Вопрос28 Международные резервы банка России: механизм формирования и роль в экономике

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

Специальные права заимствования (СДР) - международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Фонде.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ).

Международные резервы Российской Федерации на 1 января 2013 г.

Дата Межд. резервы Валютные резервы Иностранная валюта СДР Резервная позиция в МВФ Монетарное золото
01.01.2013 537 618 486 578 473 110 8 741 4 727 51 039

К международным (золотовалютным) резервам страны относятся внешние активы, которые доступны и подконтрольны органам денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс валюты и в других соответствующих целях (таких как поддержания доверия к национальной валюте и экономике, а также как основа для иностранного заимствования). Резервные активы должны быть активами в иностранной валюте и реально существующими. К международным резервам относятся только высококачественные активы.

Международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации.

При разработке данных о международных резервах Российской Федерации за основу берутся термины и определения, содержащиеся в методологических изданиях Международного валютного фонда (МВФ, Фонда): шестое издание «Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) и «Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы» (2012 г.).

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг (полученные в обмен на другие ценные бумаги), не включаются в состав международных резервов. Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг, учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам РЕПО, исключаются из резервов.

Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных резервов Российской Федерации.

Специальные права заимствования (СДР) - международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей.

Операции учитываются на дату валютирования с учетом начисленных процентов.составляющей международных резервов Российской Федерации.

Пересчет в доллары США осуществляется на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и котировок золота, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.

