Об осуществлении наличных расчетов

1. Настоящее Указание не распространяется на наличные расчеты с участием Банка России, а также на:

наличные расчеты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

банковские операции, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России;

осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:

выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;

выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

выдачи наличных денег работникам под отчет;

возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084).

Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

3. Банковские платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Окончание приложения 2

4. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

5. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы.

6. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов).

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при выдаче кредитной организацией наличных денежных средств по требованию о возврате остатка денежных средств, перечисленных на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого определен Указанием Банка России от 15 июля 2013 года № 3026-У «О специальном счете в Банке России», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 года № 29423 («Вестник Банка России» от 28 августа 2013 года № 47).

Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование в соответствии с пунктом 2 настоящего Указания поступивших в кассы участников наличных расчетов наличных денег в валюте Российской Федерации на следующие цели:

выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

выдачу работникам под отчет.

Приложение 3

Приложение к Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

Определение лимита остатка наличных денег

1. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

 L= об осуществлении наличных расчетов - student2.ru

где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях;

V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обособленными подразделениями, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

P - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nc - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня Nc равен трем рабочим дням. При определении Nc могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

2. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Окончание приложения 3

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

    L= об осуществлении наличных расчетов - student2.ru
 где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях;

R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

P - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nn - период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nn определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Приложение 4

СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

(по данным Банка России)

Рис. 1. Удельный вес отдельных купюр в общей сумме банкнот Удельный вес отдельных купюр в общем количестве банкнот

Рис. 2. Удельный вес отдельных купюр в общем количестве банкнот

Рис. 3. Удельный вес отдельных монет в общей сумме монет

об осуществлении наличных расчетов - student2.ru

Рис. 4. Удельный вес отдельных монет в общем количестве монет

Окончание приложения 4

Рис. 5. Удельный вес банкнот и монет в общей сумме

Рис. 6. Удельный вес банкнот и монет в общем количестве

Примечания. Удельный вес приведен с округлением.

Удельный вес банкнот номиналом 5, 10 и 50 рублей в общей сумме составляет менее 0,5%.

Удельный вес банкнот номиналом 5 рублей в общем количестве составляет менее 0,5%.

Удельный вес монет номиналом 1 копейка и 5 копеек в общей сумме составляет менее 0,5%.

Удельный вес монет номиналом 25 рублей в общем количестве составляет менее 0,5%.

Приложение 5

Реализация денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в 2015 году. «В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» Банк России рассмотрел пять сценариев экономического развития, различающихся предположениями о динамике цен на нефть, а также о продолжительности действия финансовых и экономических санкций, введенных в отношении России. В сценариях экономического развития цена на нефть марки «Юралс» варьировалась от 84 до 105 долларов США за баррель в среднем за 2015 год (в рамках базового сценария предполагалось, что цена на нефть составит 95 долларов США за баррель). Сценарий, который предусматривал снижение цены на нефть до 60 долларов США за баррель в 2015 году, рассматривался Банком России в качестве стрессового.

Резкое ускорение в ноябре-декабре 2014 года снижения цены на нефть до уровня, близкого к заложенному в стрессовый сценарий, привело к заметному отклонению развития ситуации от базового прогноза. Существенное ухудшение условий торговли определило резкое ослабление рубля. При этом скорость и масштаб изменений внешних условий оказывали негативное влияние на настроения и ожидания субъектов экономики, вели к росту неопределенности и повышению волатильности на финансовых рынках. В результате происходили снижение привлекательности вложений в российские активы, усиление оттока капитала, падение инвестиционной активности. Существенное ослабление рубля, дополненное ростом девальвационных ожиданий, определило резкое ускорение инфляции, которая превысила значения стрессового сценария Банка России.

Внешнеэкономические условия в 2015 году оставались неблагоприятными. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-сентябре 2015 года составляла 54,5 доллара США за баррель и, по оценкам, будет находиться в диапазоне 45 – 55 долларов США за баррель до конца 2015 года, а в среднем за год составит порядка 53 долларов США за баррель. Низкий уровень цен на нефть в 2015 году сложился в условиях сохранения сформировавшегося еще в 2014 году значительного избытка предложения на мировом рынке нефти, а также в результате укрепления доллара США на фоне сравнительно быстрого восстановления американской экономики и ожиданий начала нормализации денежно-кредитной политики ФРС США.

Из-за сохранения введенных против России финансовых и экономических санкций привлечение средств на международных рынках капитала российскими компаниями и банками в конце 2014 – начале 2015 года было существенно затруднено. Вынужденное погашение внешних обязательств российскими компаниями и банками обусловило существенный отток капитала.

В целом в 2015 году внешние условия продолжали оказывать сдерживающее влияние на рост российской экономики.

Внутренние финансовые условия развития экономики в 2015 году, с учетом реализованного в конце 2014 года повышения Банком России ключевой ставки до 17,00% годовых, оставались относительно жесткими, однако последовательно смягчались в течение года.

