Принципы построения и функционирования логистич систем

Принципы построения и функционирования логистич систем

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические системы строятся по определенным принципам. Основными принципами создания и функционирования логистических систем являются:- системный подход, учитывающий взаимодействие всех подсистем и элементов системы между собой и с окружающей средой. Системный подход позволяет удерживать систему как целое, когда проектируются и изучаются ее составные части;- наличие обратных связей, в качестве которых в логистике рассматривается спрос потребителя. Наличие обратных связей в системах – предпосылка оптимальности их функционирования. В качестве критерия оптимальности в логистических системах обычно принимается минимум затрат материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение спроса; - т.к. логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней рыночной среды, и решения часто нужно принимать в условиях недостатка или даже отсутствия необходимой информации, логистические системы должны обладать высокой адаптационной способностью; - стратегическое планирование производства должно быть ориентировано на цели (зачем выпускается товар? нужен ли он? будет ли он продан?), а не на процессы (полностью использовать оборудование), а стратегическая ориентация - на регионы, а не на отрасли.

Логистическое управление, между тем, может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.

Макрологистическая система - система управления, охватывающая промышленные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в регионе.

Цель таких систем - обеспечение эффективного взаимодействия всех указанных предприятий для получения максимальной прибыли каждым из них.

Здесь решаются вопросы: 1 выбор формы снабжения; 2 выбор вида транспорта и рациональной организации перевозок; 3 рациональное размещение складского хозяйства; 4 разработка общей концепции распределения. Микрологистическая система - система управления, охват-ая внутрипроизв-ую лог деят-ть фирмы, вкл подг-ку и планир-ие про-ва во взаимосвязи со снабжением, сбытом, транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами.

Микрологистические системы являются, таким образом, подсистемами макроструктур, строящимися внутри также на принципах логистики.

Функциями микрологистики являются: 1реализация плана поставок в соответствии с потребностями производства, которые, в свою очередь, ориентированы на выполнение заказов потребителей; 2 контроль плана сбыта в соответствии с имеющимися заказами; 3 создание необходимых условий для транспортировки продукции. Из производственных функций логистики особое значение имеет транспорт, в связи с чем из общей логистики выделяют самостоятельную часть - транспортную логистику, основанную на соединении экономических интересов отправителя, получателя и связывающего их транспортного комплекса. Основной целью транспортных логистических систем является доставка товаров в нужном количестве и ассортименте и в максимальной степени готовых, к потребителю в требуемое им место при данном уровне логистических издержек. Основной частью логистических издержек при этом являются транспортно-заготовительные расходы (в США ~60% от суммы логистических издержек).

Виды транспортных договоров

Деят-ть тр-та явл. предприним-кой и состо­ит в перемещении гр-в., пас-ров и багажа за вознаграждение в це­лях получения прибыли. Перевозка гр-в, пас-ров и багажа осу­щ-ся на основании договора перевозки. В число тр-ных договоров входит также договор буксировки, ко­торым предусматривается перемещение не самих гр-в, а тр-ных ед-ц как самоходных, так и несамоходных (барж, лихтеров, пло­тов и т.д.), с грузом и нет. Перевозка, осущ-мая коммерч-ой орг-ей, признается перевозкой тр-ом об­щ. пользования, если из закона, иных норматив. актов или выдан­ной организации лицензии вытекает, что она обязана осущ-ть пе­ревозку гр., пасс-ра и багажа по обращению любого лица.

Договор перевозки тр-ом общ. пользования явл. публичным договором. Массовый характер перево­зок, осущ-мых тр-ом общ. пользования, исключает возможность заключения договора в результате индивид-ых сговоров м/у сторонами. Поэтому на всех видах тр-та широко распространены стандарт. формы, в которых тр-ная ор-ция предлагает клиентуре условия будущ. договора. Договоры, кото­рые заключ. коммер-ми тран-ми организациями, осу­щ-ми перевозки тр-том общ. пользования, относятся к категории договоров присоединения.

По договору перевозки гр. перевозчик обяз-ся доставить вве­ренный ему отправителем гр. в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение гр. лицу (получателю), а отправитель обяз-ся уплатить за перевозку гр. установленную плату.

Из приведенного определения следует, что договор перевозки гр. явл.:

- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента пе­редачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);

- двусторонним;

- возмездным;

- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.

Сторонами договора перевозки гр. могут быть физ. и юр. лица. Осущ-ть перевозки грузов в кач-ве предпринимательской деят-ти вправе граждане, зарегистрирован­ные как индив-ные предп-ли, и тран-ые пред­приятия явл-ся коммерческими орг-ями. Договор перевоз­ки гр., заключаемый специализированными тран-ми орг-ями, как правило, относится к числу публичных договоров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обяз-ся перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обяз-ся уплатить установ­ленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Если договор перевозки гр. реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе тре­бовать предоставления места в тран-ом ср-тве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связ-ый с дого­вором перевозки пассажира явл. договором реальным.

