Принципы права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

1. По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

·общеправовые (свойственные всем отраслям права);

·межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

·отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

·внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Общеправовые принципы:

·признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

·неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

·равенство всех перед законом и судом;

·равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

·право каждого на объединение для защиты своих интересов;

·гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы: характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

·обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

·обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

·запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

·всеобщность;

·финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

·дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

·универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

·осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

·дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

·обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

·гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

·многообразие видов социального обеспечения;

·участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

  1. Источники права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

·Федеральный закон "О страховых пенсиях в Российской Федерации";

·Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

·Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

·Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.

УСЛОВИЕ – ВЫСЛУГА 15,6 ЛЕТ

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности)имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации

Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначается пенси за выслугу лет или люба одна из названных.

Размер.размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего

Для военнослужащих:

Право на пенсию за выслугу лет имею ВОЕННОСЛУЖАЩИЕт:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

1. Граждане Российской Федерации из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

2. РАЗМЕР КОСМОНАВТОВ. 1. Гражданам из числа космонавтов при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия за выслугу лет назначается в размере 55 процентов денежного довольствия (заработка). За каждый полный год выслуги сверх указанных сроков (для мужчин и женщин соответственно) пенсия увеличивается на 3 процента, но не более чем до 85 процентов денежного довольствия (заработка). При выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет размер пенсии за выслугу лет уменьшается на 2 процента денежного довольствия (заработка) за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

  1. Пенсия за выслугу лет назначается при оставлении работы в должностях
  2. 1. Граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
  3. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
  4. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости либо к страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
  5. РАМЕР ЛЁТЧИКОВ, 1. Гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
  6. Если менее две трети выслуги то 800 пройентов, не более 1300

Пенсия по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

.

РАЗМЕР ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. 2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:

1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

инвалидам I группы - 300 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам II группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам III группы - 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

инвалидам I группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам II группы - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам III группы - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

1. Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на пенсию в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работает;

3) отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением лиц, указанных в подпунктах 4 и 6 настоящего пункта), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

5) дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;

6) вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 55 лет.

Нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.

4. В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления гражданам, указанным в настоящей статье, назначается социальная пенсия.

Размер ВОЕННОСЛуЖАЩЕ. 4. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.

Условия для назначения

Для того чтобы человеку была назначена социальная пенсия, необходимо соблюдение ряда условий:

1.гражданство РФ или отсутствие гражданства, но при этом постоянное пребывание в стране (в последнем случае ограничений на получение выплат быть не должно),

2.нетрудоспособность и принадлежность к одной из вышеперечисленных категорий,

3.отсутствие прав на получение других пенсионных выплат, в частности трудовой пенсии,

4.отсутствие официальной работы у граждан при достижении ими определенного возраста (остальные вышеперечисленные категории граждан могут получать социальную пенсию наряду с другими выплатами).

Размер выплат

Социальная пенсия предполагает ежемесячные выплаты, причем вариант получения денег гражданин выбирает сам (можно получать ее на дому, на банковский счет или в кассе).

Рублей – инвалидам 3 группы

Также Президенту РФ.

Статья 4. Материальное обеспечение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации.

2. Выплата денежного содержания, предусмотренного настоящей статьей, приостанавливается в случае замещения Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Размер пособия

Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании). То есть если работник болел в 2016 году (неважно, в январе или ноябре), средний заработок должен считаться за 2015 и 2014 годы.

За 2015 год можно учесть заработок в размере, не превышающем 670 тыс. руб. (даже если он фактически больше), за 2014 год – в размере, не превышающем 624 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316, постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101).

При этом в расчет среднего заработка будут включены только те суммы, на которые начислялись страховые взносы. К примеру, отпускные облагаются взносами, а вот на выплаты по гражданско-правовым договорам взносы в ФСС России не начисляются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

· застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка;

· застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка;

· застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка (ч. 1 ст. 7 закона об обязательном социальном страховании).

Страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховой стаж входит помимо этого время военной службы, службы в полиции, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также в Росгвардии (ч. 1-2 ст. 16 закона об обязательном социальном страховании).

ПРИМЕР

Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности для работника, который трудится в компании с 2013 года по настоящее время. Его общий трудовой стаж составляет на момент назначения пособия семь лет и два месяца. Зарплата работника за 2015 год составила 780 тыс. руб., за 2014 год – 612 тыс. руб.

