ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования

Понятие факторинга и его преимущества

Виды факторинга

Форфейтинг и его отличительные черты

Франчайзинг

- 1 -

Факторинг имеет англо-американские корни и в наиболее общем виде означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по её взысканию и риска не­платежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность специализированному финансовому институту (факторинговой компании), которая в свою очередь именуется фактором.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: 1) фактор-посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания; 2) поставщик: 3) покупатель.

Факторинг как сфера финансового бизнеса развивается тогда, когда частым явлением становится по­ставка товаров (работ, услуг) с отсрочкой платежа.

Важнейшая цель факторинга - это в первую очередь финансирование продавца товаров, лица, вы­полняющего работы, услуги, на период отвлечения оборотных средств, на период вынужденно предостав­ляемой отсрочки в оплате таких товаров (работ, услуг). Возможность уступки тех или иных денежных тре­бований для получения финансирования позволяет продавцу согласовать с покупателем выгодные условия продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Механизм факторинга позволяет продавцу давать покупателю отсрочку оплаты, в результате чего можно быстрее продать товары на рынке. Поэтому факторинг можно рассматривать также как инструмент продвижения товаров на рынке на условиях, выгодных как покупателю, так и продавцу.

Для клиента банка факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с иными формами финансиро­вания, прежде всего по сравнению с банковским кредитом:

1) в основе факторингового финансирования лежит реальная торговая операция;

2) факторинговое финансирование не требует дополнительного обеспечения;

3) при факторинговом финансировании факторы обычно проверяют платежеспособность покупателя, в то время как требований к платежеспособности лица, получающего финансирование, значительно меньше, чем, скажем, при банковском кредитовании;

4) при факторинге сумма финансирования может зачисляться непосредственно на счет лица, полу­чающего финансирование;

5) факторинговое финансирование ведет к сокращению расходов на обслуживание дебиторской задол­женности, так как многие административные функции в этой сфере может взять на себя фактор;

6) факторинговому финансированию свойствен неограниченный характер финансирования;

7) факторинг - это практически единственная возможность привлечения денег для компаний, у которых нет серьезной кредитной истории, отсутствует опыт работы. При факторинге требуется только история работы с дебиторами, которая нарабатывается довольно быстро.

- 2 -

1) При факторинге с финансированиемклиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу кли­ента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).Факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости от­грузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10—20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п.

Факторинг с уплатойвключает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В белорусской практике это называ­ют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознагра­ждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности.

При открытом факторингедолжник уведомляется о заключении договора факторинга, по которо­му права кредитора переходят к фактору. Уведомление должника об уступке может осуществляться в раз­личных формах - как посредством соответствующих надписей на счетах-фактурах и иных документах, пе­редаваемых должнику, так и путем направления должнику специального письма. Законодательство не ус­танавливает, кто должен направлять такое уведомление, - кредитор или фактор. Поэтому данный вопрос целесообразно решить в договоре факторинга. Обычно уведомление направляет кредитор, поскольку именно он, а не фактор хорошо знаком должнику.

При скрытом (конфиденциальном) факторингепричитающиеся от должника суммы получает кредитор (первоначальный кредитор), а затем передает их фактору в соответствии с договором факторинга. Однако в договоре скрытого факторинга может быть предусмотрено положение о том, что в случае, если кредитор не может надлежащим образом перечислять фактору полученные от должника денежные суммы, то факторинг превращается в открытый, т.е. фактор вправе уведомить должника о состоявшейся уступке для того, чтобы должник платил напрямую фактору, а не кредитору.

При факторинге с правом регресса (оборотный факторинг) фактор может вернуть кредитору (кли­енту фактора) денежные требования, не оплаченные должником в течение определенного срока, и. соот­ветственно, потребовать возврата выплаченной фактором за это требование суммы. В этом случае кредитор принимает на себя поручительство за должника перед фактором и несет риск неоплаты денежных требо­ваний перед фактором.

При факторинге без права регресса (именуемом иначе безоборотным факторингом) у фактора от­сутствует право на последующий возврат неоплаченных требований кредитора. В данном случае фактор несет риск неоплаты должником денежных требований.

Факторинг с правом регресса в большей степени обеспечивает защиту интересов фактора, в то время как факторинг без права регресса в большей степени обеспечивает защиту интересов кредитора (клиента фактора).

