-Би», цена контракта – 48,6 млн. рублей, в том числе стоимость 4-го этапа – 18,7 млн. рублей. Работы по 4-му этапу не выполнены (срок – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 40). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 4-го этапа работ составила
1,7 млн. рублей (на 1 апреля 2017 года от стоимости 4-го этапа, 90 дней просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.2. Фактор роста сосудов 2011»от 14 сентября 2011 г. № 11.411 1008700.13.108 (исполнитель ООО «Международный биотехнологический центр «Генериум», цена контракта – 135,0 млн. рублей, в том числе стоимость 4-го этапа – 40,0 млн. рублей. Работы по 4-му этапу не выполнены (срок – с 1 января 2014 год через 1 170 дней с даты заключения госконтракта). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 44). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 4-го этапа работ составила 3,4 млн. рублей (на 1 апреля 2017 года, 852 дня просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.2. Рассеянный склероз 2014» от 11 августа 2014 г. № 14.411 2049999.19.037 (исполнитель ЗАО «Биокад») общая стоимость работ составляет 48,8 млн. рублей, в том числе стоимость 4 этапа –12,4 млн. рублей. Работы по 4-му этапу не выполнены (срок – 2016 год). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 48). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 4-го этапа работ составила 0,49 млн. рублей (121 день просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.2. Гемодепрессия 2011» от 13 сентября 2011 г. № 11.411 1008700.13.096 (исполнитель ЗАО «ФАРМА ВАМ») общая стоимость работ составляет 48,75 млн. рублей, в том числе стоимость 3-го этапа – 31,9 млн. рублей (в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 3 от 5 мая 2014 года в 2013 году – 13,1 млн. рублей, в 2014 году– 18,8 млн. рублей). Работы по 3-му этапу не выполнены. Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы неустойки за неисполнение обязательств (за отказ от исполнения обязательств) из расчета 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 44). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 3-го этапа работ составила 15,5 млн. рублей
(с суммы 13,1 млн. рублей за 1 185 дней просрочки) и 15,4 млн. рублей (с суммы 18,8 млн. рублей за 820 дней просрочки).

В части госконтракта по шифру «1.3. Базиликсимаб 2012» от 18 сентября 2012 г. № 12.411 1008799.13.169 (исполнитель ЗАО «Р-Фарм») общая стоимость работ составляет 44,0 млн. рублей, в том числе стоимость 2-го этапа (2013 год) – 5,175 млн. рублей (в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 2 от 5 мая 2014 года), 3-го этапа (2014 год) – 38,8 млн. рублей (в соответствии с дополнительным соглашением к договору
№ 2 от 5 мая 2014 года). Работы по 2-му и 3-му этапам не выполнены. Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы неустойки за неисполнение обязательств (за отказ от исполнения обязательств) из расчета 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 43). Общая сумма неустойки за несвоевременное выполнение 2 и 3 этапов работ составила 43,9 млн. рублей (6,1 млн. рублей с суммы 5,175 млн. рублей за 1 185 дней просрочки и 31,8 млн. рублей с суммы
38,8 млн. рублей за 820 дней просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.3. Аминооборонат 2013» от 5 июля 2013 г. № 13.411 1008799.13.145 (исполнитель ООО «Санте Фарм») общая стоимость работ составляет 149,85 млн. рублей, в том числе стоимость 7 этапа (2016 год) – 19,8 млн. рублей (в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 5 от 29 ноября 2014 года). Работы по 1 - 6-м этапам выполнены в полном объеме, не выполнены работы по 7-му этапу (срок выполнения с августа 2016 года через 1260 дней с даты заключения ГК). Вместе с тем Минпромторгом России расчет суммы неустойки за неисполнение обязательств (за отказ от исполнения обязательств) из расчета 0,1 % цены госконтракта за каждый день просрочки не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 40). Общая сумма неустойки за невыполнение 7 этапа работ составила 19,78 млн. рублей (с суммы 149,85 млн. рублей за
132 дня просрочки).

В части госконтракта по шифру «2.1. Имидазотетразин 2014» от 19 августа 2014 г. № 14411.2049999.19.058 (исполнитель ЗАО «ООО «Компания Вилана») общая стоимость работ составляет 32,9 млн. рублей, в том числе стоимость 3-го и 4-го этапов – 3,3 млн. рублей, 9,2 млн. рублей соответственно. Работы по 1-му и 2-му этапам оплачены, по 3-му этапу получен аванс в размере 0,997 млн. рублей. При этом работы по 3-му и 4-му этапам не выполнены (3-й этап – срок с 1 июля 2015 года по 10 декабря 2015 года, 4-й этап – с
11 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года). Минпромторгом России готовятся документы на расторжение госконтракта. Письмо Минпромторга России (заказное) об уведомлении Исполнителя о проведении выездной проверки направлено Минпромторгом России 4 мая 2016 г. № 26987/19, вместе с тем письмо по состоянию на 28 апреля 2017 года ЗАО «ООО «Компания Вилана» не получено, суммы аванса в размере 0,997 млн. рублей не возвращены. Минпромторгом России расчет суммы штрафных санкций за неисполнение обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, не предъявлялись, что противоречит условиям ГК (пункт 48). Сумма неустойки за несвоевременное выполнение 3-го и 4-го этапов работ составила 0,883 млн. рублей (476 и 121 дней просрочки соответственно).

В части госконтракта по шифру «2.1 Полиметаллоакрилат» от 1 июля 2013 г. № 13411.1008799.13.136, исполнитель - ООО НПК «СФЕРА», цена контракта – 32,65 млн. рублей, по состоянию на 30 июля 2014 года Минпромторгом России приемка работ по ГК не осуществлялась, в 2013 году исполнителю перечислен авансовый платеж в размере
6,471 млн. рублей. Минпромторгом России принято решение о расторжении госконтракта (письмо от 10 июня 2016 г. № 35744/19), вместе с тем письмо по состоянию на 1 апреля 2017 года ООО НПК «СФЕРА» не подписано, суммы аванса в размере 6,471 млн. рублей, а также неустойки в размере 10 % цены госконтракта в размере 3,265 млн. рублей исполнителем работ не возвращены, что не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2016 году в рамках прочих расходов осуществлялась реализация переходящего с 2015 года контракта от 8 сентября 2015 г. № 15412 2049999.19.01 «Организационно-техническое и информационное сопровождение федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» шифр «7.1. Адьюнкт 2015», заключенного с ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (Исполнитель), цена контракта 133,0 млн. рублей, из них на 2016 год – 55,5 млн. рублей. Предметом договора является организационно-техническое и информационное сопровождение ФЦП «Фарма».

Согласно пунктам 5.11 и 5.12 Положения к полномочиям Минпромторга России в том числе относятся: осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства.

Условиями государственного контракта на Исполнителя возложено выполнение части функций Минпромторга России и Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России, а именно: анализ и мониторинг состояния отраслей промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента, разработка предложений по их развитию, обеспечение реализации и контроля за ходом исполнения федеральных целевых программ, федеральной адресной целевой программы, а также инновационных и инвестиционных проектов, подготовка предложений по подготовке и проведению выставочно-ярморочных мероприятий и государственной поддержке экспорта продукции отраслей промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента и другие функции.

Таким образом, в нарушение пунктов 7 и 32 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594, Минпромторгом России на протяжении всего срока реализации ГП-20 текущее управление реализацией целевой программы не осуществляется.


Наши рекомендации