Нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки ГП-16

9.2.16.16.1. В нарушение пункта 11 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 405, согласно которому для получения субсидий организация предоставляет не позднее 5 декабря 2016 года заявление о предоставлении субсидии, шестью организациями заявления о предоставлении субсидии представлены 22 – 22 декабря 2016 года.Следует отметить, что согласно пункту 14 Правилданный факт является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Вместе с тем с нарушением установленных пунктом 13 Правил сроков, согласно которому решение о предоставлении субсидии принимается Минпромторгом России до 20 декабря 2016 года, на состоявшемся 22 декабря 2016 года заседании Комиссии по вопросам предоставления субсидии указанные заявления были рассмотрены и принято решение предоставить субсидии на общую сумму 263,8 млн. рублей, в том числе: ЗАО »Параллель» - 15,0 млн. рублей, ПАО «КуйбышевАзот» - 2,4 млн. рублей, ЗАО »Локотранс» - 4,5 млн. рублей, ПАО «Метафракс» - 3,6 млн. рублей, АО »Объединенная зерновая компания» - 51,0 млн. рублей и ООО »Торговый Дом «Объединенная Вагонная Компания» - 187,3 млн. рублей.

9.2.16.16.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2016 г. № 415 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступили в силу 16 мая 2016 года) внесены изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 31, в соответствии с которыми увеличены предельные размеры предоставляемых субсидий, а также предусмотрена возможность компенсации части затрат, понесенных в отчетных месяцах начиная с января 2015 года, в отношении которых субсидия не предоставлялась.

Вместе с тем в нарушение подпункта «а» пункта 11 Правил, согласно которому несоответствие документов, предоставленных производителем в соответствии с пунктом 9(1) Правил, и содержащихся в них сведений требованиям и условиям, установленным Правилами, является основанием для отказа в предоставлении субсидии, на заседании Комиссии Минпромторга России по вопросам предоставления субсидии принято решение предоставить субсидии по результатам рассмотрения заявлений на предоставление субсидии ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» (далее – ООО «МСМР») от 5 мая 2016 г. № 15-14/239 и ООО «Ульяновский автомобильный завод» (далее – ООО «УАЗ») от 5 мая 2016 г. № 286/37, которые рассчитаны в соответствии с не вступившими в силу Правилами, в связи с чем предоставленные ООО »МСМР» и ООО «УАЗ» субсидии за апрель 2016 года на 15,6 млн. рублей и 7,8 млн. рублей превышают предельный размер.

Аналогично в нарушение пункта 9(1) Правил в действующей 5 мая 2016 года редакции, согласно которому производители вправе получить субсидию на компенсацию затрат, понесенных в отчетном году, в отношении которых в отчетном году не была предоставлена субсидия, ООО «МСМР» на основании заявления о предоставлении субсидии от 5 мая 2016 г. № 15-14/239 предоставлена субсидия в размере 2 419,0 млн. рублей на компенсацию части затрат, понесенных в июле – октябре 2015 года.

9.2.16.16.3. В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета производителям троллейбусов и трамвайных вагонов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 817, между Минпромторгом России и ЗАО «Тролза» заключено соглашение о предоставлении субсидии, которым установлено, что возмещению подлежат недополученные доходы ЗАО «Тролза», возникшие вследствие предоставления фиксированной скидки при реализации техники самостоятельно или через продавцов техники, с которыми ЗАО «Тролза» заключило договор о реализации техники, в том числе через ООО «Тролза-Маркет».

По результатам рассмотрения заявлений о предоставлении субсидии от 30 ноября 2016 г. № 2469 и от 2 декабря 2016 г. № 2477 (далее – заявления) Минпромторгом России предоставлены субсидии ЗАО «Тролза» за III квартал 2016 года в размере 170,0 млн. рублей и за IV квартал 2016 года – 415,0 млн. рублей, а в состав затрат, подлежащих субсидированию, в том числе включена компенсация на предоставление ООО «Тролза-Маркет» скидки ПАО »Государственная транспортная лизинговая компания» (далее – «ГТЛК») в размере 275,0 млн. рублей на 55 единиц троллейбусов Тролза 5265 «Мегаполис» (далее – троллейбус).

