Критерии экономической конвергенции стран Евросоюза

№ п/п Критерий Пороговое значения
1. Дефицит государственного бюджета Не более 3% ВВП
2. Государственный долг Не более 60% ВВП
3. Ежегодный рост цен Не более 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении стран ЕС
4. Средний размер долгосрочной процентной ставки Не выше 2% среднего уровня этих ставок в тех же трех странах
5. Пределы колебаний взаимных валютных курсов +/- 15%

Третий этап начался с 1 января 1999 г. и был разбит на несколько стадий, включая подготовительный этап, который начался за год до начала III этапа.

Фаза А (1998 год) – отбор участников экономического и монетарного союза.

Фаза В (1.01.1999 г. – 31.12.2001 г.) – введение безналичного евро в 11 странах ЕС параллельно с национальными денежными единицами. С 1.01.01г. Греция присоединилась к странам «зоны евро», их стало – 12. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют стран-участниц к евро. Евро заменены ЭКЮ в пропорции 1:1. Все новые государственные займы выпускаются в евро.

Фаза С (1.01.2002 г. – 30.06.2002 г.) – ввод в обращение банкнот и монет евро. Все счета, которые до этого времени велись в национальных валютах участвующих стран, были конвертированы по официальным курсам в евро.

С началом третьего этапа формирование ЕВС компетенция по разработке и контролю монетарной политики перешла к Европейской системе центральных банков, а главные полномочия получил Европейский центральный банк.

Функции ЕЦБ такие же, как и любого другого государственного центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе:

- определение и осуществление монетарной политики ЕС;

- ведение валютных операций;

- хранение официальных валютных резервов стран-членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов – «валютные балансы» - остаются в распоряжении правительств участвующих стран);

- обеспечение нормального функционирования платежной системы.

При реализации монетарной политики ЕЦБ использует такие инструменты:

- операции на открытом рынке;

- предоставление суточных ссуд (кредитов «овернайт»);

- регулирование норматива минимальных обязательных резервов.

ЕЦБ использует режим регулирования инфляции, хотя наряду с целевым ориентиром устанавливает монетарную цель.

Среди основных недостатков введения единой европейской валюты – евро выделяют:

- рост политической напряженности в ЕС;

- высокий уровень взаимозависимости экономических и финансовых систем стран-участниц;

- рост политических конфликтов между странами Европы и США.

К основным преимуществам введения евро относят:

- уменьшение затрат на обмен;

- создание конкуренции доллару США на валютных рынках;

- усиление конкуренции в границах «общего рынка»;

- усиление конкурентной позиции Европы в мире;

- уменьшение уровня валютных рисков;

- интенсификация внутренней торговли ЕС.

Последствия расширения ЕС для Украины неоднозначны и зависят от внедрения экономических реформ и внешней политики Украины.

На современном этапе можно отметить такие политические последствия расширения ЕС для Украины:

- усиление поддержки со стороны ЕС демократических и экономических преобразований в Украине;

- расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с ЕС в сфере международной безопасности и стабильности;

- пересмотр и модернизация действующей договорно-правовой базы отношений. Как один из возможных вариантов – заключение Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.

С другой стороны расширение ЕС может иметь нежелательные последствия для нашей страны. К ним можно отнести:

1) сокращение украинского экспорта в страны Балтии;

2) ухудшение конкурентных позиций Украины по экспорту некоторых товаров средней технологичности в результате расширения ЕС;

3) внедрение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, санитарного, технического, фитосанитарного, ветеринарного контроля;

4) потеря традиционного рынка сбыта в новых странах-членах;

5) сложности в организации регулярного транспортного сообщения между Украиной и странами-кандидатами;

6) повышение требований к техническому состоянию транспортных средств, которые въезжают на территорию стран-кандидатов;

7) превращение Украины из страны транзита нелегальных эмигрантов в страну их скопления и увеличение (на 17-20%) затрат на их содержание и возвращение;

8) ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых государств-членов ЕС.

ТЕМА 6

Наши рекомендации