По договору об орг-ции пе­ревозки гр. перевозчик обяз-ся в установленные договором сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке гр. в обу­словленном объеме.

Такой договор по своей природе явл. предварительным, пре­дусматривающим в будущ. заключение осн. договора - догово­ра перевозки гр. на условиях, оговоренных в предварительном до­говоре.

Орг-ция перевозок составляет предмет соглашений не только м/у перевозчиком и грузовладельцем, но и м/у тр-ми орг-ями. М/у орг-ями различ. видов тр-та в соответствии с правилами, содержащимися в тр-ных уставах и кодексах, могут заключаться договоры об орг-ции работы по обеспечению перевозов гр. - узловые со­глашения, договоры на централизованный завоз или вывоз гр. и др.

Процесс перевозки гр. для отправителя или грузополучателя может начинаться или завершаться услугами эксп-ра по договору тр-ной экспедиции. По договору тр-ной экспедиции экс­-тор обяз-ся за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправи­теля или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение опр-ных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.

Из опр-ния следует, что договор экспедиции - консенсуальный, двусторонний и возмездный. Предмет договора - оказание услуг, но не любых, а связанных с перевозкой гр. Содержанием услуг мо­гут быть как фактические действия экс-ра - погрузка и выгрузка гр., хранение гр. и пр., так и действия юр-кие - выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).

Из приведенного определения следует, что договор перевозки гру­за является:

- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента пе­редачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);

- двусторонним;

- возмездным;

- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.

Сторонами договора перевозки грузов могут быть как юридиче­ские лица, так и физические. Осуществлять перевозки грузов в качестве предпринимательской деятельности вправе граждане, зарегистрирован­ные как индивидуальные предприниматели, и транспортные пред­приятия являющиеся коммерческими организациями. Договор перевоз­ки грузов, заключаемый специализированными транспортными органи­зациями, как правило, относится к числу публичных договоров (ст.426 и 789 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установ­ленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст.786 ГК РФ).

Если договор перевозки грузов реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе тре­бовать предоставления места в транспортном средстве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связанный с дого­вором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст.786 ГК РФ словосочета­ние «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключен­ным только после фактической передачи вещей перевозчику.

Принципы построения и функционирования логистич систем

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические системы строятся по определенным принципам. Основными принципами создания и функционирования логистических систем являются:- системный подход, учитывающий взаимодействие всех подсистем и элементов системы между собой и с окружающей средой. Системный подход позволяет удерживать систему как целое, когда проектируются и изучаются ее составные части;- наличие обратных связей, в качестве которых в логистике рассматривается спрос потребителя. Наличие обратных связей в системах – предпосылка оптимальности их функционирования. В качестве критерия оптимальности в логистических системах обычно принимается минимум затрат материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение спроса; - т.к. логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней рыночной среды, и решения часто нужно принимать в условиях недостатка или даже отсутствия необходимой информации, логистические системы должны обладать высокой адаптационной способностью; - стратегическое планирование производства должно быть ориентировано на цели (зачем выпускается товар? нужен ли он? будет ли он продан?), а не на процессы (полностью использовать оборудование), а стратегическая ориентация - на регионы, а не на отрасли.

Логистическое управление, между тем, может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.

Макрологистическая система - система управления, охватывающая промышленные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в регионе.

Цель таких систем - обеспечение эффективного взаимодействия всех указанных предприятий для получения максимальной прибыли каждым из них.

Здесь решаются вопросы: 1 выбор формы снабжения; 2 выбор вида транспорта и рациональной организации перевозок; 3 рациональное размещение складского хозяйства; 4 разработка общей концепции распределения. Микрологистическая система - система управления, охват-ая внутрипроизв-ую лог деят-ть фирмы, вкл подг-ку и планир-ие про-ва во взаимосвязи со снабжением, сбытом, транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами.

Микрологистические системы являются, таким образом, подсистемами макроструктур, строящимися внутри также на принципах логистики.

Функциями микрологистики являются: 1реализация плана поставок в соответствии с потребностями производства, которые, в свою очередь, ориентированы на выполнение заказов потребителей; 2 контроль плана сбыта в соответствии с имеющимися заказами; 3 создание необходимых условий для транспортировки продукции. Из производственных функций логистики особое значение имеет транспорт, в связи с чем из общей логистики выделяют самостоятельную часть - транспортную логистику, основанную на соединении экономических интересов отправителя, получателя и связывающего их транспортного комплекса. Основной целью транспортных логистических систем является доставка товаров в нужном количестве и ассортименте и в максимальной степени готовых, к потребителю в требуемое им место при данном уровне логистических издержек. Основной частью логистических издержек при этом являются транспортно-заготовительные расходы (в США ~60% от суммы логистических издержек).

Наши рекомендации