VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН. Взаимоотношения сторон при наступлении убытков

6.1. При наступлении страхового случая Страхователь (Выгодоприобретатель) или его представители обязаны:

а) принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза;

б) немедленно, как только Страхователю (Выгодоприобретателю) станет известно о факте наступления убытка, но не позднее 3-х дней с момента его наступления, письменно известить соответствующие службы (аварийные службы, полицию) и Страховщика;

в) принять меры к выявлению виновного в причинении ущерба и к обеспечению права на суброгацию к виновной стороне;

г) предъявить представителю Страховщика поврежденный груз;

д) при отсутствии необходимости принятия мер по спасанию и сохранению застрахованного груза не совершать с грузом никаких действий до его осмотра представителем Страховщика.

6.2. При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель обязан предъявить страховой полис, выданный Страховщиком, заявление на выплату страхового возмещения и документально обосновать:

- свой интерес в застрахованном грузе;

- обстоятельства возникновения и размер убытка.

6.3. Основными документами для этого считаются:

- для доказательства интереса при страховании груза: договоры купли-продажи, договоры аренды, коносаменты, транспортные накладные и другие перевозочные документы, фактуры и счета, если в соответствии с этими документами Страхователь имеет право распоряжаться грузами, а при страховании фрахта чартер-партии и коносаменты;

- документы на организацию перевозки, подписанные всеми лицами, участвующими в ней;

- по морским перевозкам: морской протест, документы Регистра, выписка из судового журнала, акт диспашера по «общей аварии», ведомость о разгрузке судна, судовой манифест, сюрвейерский акт;

- по железнодорожным перевозкам: коммерческий акт или акт общей формы.

- для автоперевозок: документы компетентных органов, подтверждающие обстоятельства, произошедшего события, акты осмотра груза представителем Страховщика или по согласованию со Страховщиком - другим юридическим лицом, транспортная накладная с отметкой о происшествии, объяснительная записка водителя;

- для авиаперевозок: коммерческий акт авиакомпании, авианакладная с отметкой о происшествии;

- для доказательства размера претензии по убытку: акты осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки и т.п. документы, составленные согласно законам и обычаям того места, где определяется убыток; оправдательные документы на произведенные расходы, счета по убытку, а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по «общей аварии» – обоснованный документами расчет или диспаша, а также иные документы, необходимые Страховщику для решения вопроса о размере причиненного ущерба.

6.3.1. Договором страхования или приложениями к нему может быть предусмотрен отдельный порядок предоставления Страхователем документов, подтверждающих наступление страхового события.

6.4. После наступления страхового случая для получения страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель отказывается от своих прав на застрахованный груз (абандон) в следующих случаях:

- хищения, утраты груза;

- полной конструктивной гибели груза;

- экономической нецелесообразности устранения повреждений или доставки застрахованного груза в место назначения.

Заявление об отказе от своих прав на застрахованный груз (абандон) не может быть взято обратно. Если после получения страхового возмещения груз окажется не утраченным, то Страховщик имеет право потребовать, чтобы Страхователь (Выгодоприобретатель), оставив за собой груз, возвратил сумму страхового возмещения, эквивалентную стоимости возвращенного груза, исчисленную согласно условиям договора, или переоформить груз в собственность Страховщика.

6.5. Страховщик обязан:

- выдать страховой полис с приложением Правил в установленный срок;

- возместить документально подтвержденные расходы, произведенные Страхователем при наступлении страхового случая для предотвращения или уменьшения ущерба предмету страхования;

- не разглашать сведения о Страхователе и его имущественном положении, если это не вступит в противоречие с законодательством Российской Федерации.

6.6. При наступлении страхового случая Страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения в течение десяти банковских дней после получения Страховщиком всех необходимых документов и составления страхового акта, если договором не предусмотрен иной срок выплаты.

Днем выплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета Страховщика.

6.7. Страхователь имеет право:

- ознакомиться с настоящими Правилами страхования;

- выбрать по своему желанию страховые риски;

- досрочно расторгнуть договор страхования в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством;

- получить информацию о Страховщике в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- требовать выполнения Страховщиком иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

6.8. Страховщик имеет право:

а) участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая или указывая на необходимые для этого меры.

Однако подобные действия Страховщика или его представителей не являются основанием для признания права Страхователя на получение страхового возмещения;

б) определять размер ущерба, причиненного грузу;

в) отсрочить выплату страхового возмещения в случае, если:

- у него имеются обоснованные сомнения в правомочности Страхователя (Выгодо-приобретателя) на получение страхового возмещения. Возмещение не выплачивается до тех пор, пока не будут представлены необходимые доказательства;

- соответствующими компетентными органами возбуждено уголовное дело против Страхователя (Выгодоприобретателя) или уполномоченных им лиц или ведется расследование обстоятельств, приведших к возникновению ущерба. Возмещение не выплачивается до окончания расследования.

г) не признавать событие страховым случаем, если Страхователь (Выгодоприобретатель):

- сообщил неправильные (заведомо ложные либо неполные) сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске, не представил недостающей информации (в соответствии с п.3.3.);

- не сообщил письменно Страховщику о существенных изменениях риска в течение 24 часов с момента, когда это ему стало известно или должно было стать известно;

- не принял мер к спасанию и сохранению груза и письменно не известил Страховщика в установленный настоящими Правилами срок о возникновении убытка;

- не уплатил страховые взносы в сроки, предусмотренные договором страхования;

- не сделал в течение 3-х дней после приема груза письменного заявления перевозчику о недостаче или повреждении груза, не обнаруженных при обычном способе его приема;

- не заявил о гибели (повреждении), краже груза в компетентные органы в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 6.1. Правил, или если компетентные органы эти факты не подтвердили;

- не предъявил представителю Страховщика для осмотра поврежденный груз или его остатки, если они должны были остаться;

- фальсифицировал документы об обстоятельствах возникновения убытка и/или его размере;

д) требовать от Выгодоприобретателя выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на Страхователе, но не выполненные им при предъявлении Выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения.

6.9. Решение об отказе в выплате страхового возмещения Страховщик в письменной форме доводит до сведения Страхователя с обоснованием причин отказа.

6.10. К Страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое Страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Страхователь обязан передать Страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права на суброгацию.

6.11. Если по вине Страхователя осуществление суброгации окажется невозможным, то Страховщик в соответствующем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты, Страхователь обязан возвратить Страховщику полученное возмещение.

Наши рекомендации