В связи с началом снижения ключевой ставки в январе 2015 года на протяжении текущего года наблюдалась тенденция к последовательному снижению рыночных процентных ставок. В то же время как ценовые, так и неценовые условия кредитования в экономике оставались более жесткими, чем в 2014 году.

Продолжение приложения 5

В таких условиях объемы банковского кредитования оставались умеренными. При этом банки существенно ужесточили требования к заемщикам по сравнению с предыдущим годом и отдавали предпочтение менее рискованным направлениям вложения средств, снижая в большей степени объемы необеспеченного потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Дополнительным фактором, стимулировавшим наращивание банками кредитования крупных компаний, являлся возросший спрос этих компаний на кредиты в связи с замещением сокращающегося внешнего долга.

Сокращение кредитной активности в 2015 году в определенной степени компенсировалось другим источником прироста денежной массы – резким ростом чистых требований банковской системы к органам государственного управления, связанным с финансированием дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда и инвестированием средств Фонда национального благосостояния. Благодаря этому замедление темпов роста денежной массы, наблюдавшееся в 2014 году, сменилось стабилизацией на невысоком уровне в 2015 году.

Структура денежной массы в 2015 году претерпела определенные изменения. Одним из источников восстановления притока средств населения на банковские депозиты в 2015 году являлось сокращение объема наличных денег (как рублей, так и иностранной валюты) в обращении. Темпы притока средств населения и организаций на рублевые депозиты несколько превышали темпы притока средств на валютные депозиты (в долларовом эквиваленте), что отражало сохранение умеренной чувствительности субъектов экономики к изменениям валютного курса по мере адаптации к его возросшей волатильности.

Действие обозначенных внешних и внутренних факторов, влияющих на экономическую активность, по оценкам, приведет к сокращению объема ВВП в 2015 году на 3,9 – 4,4%. Такой масштаб спада будет соответствовать нижней границе прогнозного интервала стрессового сценария. Год назад в базовом сценарии Банка России в 2015 году прогнозировался нулевой прирост ВВП.

Сдерживающее влияние на экономическое развитие в 2015 году продолжают оказывать факторы структурного характера, такие как неблагоприятная демографическая ситуация, высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления, институциональные ограничения, снижающие в краткосрочном периоде потенциал роста производительности труда. В то же время спад экономической активности в 2015 году был обусловлен в том числе сокращением доходов экономики, ужесточением внешних и внутренних финансовых условий, а также денежно-кредитной политики, ухудшением настроений экономических агентов. Соответственно, существенно более слабым, чем ожидалось, сложится внутренний спрос – как потребительский, так и инвестиционный.

Подстройка рынка труда к охлаждению экономической активности в 2015 году происходила через снижение спроса на труд и увеличение уровня безработицы, а также через сокращение заработных плат в реальном выражении.

Уровень безработицы увеличился с 5,2% в январе до 5,5% в сентябре (с учетом коррекции на сезонность).

В сентябре 2015 года реальная заработная плата была на 9,7% ниже, чем в сентябре 2014 года. В целом за 2015 год ожидается ее снижение на 8 – 9% по сравнению с предыдущим годом.

Окончание приложения 5

Снижение доходов населения в реальном выражении и замедление темпов роста потребительского кредитования на фоне высокой накопленной долговой нагрузки населения обусловили сокращение потребительского спроса. В сентябре снижение оборота розничной торговли составило 10,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Под влиянием вышеуказанных факторов в 2015 году расходы на конечное потребление могут сократиться, по оценкам, на 6,2 – 6,9%.

Низкий уровень предпринимательской уверенности, сокращение доходов от экспортных операций, ограничение доступа российских компаний к международным финансовым рынкам, ужесточение внутренних условий заимствования обусловили дальнейшее снижение инвестиционной активности. Сокращение инвестиций в основной капитал в сентябре 2015 года составило 5,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. По оценкам, снижение валового накопления основного капитала может составить 7 – 8% по итогам 2015 года. При этом, в отличие от кризиса выражении, а также в условиях действия международных торговых санкций.

Формирование инфляционной динамики в 2015 году происходило под действием разнонаправленных факторов. В значительной степени оно определялось распределенным влиянием значительного ослабления рубля в конце 2014 года, которое привело к повышению цен на импортируемую промежуточную и конечную продукцию, а также имело ряд вторичных эффектов. Обесценение национальной валюты привело к существенному повышению инфляционных ожиданий в конце 2014 – начале 2015 года, что стало одной из причин роста склонности экономических агентов к потреблению и повышения давления на цены со стороны спроса в этот период. Результатом стало существенное ускорение роста цен на непродовольственные товары длительного пользования. Кроме того, опосредованный эффект ослабления рубля, связанный с повышением доходности экспортных операций, обусловил рост внутренних цен производителей на отдельные категории товаров.

Стабилизация валютного рынка, которой способствовали принятые Банком России меры, определила последовательное снижение вклада курсовой динамики в темпы роста цен.

