Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

9.2.16.1.Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – ГП-16) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328.

Срок реализации: 2012 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем ГП-16 является Минпромторг России, соисполнители не предусмотрены, участников – 11.

9.2.16.2.В 2016 году изменения в ГП-16 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ, в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

Вместе с тем в 2016 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 277-6 в ФЦП »Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» внесены изменения в части объемов финансирования и объемов капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов по уничтожению химического оружия. При этом корректировка постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 в 2016 году не осуществлялась.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 382-13 ГП-16 изложена в новой редакции, в том числе в части приведения количественных и качественных показателей (индикаторов) в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 415-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 г. № 849-34 внесены изменения в ФЦП »Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в части объемов финансирования и объемов капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов по уничтожению химического оружия.

9.2.16.3.В ГП-16(в редакции, действовавшей в 2016 году) не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития Российской Федерации.

Так, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[56] среднегодовой прирост промышленного производства на 2016 – 2020 годы предусмотрен в размере 5,1 %, а в ГП-16 плановое значение указанного показателя на 2016 год установлено 3,2 % (показатель не достигнут (факт – (-)3,3 %).

Концепцией предусмотрено, что в 2008 – 2020 годах среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал составит 11 %, в результате объем инвестиций в основной капитал возрастет к 2020 году в 4 раза по сравнению с уровнем 2007 года. Госпрограммой указанный показатель установлен на 2016 год – 6 % (факт – 4,2 %).

Целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[57] (далее – Стратегия инновационного развития) является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития.

Стратегией инновационного развития предусмотрено увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (на 2016 год – 47 %). Согласно ГП-16 показатель «Инновационная активность организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций) запланирован в размере 60 %. На 2016 год значение указанного показателя запланировано на уровне 50 %, фактическое значение показателя 10 % (в 2015 году плановый показатель – 47 %, фактический – 9,3 %).

Целевой индикатор «Увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров» определен в Стратегии инновационного развития в размере до 2 % к 2020 году. В ГП-16 установлен показатель «Экспорт российских высокотехнологичных товаров», значение которого в 2020 году должно составить 2 %. Плановое значение показателя на 2016 год – 1,1 %, в годовом отчете фактическое значение показателя (- 6,3 %).

Вместе с тем следует учитывать, что исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией инновационного развития, с даты утверждения не корректировались.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596предусмотрено, что к 2018 годупроизводительность труда должна увеличиться в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Вместе с тем в ГП-16 значение данного показателя установлено в размере 1,26 раза (данные о достижении планового значения в 2016 году (104 %) отсутствуют).

Согласно Указу № 596 к 2020 году должно быть создано и модернизировано 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. В ГП-16 в увязке с данным показателем Указа № 596 предусмотрены три показателя, в том числе количество созданных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях по производству РЗМ и критичных металлов – 10,3 тыс. мест в 2019 году, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях по производству продукции на основе РЗМ – 3,45 тыс. мест в 2019 году, индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест – 199,3 % в 2019 году (плановое значение данного показателя на 2016 год 8,4 %, данные о достижении планового значения отсутствуют).

Недостижение установленных значений показателей (индикаторов) в 2016 году связано с замедлением экономического роста, падением инвестиционной активности в экономике, падением потребительского спроса, спадом деловой активности в экономике, затруднением внешнеторговых отношений, ухудшением экономической конъюнктуры, снижением уровней рентабельности по экономике.

9.2.16.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями.

ГП-16 недостаточно сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

В ГП-16 утверждены 19 целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы и 151 показатель (индикатор) на уровне подпрограмм, что свидетельствуют об их избыточности и низкой информативности. По 13 целевым показателям (индикаторам) подпрограмм не предусмотрены плановые значения на 2016 год.

Система показателей (индикаторов) не обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в государственной программе, что также не соответствует требованиям пункта 26 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. № 690 и пункта 22 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582, в части адекватности, объективности, сопоставимости и нуждается в существенных изменениях.

Отсутствует взаимосвязь целевых показателей подпрограмм с соответствующими целевыми показателями (индикаторами). Так, оценка степени реализации задачи подпрограммы 1 «Автомобильная промышленность» по формированию нормативной базы по стимулированию локализации высокотехнологичных производств автомобильной техники и автокомпонентов оценивается показателем 21 «Индекс промышленного производства к предыдущему году» и показателем 22 «Индекс производительности труда к предыдущему году». Причем указанными показателями оценивается и степень реализации задач подпрограммы 2 «Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности».

Состав и значения целевых показателей (индикаторов) ГП-16 (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) не увязаны с фактически реализованными в 2014 – 2016 годах мероприятиями.

Наши рекомендации