При этом к заявлениям приложены копии договоров поставки, актов сдачи-приемки товара и платежных поручений, подтверждающие приобретение ПАО «ГТЛК» указанных 55 троллейбусов за полную стоимость (без скидки), а именно:

по договору поставки от 18 декабря 2015 г. № ДКП 0557-004-Ф/2015 обязательства в части поставки 30 троллейбусов исполнены ООО «Тролза-Маркет» в период с 22 августа по 27 сентября 2016 года, а обязательства в части оплаты 30 троллейбусов в полном объеме (без скидки) исполнены ПАО «ГТЛК» 6 октября 2016 года;

по договору поставки от 18 декабря 2015 г. № 005-001-Ф/2015 ПАО «ГТЛК» 18 декабря 2015 года оплачен аванс в сумме, превышающей стоимость 25 троллейбусов (без скидки), поставка которых осуществлена ООО «Тролза-Маркет» в период с 14 октября по 2 декабря 2016 года.

В Минпромторг России также представлены заключенные 2 декабря 2016 года дополнительные соглашения к указанным договорам поставки, в соответствии с которыми ПАО »ГТЛК» (покупатель) предоставляется скидка на уже поставленные и оплаченные без скидки 55 троллейбусов размере 5,0 млн. рублей на единицу товара, а общая сумма скидки составляет 275,0 млн. рублей.

При этом в соответствии с условиями указанных дополнительных соглашений 8 декабря 2016 года ООО «Тролза-Маркет» перечислены ПАО «ГТЛК» 275,0 млн. рублей, однако к заявлениям платежные поручения, подтверждающие предоставление ООО «Тролза-Маркет» скидки ПАО «ГТЛК», не приложены и ЗАО «Тролза» в Минпромторг России не направлялись. Кроме того, расходы ООО «Тролза-Маркет», понесенные 8 декабря 2016 года на предоставление скидки ПАО «ГТЛК» в размере 275,0 млн. рублей, не могли быть компенсированы субсидией, так как пунктом 11 Правил срок представления в Минпромторг России заявления о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих предоставление покупателю техники скидки установлен 5 декабря 2016 года.

Таким образом, заявления в части компенсации 275,0 млн. рублей на предоставление ООО «Тролза-Маркет» скидки ПАО «ГТЛК» не соответствуют условию предоставления субсидии, определенному подпунктом «г» пункта 2 Правил, согласно которому субсидии предоставляются производителям на возмещение выпадающих доходов при предоставлении фиксированной скидки покупателям техники в размере предоставленной скидки (субсидии) при условии, что покупателю техники предоставлена скидка, поскольку на момент представления заявлений в Минпромторг России скидка ПАО «ГТЛК» предоставлена не была, троллейбусы оплачены ПАО «ГТЛК» за полную стоимость (без скидки) и, соответственно, выпадающие доходы при предоставлении скидки у ООО «Тролза-Маркет» отсутствовали.

Субсидия в сумме 275,0 млн. рублей предоставлена ЗАО «Тролза» в нарушение подпункта «а» пункта 15 Правил, согласно которому Минпромторг России отказывает в предоставлении субсидии в случае несоответствия заявления о предоставления субсидии условиям предоставления субсидии.

Также следует отметить, что заявление о предоставлении субсидии от 30 ноября 2016 г. № 2469 представлено ЗАО «Тролза» в Минпромторг России 1 декабря 2016 года, однако к нему приложены дополнительное соглашение к договору поставки и акт приемки-передачи товара, подписанные 2 декабря 2016 года. Также в нарушение подпункта «г» пункта 11 Правил к заявлению о предоставлении субсидии от 2 декабря 2016 г. № 2472 на 10 единиц троллейбусов вместо копий актов приема-передачи, подписанных ООО «Тролза-Маркет» (продавец) и ПАО «ГТЛК» (покупатель), приложен акт приема-передачи троллейбусов в лизинг, подписанный ПАО «ГТЛК» (лизингодатель) и ГУП Республики Крым «Крымтроллейбус» (далее – ГУП РК «Крымтроллейбус») (лизингополучатель).

Учитывая, что троллейбусы реализованы ЗАО «Тролза» за полную стоимость, предоставление на них скидки не направлено на стимулирование производства (цель предоставления субсидии) и, соответственно, не может служить достижению показателей эффективности предоставления субсидии, таких как объем инвестиций в основное производство, объем инвестиций в разработку и освоение новых видов техники или модернизацию моделей техники и количество реализованной техники.

Кроме того, ПАО «ГТЛК» приобретало троллейбусы с целью их дальнейшей передачи в лизинг ГУП Республики Крым «Крымтроллейбус», однако дополнительными соглашениями о предоставлении скидки не предусмотрено условие о снижении стоимости лизинговых платежей на троллейбусы, ранее переданные ПАО «ГТЛК» в лизинг ГУП РК «Крымтролейбус», и в этой связи предоставление ПАО «ГТЛК» на них скидки не может гарантировать достижение цели обновления парка муниципального наземного электрического транспорта.