В 2015 году Банк России постепенно смягчал денежно-кредитную политику. В первом полугодии в условиях ослабления инфляционных рисков при сохранении рисков значительного охлаждения экономики ключевая ставка была снижена в совокупности на 5,5 процентного пункта, до 11,50% годовых. В июле – начале сентября на фоне наблюдавшегося ослабления рубля инфляционные риски выросли. В связи с этим Банк России в июле уменьшил масштаб снижения ключевой ставки до 50 базисных пунктов, снизив ее до 11,00% годовых, а в сентябре-октябре сохранил ключевую ставку неизменной.»[1]

Приложение 6

Меры денежной политики Центрального банка РФ[2]

01.01.91. Ставка рефинансирования составляла 20%.

01.06.91. Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств.

24.07.91. Госбанк СССР принял решение о введении «туристического» курса рубля на уровне 32 руб./дол., который фактически стал официальным валютным курсом.

02.12.91. «Туристический» курс рубля отменен; коммерческие банки получи! ли право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с гражданами.

01.02.92. Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года — 5%.

01.03.92. Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года — 10%.

10.04.92. Ставка рефинансирования повышена до 50%.

01.04.92. Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года — 15%. (Данные нормативы действовали до 01.02.95.)

23.05.92. Ставка рефинансирования повышена до 80%.

08.06.92. Центральный банк РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.

30.03.93. Ставка рефинансирования повышена до 100%

02.06.93. Ставка рефинансирования повышена до 110%. 22.06.93. Ставка рефинансирования повышена до 120%. 29.06.93. Ставка рефинансирования повышена до 140%. 15.07.93. Ставка рефинансирования повышена до 170%. 23.09.93. Ставка рефинансирования повышена до 180%.

15.10.93. Ставка рефинансирования повышена до 210%.

29.04.94. Ставка рефинансирования снижена до 205%. 17.05.94. Ставка рефинансирования снижена до 200%. 02.06.94. Ставка рефинансирования снижена до 185%. 22.06.94. Ставка рефинансирования снижена до 170%. 30.06.94. Ставка рефинансирования снижена до 155%. 01.08.94. Ставка рефинансирования снижена до 150%.

24.08.94. Ставка рефинансирования снижена до 130%.

12.10.94. Ставка рефинансирования повышена до 170%.

17.11.94. Ставка рефинансирования повышена до 180%.

06.01.95. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%.

01.02.95. Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно — 22%; по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно — 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%, по текущим счетам в иностранной валюте — 2%.

01.05.95. Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.

16.05.95. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%.

19.06.95. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%.

06.07.95. Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 руб.

за 1 дол. США.

01.10.95. Установлены границы изменений обменного курса рубля на пери!

од с 1 октября до 31 декабря 1995 г. от 4300 до 4900 руб. за 1 дол. США.

24.10.95. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%.

30.11.95. Установлены границы изменений обменного курса рубля на пери!

од с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 руб. за 1 дол. США.

01.12.95. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%.

10.02.96. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%.

01.05.96. Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%.

16.05.96. Установлены границы изменений обменного курса рубля на пери! од с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 руб. за 1 дол. США на 1 июля 1996 г. и от 5500 до 6100 руб. за 1 дол. США на 31 декабря 1996 года.

11.06.96. Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12 %, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.

24.07.96. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%.

01.08.96. Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.

19.08.96. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%.

21.10.96. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

01.11.96. Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

26.11.96. Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 руб. за 1 дол. США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 руб. за 1 дол. США на 31 декабря 1997 г.

02.12.96. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%. 10.02.97. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%.

28.04.97. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

01.05.97. Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

16.06.97. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.

06.10.97. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

11.11.97. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.

11.11.97. Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%.

11.11.97. С 1 января 1998 г. на трехлетний период устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 руб. за 1 дол. США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.

01.02.98. Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.

02.02.98. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%. 17.02.98. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%. 02.03.98. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

16.03.98. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.

19.05.98. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.

27.05.98. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.

27.05.98. Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.

05.06.98. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

29.06.98. Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.

24.07.98. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

17.08.98. Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6—9,5 руб. за 1 дол. США.

24.08.98. Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка РФ норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.

01.09.98. Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка РФ кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО—ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5% для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО—ОФЗ) в работающих активах составляет 20—40% по при!

влеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.

02.09.98. Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб. за 1 дол. США.

06.10.98. На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экс! портной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

01.12.98. Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

19.03.99. Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%.

10.06.99. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%.

10.06.99. Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — до 8,5%.

01.01.00. Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — до 10%.

24.01.00. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%. 07.03.00. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%. 21.03.00. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.

10.07.00. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%. 04.11.00. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%. 09.04.02. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.

07.08.02. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%. 17.02.03. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 18%.

21.06.03. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 16%.

15.01.04. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 14%.

01.04.04. Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 9%.

15.06.04. Ставка рефинансирования Банка России снижена до 13%.

15.06.04. Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 7%.

08.07.04. Снижен норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ с 7 до 3,5%; снижен норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте с 7 до 3,5%.

01.08.04. Установлен норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте в размере 2% и коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов в размере 0,2.

С декабря 2005 года ставка рефинансирования снизилась 12 % до 8 %, кроме скачка с 2008 года по апрель 2009 года 12 – 13 %.

С 1 января 2016 г. Значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату

Приложение 7

Наши рекомендации