   
Введение По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Одни из них осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. То есть, каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов. Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (1930 году), в целях послевоенного восстановления экономики многих стран, для развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал (система «взвешенных голосов»). В данной работе речь пойдет о международных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации. Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последнего пятнадцатилетия Россия выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов. 1. Международные валютно-кредитные организации Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), является центральным институтом среди всех междуна­родных финансовых организаций. Соглашение о создании фонда подписали 44 страны на Бреттонвудской валютной конференции в 1944 г. Сегодня количество стран - членов МВФ выросло до 185, охватив почти все мировое сообщество, за исключением некоторых малых государств. Капитал Фонда на начало 2005 года составлял 327 млрд долл. США. Главной целью создания фонда является развитие международного валютного сотрудничества и консультационной деятельности в сфере международных финансово-кредитных отношений. Для достижения своих целей МВФ располагает процедурой обязательных консультаций, крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и мер воздействия. Эти институты реализуются через систему органов управления Фондом: Совет управляющих и Исполнительный совет (или Директорат). Каждая страна - член фонда может по­лучить в случае необходимости кредитную помощь, размеры которой зависят от ее квоты, рассчитанной по специальной формуле с учетом роли государства в мировой экономике. Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Группа Всемирного банка - это многостороннее кредитное учреж­дение, состоящее из пяти тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН. В Группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), создан в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым раз­вивающимся странам; Международная ассоциация развития (MAP), основана в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях бед­нейшим развивающимся странам, МБРР и MAP принято называть Всемирным банком (163 государства); Международная финансовая корпорация (МФК), создана в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору (175 государств); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основано в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в раз­вивающихся странах путем страхования коммерческих рисков (158 государств); Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization, WTO) представляет собой организационно-правовую систему совре­менной международной торговли. ВТО - преемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Начала свою деятельность 1 января 1995 г. Учредителями ВТО стали 104 стра­ны. Главная задача Всемирной торговой организации - либерализа­ция мировой торговли путем последовательного снижения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности ВТО исходит из того, что расширение междуна­родного обмена позволит рационально использовать мировые ресур­сы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды. Банк международных расчетов - БМР (Bank of International Settlements, BIS) - старейший международный финансовый инсти­тут, созданный в 1930 г. на основе Гаагского соглашения пяти государств. Банк ставит перед собой следующие цели: • содействие сотрудничеству центральных банков • создание условий для международных финансовых операций; • выполнение роли посредника в международных валютно-финансовых расчетах. Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) создан 29 мая 1990 г. в целях содействия преобразованиям в СССР и странах Центральной и Восточной Европы. Деятельность ЕБРР направлена на решение двуединой задачи: со­действие переходу к демократии и рыночной экономике и поощре­ние предпринимательской деятельности в странах ЦВЕ и СНГ. Парижский и Лондонский клубы кредиторов не являются официальными международ­ными организациями. Их членский состав нестабилен, они не имеют официального мандата. Каждый клуб специфичен как по сфере дея­тельности, так и по структуре управления. Парижский клуб был создан в 1956 г. как неформальная органи­зация правительств стран-кредиторов для наблюдения за государст­венной задолженностью и проведения со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации госу­дарственных долгов. Периодические заседания Парижского клуба в 1970-х гг. сменились активной рабо­той в 1980-1990-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточ­ной Европы и России. Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суве­ренными должниками и коммерческими кредиторами часто прохо­дят в Лондоне, клуб назван Лондонским. Он является неофициаль­ным органом, объединяющим коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира». Парижский и Лондонский клубы кредиторов, хотя и являются неформальными организациями, в международных финансово-кредит­ных отношениях играют роль более значительную, чем некоторые ре­гиональные и международные финансовые институты. 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами . Существующая система международных финансовых организаций начала складываться во второй четверти прошлого столетия. СССР не стоял у се истоков: в 1930 году он не участвовал в учреждении первой крупной и сохранившей свое влияние до наших дней международной финансовой организации – Банка международных расчетов (БМР). Однако в 1944 году СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, результатом которой явилось учреждение МВФ и МБРР. Уставные документы последних резервировали место для их подписания от имени СССР, но сделано это по ряду причин не было. Таким образом, СССР оказался вне многостороннего процесса строительства системы МФО. Отчасти СССР удовлетворил свои потребности в многостороннем решении финансовых проблем путем учреждения значительно позднее (в 1963 г. и 1970 г. соответственно) Международного банка экономического сотрудничества в 1963 году (МБЭС) и Международного инвестиционного банка в 1970 году (МИБ). Значительное развитие системы международных финансовых институтов получила во второй половине XX века. Например, со временем одним из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавший группу Всемирного банка. Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности, в 1959 году в США Межамериканским банком развития (МАБР) и в 1965 году в Филиппинах Азиатским банком развития (АБР). Но все это происходило без участия СССР. В середине 80-х годов, под воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начат контакты с СССР. В 1985 – 1990 годах важные совместные встречи, приблизившие момент вступления СССР. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 года советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. А уже на саммите «Группы 7» в 1991 году в Лондоне было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось – СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие: Европейского банка реконструкции и развития (1990 г., Лондон, Великобритания). Таким образом, Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных финансовых институтов, скромный – их учреждения и участия в них: в МБЭС, МИБ и ЕБРР (из которых первые две оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью). В середине 1992 года Россия оставила поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР, став в 1992 – 1993 годах членом организации, входящих в группу Всемирного банка. Россия стала членом системы международных финансовых институтов, когда те уже сложились. В 1993 году Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации – Межгосударственного банка (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 году другого – Черноморского банка торговли и развития (Салоники, Греция). В 1996 году присоединилась к БМР. Официально было заявлено и о намерениях присоединиться к МАБР и АБР, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами. На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты столкнулись с развалом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным феноменом переходной экономики – проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер. Сложные экономические и политические процессы, идущие в настоящее время в России требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла потребность во взаимодействии с международными финансовыми институтами, с которыми Россия стала активно сотрудничать с начала 90-х годов. Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР. Пока что для российских компаний остаются недоступными кредиты Азиатского банка развития (АБР) и самой оригинальной остается идея участия в Исламском банке развития (ИБР). Почти недоступными для России остаются также финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) – это самый крупный из банков развития в мире. Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., разумеется, с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой ею экономической политикой. Цена привлекаемых Россией у международных финансовых институтов ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (объемы, сроки), которые с иными источниками заимствований согласовать не представляется возможным. Участие в международных финансовых организациях не является для стран-членов бесплатным: надо делать взносы в уставные капиталы, четко выполнять рекомендации, особенно если они увязываются с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технического содействия. Что касается наших взносов, то обязательства по ним весьма велики. Самые крупные среди них – перед МВФ (около 8 млрд. дол.) и МБРР (около 5,4 млрд. дол.), перед ЕБРР (около 0,8 млрд. дол.). Между тем влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах). Так, ее доли составляют в ЕБРР – 4 %, МБРР – 2,99 %, МВФ – 2,79 %. Следует заметить, там, где Россия реально может влиять на политику международных финансовых институтов, она не заимствует и не может это делать по ряду причин (к примеру, МВЭС, МГБ). Напротив, там, где доли России миноритарны и, следовательно, она не может влиять на политику этих МФО, там ее заимствования весьма велики. Большинство международных финансовых институтов, особенно ЕБРР, а также БМР предоставляли и продолжают оказывать России безвозмездное техническое содействие. Его масштабы и значение, очевидно, были особенно существенны в первые годы нашей постсоветской истории. ЕБРР активно использовал для этой цели не только собственные средства, по и пожертвования многих стран-доноров. Будучи бенефициаром иностранных доноров Россия сама является международным донором, что проявляется в различных формах. При вступлении в MAP Россия обязалась предоставить ей более 130 млн. долларов. Участвуя с некоторыми международными финансовыми организациями в техническом содействии странам СНГ, Россия берет па себя часть связанных с этим расходов. Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции. В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Построение взаимоотношений России с международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи международных финансовых институтов, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли. 3. Сотрудничество Банка России с международными финансовыми организациями Интеграция России в мировую экономику предполагает ее сотрудничество с международными финансовыми и экономическими организациями, международными банками, которые в современных условиях формирования единого экономического пространства призваны: • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики и предотвращения системных и мировых кризисов; • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование, банковское обеспечение делового сотрудничества стран с целью развития мирохозяйственных связей; • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. • К основным сферам взаимодействия Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами относятся • предоставление международных кредитов и займов; • совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики; • сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной и финансовой сферам; • подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальны экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитными и финансовым. Международное сотрудничество по линии Банка России осуществляется с международными финансовыми организациями и международными банками, международными экономическими организациями, в т.ч. с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами. Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными банками иностранных государств. Заключение Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений. К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др. Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансовыми организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации – Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В последние годы наметилась тенденция к изменению характера взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