9.2.16.16.4. Минпромторгом России проект решения об учете бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций и субсидий на осуществление капитальных вложений в ФАИП на 2016 год, в части имущественного взноса в ГК «Ростех» на финансирование обязательств корпорации и (или) ее дочерних организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов в размере 1 000,0 млн. рублей не подготовлен и на согласование в Минфин России и Минэкономразвития России не направлен. В результате в нарушение пункта 27 постановленияПравительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» имущественный взнос Российской Федерации в ГК «Ростех» в отдельном приложении к ФАИП на 2016 год не учтен.

Казначейским уведомлением от 25 ноября 2016 г. № 020/088 до Минпромторга России доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ГК «Ростех» на финансирование обязательств корпорации и (или) ее дочерних организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов по виду расходов 821 «Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений в объекты государственных корпораций (компаний)» в размере 1 000,0 млн. рублей.

Вместе с тем в рамках соглашения от 27 декабря 2016 г. № 16412.1620367520.05.01, заключенного Минпромторгом России с ГК «Ростех», и в соответствии с Правилами предоставления в 2016 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» на финансирование обязательств корпорации и (или) ее дочерних организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1451, указанные средства израсходованы на погашение кредиторской задолженности ОАО »ВО «Технопромэкспорт», сформировавшейся при строительстве в качестве подрядчика электростанции, что не является осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), и не соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

9.2.16.16.5. В нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2015 г.
№ 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» Минпромторг России 11 января 2016 года подтвердил использование ФГАУ «Российский фонд технологического развития»(далее - Фонд развития промышленности)в 2016 году остатков субсидий в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения в размере 2 727,1 млн. рублей, наличие потребности в направлении которых на те же цели в 2016 году не было согласовано Минфином России согласно требованиям пункта 33 постановления от 28 декабря 2015 г. № 1456 порядке (доведен до Минпромторга России письмом Минфина России от 14 января 2016 г. № 02-01-09/787).

Таким образом, Фонд развития промышленности без наличия решения, подтвержденного в установленном порядке Минфином России, за счет неиспользованных в 2015 году остатков субсидии в январе – феврале 2016 года предоставил 4 организациям займы на общую сумму не менее 1 070,1 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность Фонда развития промышленности по займам, выданным до 2014 года, составила 2 039,9 млн. рублей, из них по займам, график погашения долга по которым не соблюдается – 548,8 млн. рублей (26,9 %), по которым ведется исполнительное производство – 531,5 млн. рублей (26,1 %), заемщики находятся в стадии банкротства – 497,6 млн. рублей (24,4 %), заключено мировое соглашение – 49,5 млн. рублей (2,4 %).

Кроме того, в 2016 году Фондом развития промышленности учтена потеря денежных средств в сумме 779,9 млн. рублей, размещенных в ООО «Судостроительный банк», который в 2015 году признан судом банкротом.

Таким образом, Фондом развития промышленности утрачены предоставленные из федерального бюджета средства в сумме 779,9 млн. рублей, а также созданы риски утраты предоставленных из федерального бюджета средств в сумме 1 627,4 млн. рублей.

9.2.16.16.6. В нарушение Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640:

государственное задание Фонду развития промышленности утверждено с нарушением установленного срока на 5 рабочих дней (пункт 5);

новое государственное задание Фонду развития промышленности утверждено в форме бумажного документа 15 декабря 2016 года без использования системы «Электронный бюджет» (пункт 4);

дополнительное соглашение от 16 декабря 2016 г. № 1 к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, заключенное с Фондом развития промышленности, сформировано и подписано в форме бумажного документа без использования системы «Электронный бюджет» (пункт 44);

субсидии ФБУ «ГИЛС и НП» в общей сумме 10,3 млн. рублей и Фонду развития промышленности в размере 59,1 млн. рублей в IV квартале 2016 года перечислены позже установленных графиками сроков (от 1 – до 11 дней) (пункт 45).

9.2.16.16.7. В связи с тем что Минпромторгом России не были направлены в Минфин России соответствующие предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на предоставление субсидии на финансовое обеспечение государственного задания ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», реорганизованного путем изменения организационно-правовой формы, в сумме 5,5 млн. рублей произведены по виду расходов 611«Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» вместо вида расходов 621 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».

Наши рекомендации