Предположим, работник болел с 16 по 22 сентября включительно (семь календарных дней), что подтверждается больничным.

Для начала сравним годовую зарплату работника с максимальными значениями. Вознаграждение за труд в 2014 году не превысило допустимый показатель (624 тыс. руб.), значит, можно использовать всю его сумму – 612 тыс. руб. В отличие от заработка за 2015 год, который больше максимального (780 тыс. руб. против 670 тыс. руб.). Следовательно, в отношении зарплаты за 2015 год нужно использовать максимальное значение.

Таким образом, заработок за два года составит:
612 000 руб. + 670 000 руб. = 1 282 000 руб.
Теперь эту сумму нужно разделить на 730, чтобы определить средний дневной заработок:
1 282 000 : 730 = 1756,16 руб.
Размер пособия по временной нетрудоспособности будет равен:
1756,16 x 7 x 80% = 9834,5 руб.

Есть случаи, когда пособие рассчитывается исходя из МРОТ, их два: если работник за расчетный период вообще не получал заработок или если его заработок оказался ниже МРОТ в пересчете на дни. Для определения суммы пособия будет использоваться МРОТ на день наступления страхового случая, то есть на день заболевания (ч. 1.1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании).

Средний дневной заработок определяется по формуле: МРОТ х 24/730 (7500 х 24/730 = 246,58 руб.). Затем, по аналогии с расчетом из примера выше, нужно определить сумму пособия в зависимости от времени, на которое был выдан больничный, и стажа.

Пособие по безработице

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

· Принципы права социального обеспечения. - student2.ru быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;

· зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

· искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

· паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);

· трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);

· документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения;

· справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее – закон о занятости).

В саратове 3065 рублей

Размер 8000 рублей.

Материнский капитал.

Программа материнского (семейного) капитала — это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей.

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

·женщина, имеющая гражданство РФ, начиная с 1 января 2007 года родившая (усыновившая) второго ребенка или последующих детей;

·мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

·отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей или усыновившей детей, — вследствие ее смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка или совершения в отношении своих детей умышленного преступления;

·несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения до достижения им 23-летнего возраста — при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем.

Материнский капитал в 2016 году может быть направлен только на следующие цели:

1.Улучшение жилищных условий:

·Покупка жилья (квартиры, дома, комнаты или доли в собственности);

·Погашение ипотечного кредита или другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья;

·Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

·Компенсация за строительство дома;

·Ремонт и строительство дома своими силами;

·Долевое строительство или участие в жилищно-строительных кооперативах.

2.Получение образования ребенком (детьми):

·Проживание студента в общежитии образовательного учреждения;

·Оплата услуг образовательного учреждения;

·Оплата содержания ребенка в детском саду.

3.Формирование накопительной пенсии мамы.

4.Социальная адаптация детей-инвалидов (новое направление).

Право на получение материнского капитала предоставляется только один раз на одну семью.

·Ежегодное изменение размера материнского капитала не влечет замену сертификата.

·Срок, когда можно обратиться в ПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго (третьего или последующего ребенка), не ограничен.

·Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала может быть подано в любое время по истечении 3 лет. Кроме этого, в случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Это правило распространяется на все кредиты и займы на приобретение или строительство жилья.

·Материнский капитал освобождается от налога на доходы физических лиц.

·Материнский капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям и на семью в целом.

·Сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

·Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца либо прекращения у него права на дополнительные меры государственной поддержки.

·В случае утраты сертификата в территориальном органе ПФР можно получить его дубликат.

·Обратиться за получением сертификата можно в любое время в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания.

·Заявление о выдаче сертификата и документы в территориальный орган ПФР можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.

·Средства материнского капитала можно направить на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком в дошкольном учреждении (детский сад) и школах (с декабря 2011 года).

Размер пособия

Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании). То есть если работник болел в 2016 году (неважно, в январе или ноябре), средний заработок должен считаться за 2015 и 2014 годы.


По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

·застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка;

·застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка;

·застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка (ч. 1 ст. 7 закона об обязательном социальном страховании).

Страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховой стаж входит помимо этого время военной службы, службы в полиции, Государственной противопожарной службе, органах п

Наши рекомендации