Внутренним факторингомименуется факторинг, стороны которого являются резидентами Рес­публики Беларусь.

Международным факторингомименуется факторинг, если одной из сторон является нерезиден­том Республики Беларусь.

- 3 -

Форфейтинг, как и факторинг, преследует цель фи­нансирование клиента под уступку денежного требования (дебиторской задолженности). Но если при фак­торинге финансирование осуществляется обычно на краткосрочной основе, то практика форфейтинга пред­полагает финансирование на средне- и долгосрочной основе. Возможность средне- и долгосрочного фи­нансирования при форфейтинге достигается за счет того, что такое финансирование осуществляется путем покупки финансирующим лицом (форфейтером) векселей (переводных и простых). Таким образом, в от­личие от факторинга при форфейтинге приобретаемая дебиторская задолженность оформлена векселями.

Векселя являются ценными бумагами, поэтому форфейтер может свободно продать приобретенные векселя на рынке, т.е. он может не дожидаться наступления срока платежа по ним. Имеющиеся при форфейтинге широ­кие возможности по перепродаже дебиторской задолженности обусловлены высокой оборотоспособностью векселей по сравнению с денежными требованиями, возникшими из обычных договоров.

Форфейтером могут быть не только банки и небанковские кредитно-финансовые организации, но и иные лица.

Более того, важным преимуществом форфейтинга для форфейтера является то, что денежные требо­вания, оформленные векселями, являются абстрактными и безусловными. Это практически исключает многие возражения должника против форфейтера (как это может иметь место при факторинге). Поэтому оформленное векселем денежное требование более обеспечено для форфейтера с правовой точки зрения, нежели обычное денежное требование, вытекающее из того или иного договора.

Форфейтинг также обычно является формой беззалогового финансирования, т.к. интересы форфейтера обеспечиваются векселями, которые ему передаются против финансирования. Однако практика форфейтинга обычно предполагает финансирование без права регресса, т.е. форфейтер не сохраняет право обратного требования к клиенту, он вправе предъявить требования о платеже непосредст­венно должнику. Отсутствие у форфейтера права регресса к клиенту также объясняется тем, что форфейтер может свободно реализовать имеющиеся у него векселя на рынке, не дожидаясь наступления по ним срока платежа.

Однако отсутствие права регресса все же предполагает более широкое (по сравнению с факторин­гом) распространение в практике форфейтинга использования некоторых специальных способов обеспече­ния - в частности, форфейтируемые векселя часто по требованию форфейтера должны предусматривать обязательства надежных в финансовом отношении лиц (например, содержат аваль банков).

Еще одним принципиальным отличием форфейтинга от факторинга является то, что при форфейтинге дебиторская задолженность передается финансирующему лицу посредством индоссамента, а не посредством уступки требования, как это имеет место при факторинге. Механизм индоссамента предполагает более простой способ передачи, чем уступка требования. Поэтому форфейтинг не следует рассматривать как разновидность факторинга.

- 4 -

Франчайзинг (договор комплексной предпринимательской лицензии) – это деятельность, в результате которой одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзиату) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного на­именования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Основной принцип франчайзинга:сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата.

Франчайзиатвыполняет две функции:

ü поставка капитала для создания торгового предприятия;

ü ру­ководство собственным торговым предприятием.

Преимуществафранчайзинга состоят в следующем:

для франчайзера:

ü увеличить число торговых предприятий при минимальных вложениях капитала, так как фран­чайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в данный бизнес;

ü увеличить прибыль за счет усилий франчайзиата, так как франчайзиат, являясь собственником предприятия, прилагает максимум усилий для увеличения доходности бизнеса;

ü расширить сеть распределения своего товара (услуги) за счет привязки к себе франчайзиата, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него;

для франчайзиата:

ü стать самостоятельным субъектом хозяйствования;

ü осуществлять деятельность под признанным товарным знаком;

ü приобретать многие виды лицензионного бизнеса по относительно низким ценам и т.п.

Франчайзинг имеет и определенные недостатки,которые заключаются в следующем:

для франчайзера:

ü сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзер непосредственно им не руководит;

ü возможность потерять свой имидж из-за плохой работы франчайзиата и др.;

для франчайзиата:

ü контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможности франчайзиату для самовыражения в бизнесе;

ü большие затраты на услуги франчайзера (например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может сто­ить намного дешевле);

ü опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону и т.п.

Наши рекомендации