Влияние таких привходящих причин, как тарифы, и пр.
Но полное влияние увеличения количества денег на рост цен на самом деле даже больше, чем указывают вышеприведенные цифры, потому что мы не учли влияния избытка денег за границей, вызванного значительным ростом депозитов в американских банках. Несомненно, что этот избыток должен быть принят во внимание, ибо другие три фактора, вызывающие рост цен, вытесняя собой деньги и занимая их место, приобрели преувеличенную видимость важности. Другими словами, увеличение количества денег было гораздо больше, чем это видно из цифровых данных для Соединенных Штатов, на сумму, которая была вывезена за границу. Соединенные Штаты являются только незначительной частью мирового рынка, и уровень цен в них в большей степени определяется уровнем цен мирового рынка. Всякий рост цен в одной какой-нибудь стране вызывает повышение цен во всех других странах, и в конечном анализе единственный правильный путь для измерения относительной важности причин, вызывающих рост цен, есть изучение всего мира как целого. Если бы статистические данные, которые мы собрали для Соединенных Штатов, были типичны для всего мира, то конечная оценка относительной важности четырех причин, вызывающих рост цен, была бы справедлива для всего мира. Но есть серьезные основания полагать, что увеличение количества депозитов и скорости их обращения сыграло гораздо большую роль в росте цен в Соединенных Штатах, чем в какой-либо другой стране. Причина этого явления заключается в том, что банковская система во Франции и большинстве других стран находится еще в младенческом периоде развития. Влияние ее настолько незначительно, что даже если бы степень увеличения депозитов там была бы чрезвычайна, то все же это увеличение было бы относительно ничтожным фактором повышения цен. Мы можем, следовательно, с уверенностью сказать, что вне Соединенных Штатов повышение цен даже в большей степени зависит от увеличения количества денег (золота), чем в Соединенных Штатах.
Из этого мы заключаем с большой уверенностью, что увеличение мирового запаса золота имеет первостепенное значение в повышении мировых цен. Все вышесказанное, вероятно, объясняет, почему в течение последних трех лет не было действительного увеличения количества денег в обращении в Соединенных Штатах. Деньги были вытеснены или увеличение их количества было задержано исключительно большим ростом наших депозитов и увеличением скорости их обращения.
Но кроме мировых движений цен существуют также особые местные движения. Все, что вмешивается в торговлю, как, например, таможенный тариф, стремится сделать рост цен неодинаковым. Встает, таким образом, вопрос о таких специальных влияниях на уровень цен в Америке, как таможенный тариф, проявляющий свое влияние на рост цен через количество денег М.
Как мы видели в одной из предыдущих глав, влияние введения покровительственного тарифа заключается в повышении уровня цен в “покровительствуемой” стране благодаря созданию временного “благоприятного” торгового баланса, который способствует импорту денежного металла и затрудняет его экспорт. Это влияние прекращается, как только уровень цен внутри страны повысится достаточно по отношению к уровню цен за границей, для того чтобы восстановить равновесие в торговле и задержать относительное накопление золота в покровительствуемой стране. После этого тариф перестает влиять на уровень цен, за исключением того, что он препятствует торговле и тем самым мешает уровню цен внутри страны приноровиться к уровню цен за границей. Это препятствующее влияние может идти в любом направлении, т.е. уровень цен внутри страны будет сделан более независимым от уровня цен за границей, чем это имело бы место при наличии свободной торговли. Тариф просто изолирует покровительствуемую страну.
В течение изучаемого периода, 1896 - 1909 гг., было два изменения в тарифах: в 1897 г. и, согласно позднейшему закону, в 1909 г. Первое изменение представляет собой повышение ставок против 1894 г. Закон 1897 г. стремился, таким образом, несколько сократить импорт и повысить цены. Поскольку наши цены росли быстрее, чем цены в других странах, например в Англии, в течение рассматриваемого периода, по-видимому, было бы правильно часть этого добавочного роста цен отнести за счет нашей тарифной системы.
Мы переходим наконец к тарифу 1909 г. Этот акт настолько недавнего происхождения, что он едва ли еще успел оказать ощутимое влияние, если даже предположить, что это влияние началось непосредственно после издания этого закона в начале 1909 г. При появлении этого закона возникли острые политические споры по вопросу, был ли этот тариф пересмотром ставок в сторону повышения или понижения. Лучшее беспристрастное мнение, по-видимому, таково, что он был легким повышением, но главным образом только перераспределением, благодаря которому некоторые пошлины были повышены, а другие понижены. Эти заключения проф. Taussig'a, проф. Willis'a и других основываются на тщательном изучении тарифных шедул.
Обзор статистических данных, входящих в уравнение обмена, находится в полном согласии с этими заключениями. Это согласие может не быть очевидным на первый взгляд. Даже наоборот, те, кто заявляет, что пошлины сильно повысились, могут указывать на тот факт, что с введением тарифа цены в Америке росли быстрее, чем в Англии [После 1909 г. можно получить данные только для Америки. Данные Bulletin of the United States Bureau of Labor указывают на непрерывный рост цен с января 1909 г. до марта 1910г. Между этими двумя датами index numbers оптовых цен повысились от 124,0 до 133,8. Для точного сравнения Америки и Англии см. Report of the (Mass.) Commission on the Cost of Living. Boston, 1910. P. 25 и 56. ], тогда как те, кто заявляет, что пересмотр привел к заметному понижению пошлин, могли бы указать на повышение импорта товаров и повышение экспорта нашего золота. Но эти кажущиеся противоречивыми факты примиримы.
Американские статистические данные указывают на ненормальное увеличение количества банковских депозитов и скорости их обращения в 1909 г. по сравнению с 1908 г. Это, конечно, должно было бы повлечь за собой повышение цен в Америке, вытеснение золота и задержку увеличения количества денег в обращении в Соединенных Штатах, которое иначе должно было бы произойти, и соответственное поощрение импорта товаров. Факты в точности совпадают с этими известными тенденциями. Цены в Соединенных Штатах возросли больше, чем в Англии, увеличение количества денег в обращении было приостановлено. Экспорт золота и импорт товаров увеличились. Таким образом мы можем объяснить все факты, не считая тариф нарушающим элементом [Хотя мы не можем приписать введению тарифа повышение уровня цен в течение последних лет в Америке, но все же, без сомнения, понижение тарифа послужило бы могучим толчком к понижению этого уровня, ибо, как мы видели, тарифная ставка действует, как плотина, удерживающая высокий уровень цен, поднявшийся благодаря первоначальному введению пошлин.].
Обсуждение всех других факторов, более или менее содействующих росту цен, отвлекло бы нас слишком далеко в сторону. Мы уже выяснили, что ни один из них не мог бы влиять на цены иначе как через увеличение количества денег в обращении, увеличение количества относительных депозитов, или скоростей их обращения, или уменьшение объема торговли. А так как объем торговли сильно увеличился, то последнюю возможность можно игнорировать.
Что же касается причин, вызвавших увеличение количества денег и депозитов и скоростей их обращения, то наиболее важными из них, по-видимому, являются следующие:
1. Главной причиной увеличения количества денег было увеличение добычи золота. Банкноты только немного обгоняли рост количества других денег в обращении.
2. Главной причиной относительного увеличения количества банковских депозитов, по-видимому, было расширение банковской системы, особенно на Юге. Но и банковские законы, поощрявшие учреждение мелких банков, могли играть известную роль в этом расширении.
3. Главной причиной увеличения скорости обращения, особенно банковских депозитов, была, по-видимому, концентрация населения в городах. Мы видели, что, чем больше город, тем выше скорость обращения банковских депозитов.