Формы организации страховых отношений

1) Обязательное социальное страхование– форма страхования, связанная с управлением макроэкономическими социальными и демографическими рисками в обществе.

2) Добровольное социальное страхование- форма страхования, предусмотренная ст. 39 Конституции РФ.

Социальное страхование как социальный институт

Данные характеристики социального страхования, отличают его от других институтов социальной защиты (государственной социальной помощи или личного страхования):

• застрахованные лица защищаются от утраты заработной платы, а размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой (для сравнения – социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают);

• получателями страховых выплат могут быть только застрахованные лица, как правило, наемные работники, которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты;

• размер выплат учитывает наличие у застрахованных лиц нетрудоспособных, содержащихся у них на иждивении;

• размеры пенсий и пособий увязаны с размером заработной платы, периодом внесения страховых взносов и продолжительностью получения пособий и пенсий, при этом не принимается во внимание степень нуждаемости, как это имеет место при социальной помощи;

• финансовой основой социального страхования является страховой механизм целевых финансовых накоплений (фондов), формируемых из взносов работников и работодателей; средства фондов распределяются между застрахованными лицами, для которых наступают страховые события, а в тех случаях, когда страховое событие не наступает, ресурсы используются для помощи тем работникам, для которых страховые события наступают, что делает социальное страхование наиболее дешевым по сравнению с другими страховыми институтами.

Базовым, определяющим (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является институт обязательного социального страхования (пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). Так, на долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится обычно 60–70% всех затрат на цели социальной защиты и 15–25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов достаётся около 55% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.

Табл. Сравнение обязательного социального страхования и социальной помощи



Социальное страхование Социальная помощь
Финансирование за счет страховых взносов работодателей и трудящихся с возможным участием государства Финансируется за счет государственных и местных бюджетов. По законодательству выплаты производятся определенным категориям нуждающихся
Участие обязательно. Выплаты производятся из специальных страховых фондов, формируемых на основе взносов При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц. Иногда, однако, некоторые составляющие не учитываются (например, личные накопления небольших размеров)
Зачастую не требует дополнительных средств, т.к. часть фондов инвестируется с целью получения прибыли
Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости Цель выдачи пособия - доведение уровня доходов лица до определенного минимума с учетом прочих факторов, таких как размеры семьи, обязательные выплаты и т.д. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнями жизни
Уровень взносов и выплат зачастую прямо зависит от того, что из себя представляет отдельное лицо (вдова, инвалид и т.д.), либо от его заработка
Схемы страхования от несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируются работодателями с возможным участием государства Социальная помощь имеет общие черты с вопросами благосостояния и ориентирована на решение проблемы недопущения крайних форм бедности и социальной уязвимости

Главное что отличает социальное страхование (личное, обязательное) от других институтов социальной защиты, в том, что застрахованное лицо имеет право на страховые выплаты при условии, что оно было застраховано (самостоятельно уплачивало взносы или за него это делало другое лицо) и подтвержден факт наступления страхового случая. Это предполагает принципиальный момент – отсутствие проверки нуждаемости (проверки материального состояния данного лица).

Социальное страхование помимо компенсационных функций выполняет и ряд других: оценку социального риска и в тех случаях, где это возможно, – предупреждение его последствий – профилактику риска.

Социальное страхование отличается от других институтов социальной защиты рядом признаков:

– в его основе лежат виды и группы потребностей, которые могут с большой вероятностью возникнуть в будущем (замещение заработка в связи с болезнью, несчастным случаем, старостью);

– наличием тесной связи с трудовыми отношениями;

– обеспечением широкого круга социальных гарантий реализации нрав застрахованных лиц с помощью законодательного определения уровней гарантий, субъектов и порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг.

Институты личного страхования и социальной помощи это не решают. Так, если рассматривать личное страхование, то значительная часть населения не располагает достаточными ресурсами для уплаты страховых взносов. Социальная помощь, которая финансируется па основе государственного бюджета, также имеет весьма скромные финансовые возможности и предназначена исключительно для нетрудоспособных членов общества, не имеющих иных источников дохода.

При личном страховании объем страховых взносов и выплат определяется индивидуально на договорной основе, тогда как в социальном страховании они определяются на основе законов, а для этого используются механизмы и методология оценки социальных рисков.

Практика финансирования систем социального страхования строится с отходом от принципов личного страхования, в основе которого характерным является безусловное соблюдение принципа эквивалентности страховых взносов и выплат для отдельных страхующихся. Социальное страхование предполагает значительное перераспределение страховых накоплений с учетом принципа солидарности, когда более обеспеченные лица оказывают материальную поддержку менее обеспеченным застрахованным.

В социальном страховании есть и нестраховое перераспределение финансовых средств, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны.

По сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (социальной помощью и фирменными (корпоративными) системами) данный институт защиты обладает рядом преимуществ.

1) создаются специализированные (высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно профилактикой, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же организацией, что предоставляет максимум удобства для страхуемых лиц. Социальное страхование выполняет функции не только компенсации последствий социального риска, но и зачастую выявления (оценки) риска и его минимизации с помощью профилактических мер, например вакцинации населения от массовых болезней, обучения работающих безопасным методам работы, переобучения при рисках безработицы и т.д.

2) гарантируется реализация конституционных прав граждан, уплачивающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий.

3) величина выплат гарантируется путем систематического резервирования части затрат на рабочую силу и их распределения в течение длительного периода в соответствии со страховыми (актуарными) расчетами, а также законами. При этом уровень страхового обеспечения выгодно отличается от уровня социальной помощи или государственного социального обеспечения.

Наши рекомендации