Вопрос29 Спрос на деньги и предложение денег в экономике

Денежная система — это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения в стране.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

§ Национальная денежная единица — мера денег принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и др.);

§ Формы денег — овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и выступает законным платежным средством в наличном обороте;

§ Валютный паритет — соотношение с другими валютами;

§ Институты денежной системы -государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа денежных систем:

§ система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);

§ система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги не могут быть обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.

История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов — золота и серебра (XVI — XIX вв.), и монометаллизм, использующий в обращении лишь один металл, — золото.

В свою очередь монометаллизм существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту — девизы, разменную — на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которая характеризуется следующим:

§ демонетизация золота;

§ отмена золотого содержания банкнот;

§ значительное расширение безналичного оборота;

§ господствующее положение кредитных денег;

§ усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;

§ государственное регулирование денежного обращения.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может быть увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляции), так как не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.

Денежная масса — совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квази-деньги" (от латинского "quasi" — как будто, почти), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют также монетарной или денежной базой, поскольку они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковского сектора и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Предложение и спрос на деньги определяют, в основном, объем и конъюнктуру денежного рынка.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

1. Агрегаты М-1 — "деньги для сделок" — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

2. Агрегаты М-2 и М-3включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".

3. Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L, наряду с М-3, включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, поскольку без особых трудностей могут быть обращены в наличность. Агрегаты D включают как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений:

§ коммерческими банками

§ государственным казначейством

§ эмиссионным банком.

§ Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций).

§ Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость представлена кривой спроса на деньги Dм (рис. 3.1). Кривая общего спроса на деньги Dм обозначает общее количество денег, которое население и
фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 считаются абсолютно ликвидными а<

Наши рекомендации