Страховое законодательство, его основные положения

ГК глава 48, Указ през-така РБ от 25 августа 2006г. «О страховой деятельности РБ» № 530, Постановления СМРБ и Минфина

Указ №530:рассмотрены основные термины, выделяется классификация страхования, а также определяются виды обязательного страхования РБ. Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями или страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей находятся в собственности РБ или ее АТЕ.

Предметом деят-ти страх-в м. б. только страх., инвест. деят-ть, а также деят-ть по оценке страх риска и размера ущерба, по оценке и осмотру движ. и недвиж. им-ва в связи со страх-ем и выдача заключений о состоянии этого им-ва, по орг-ции предоставления услуг техн., мед. и фин. хар-ра иному страх-ку либо страх-лю,а также по оказанию услуг иной страх. орг-ции в установлении причин, хар-ра ущерба при наступлении страх-го случая. Страх. орг-я, осущ виды страх-я, отно-ся к страх жизни, не вправе заниматься иными видами страх-я.

Мин. размер УФ устанавливается в сумме, эквивалентной:1 млн. евро, - для страх-ка, осущ-го виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни; 2 млн. евро, - для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни; 5 млн. евро, - для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность. Соответствие размера УФ страховщика мин. размеру уставного фонда определяется путем пересчета внесенных в уставный фонд денежных средств (в иностранной валюте и (или) белорусских рублях) в евро по установленному Национальным банком официальному курсу соответствующей денежной единицы по отношению к евро на дату пересчета. УФ страховщика должен быть сформирован его учредителями к дате государственной регистрации полностью.

Оплата ин инвесторами долей (акций) в УФ страховщиков и страховых брокеров производится исключительно ден средствами. Размер вклада каждого учредителя в УФ страховщика, за исключением вклада РБ и ее адм-тер единиц в УФ страховщика, создаваемого в виде АО,ООО,ОДО, не может превышать 35% размера УФ.

Для гос-й регистрации страховщика и страх-го брокера наряду со всеми необх-ми док-ми в Минфин направл-ся: – сведения о проф-й пригодности рук-щих раб-ков, а также док-ты, подтверждающие происхождение собственных д. с. учредителей СО.

СО м. б. учредителем др. ЮЛ, но общий размер вклада СО в УФ иной ком организации не может превышать 35 % УФ. СО, дочерняя (зависимая) по отношению к ин. инвестору, имеет право на осуществление в РБ страх. деятельности, если ин. инвестор не менее 10 лет является СО, осущ. деят-ть согласно праву соответ-го государства. Квота ин-ых инвесторов в УФ СО РБ устанавливается СМРБ по согласованию с През-том в размере 30 %

Основаниями для отказа страховой организации в государственной регистрации являются: – неподтверждение происхождения собств-х ден ср-тв учредителей для внесения в УФ; – превышение квоты участия ин-х инвесторов; – проф непригодность кандидатов на должности руководителя и др; – необеспечение нац безоп-ти РБ. Реорганизация и ликвидация …….

9. СТРАХОВОЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. СТРАХОВОЙ МАРКЕТИНГ. Страховой рынок –опред сфера эк отношений по поводу купли/продажи специфического товара (страх. защита) для удовлетворения общественных потребностей в страх. защите. (с одной стороны - форма организации деловых отношений по формир-ю и распр-ю страх фонда для обеспеч-я страх защиты общ-ва; с др стороны – совок-ть страх-ков, осущ-х процесс страх-ия). К обязательным условиям существования страх. рынка относятся: наличие спроса на соотв страх. услуги; наличие страховщиков, способных удовлетворять этот спрос.

Субъекты:

1. продавцы – страховые и перестраховочные организации.

2. покупатели – страхователи – ЮФЛ

3. посредники: страховой агент – это Ф или Ю лицо, действующее от имени и по поручению страховщика на основании закл. договора; страх. брокер - это коммерческая организ-я осущ-я посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании получения страх-ка или страх-ля либо одновременно каждого из них на основании спец. разрешения, лицензии на осущ-е страх. деят-ти, выд Мин.Фином.

4. обслуживающие организации

5. органы надзора

6. объединения страховщиков

Страховщики разл-ся по вел-не активов (крупные, мелкие и средние страх орган-ции), по сфере деят-ти (универсальные и специализир-ые, национальные и иностр-ые), по форме организации (гос страх компании, акционерные, кэптивные, общ-ва взаимного страх-я, объединения страх-ков ). Гос страх компания – форма органи-ции страх фонда, основанная гос-вом. Общ-ва взаимного страх-я – форма организ-ии страх фонда на основе централи-ии ср-в путем паевого участия членов (участники явл-ся одновременно и страховщиками, и страх-лями). Кэптивные страх компании обслуж-т целиком или преимущественно корпорат-ые страх интересы учредителей и вход в структуру крупных фин-пром групп. Пенс фонды – форма организации личного страх-я, гарантир-его рентные выплаты страх-лям по достижении ими опред возраста. Частные страх компании – принадлежат одному владельцу или его семье. Пул – объединение страх компаний для совместного страх-я опред крупных и опасных рисков. Деят-ть пула строится на основе сострах-я.

Классификация рынков страхования:

1) По территор аспекту: местный, нац-ый, мировой;

2) По отраслевому признаку: личного страхования; имущественного страхования; ответс-ти.

Емкость рынка – показатель, кот характ-т объем продаж страх полисов клиентам в теч опред периода времени. Сравнение емкости страх рынка за ряд лет позволит выявить динамику данного показателя Обычно анализ-ся емкость страх рынка во взаимосвязи с динамикой роста (падения) нац дохода, ден доходов и расходов населения и тд. Инфрастр-ра страх рынка – совок-ть гос и ком организ-й и служб, обеспеч-х норм функц-е страх рынка.

Маркетинг в страх-и - особ вид коммерч деят-ти, напр-й на достиж-е стратегич и тактич целей страх орг-ции.

Функции:– аналитич (сбор, обработка, анализ, систематиз-я всей маркетинг инфо); – производствен (создание новых услуг и модерн-я сущ-х в соотв с изм-ем потр-ей стр-лей); – сбытовая (организация работы каналов распр-я стр услуг, сист маркетинг коммуникац); – управленч (глубокое осозн-е роли марк-га в работе соврем стр орг-ции).

Направлением маркетинга в страховании является: 1) определения рынка страховых услуг; 2) анализ и прогнозирование конъюнктуры страх. рынка; 3) продвижение страх. продукта на рынке; 4) изучение потенциальных возможностей компаний конкурентов.

Наши рекомендации