Регулирование валютных операций коммерческих банков

Валютное регулирование- деятельность государства, направ­ленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков ми­нимизировать валютные риски. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридиче­ским и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и пе­ревод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивости валюты.

Основой валютного законодательства Российской Федера­ции является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе определены принципы осу­ществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении вла­дения, пользования и распоряжения валютными ценностями, от­ветственность за нарушение валютного законодательства.

Однако Закон о валютном регулировании определяет лишь основные положения регламентирования валютной сферы. В связи с этим большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые Банком России.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроляв Российской Федерации являются:

1)приоритет экономических мер в реализации государствен­ной политики в области валютного регулирования;

2)исключение неоправданного вмешательства государ­ства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3)единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4)единство системы валютного регулирования и валют­ного контроля;

5)обеспечение государством защиты прав и экономиче­ских интересов резидентов и нерезидентов при осуще­ствлении валютных операций.

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тен­денция расширения сферы валютного регулирования. Во мно­гих странах установлены лимиты вывоза валюты за границу, введена специальная система разрешений на предоставление кредитов иностранным юридическим лицам и т.д. Валютное регулирование является преимущественно нормативным, т.е. осуществляется главным образом путем заключения междуна­родных валютных соглашений и издания нормативных актов. Большая часть стран обязывает экспортеров своей страны сда­вать вырученные ими суммы в иностранной валюте или депо­нировать ее в определенных банках. Валютное законодатель­ство многих западноевропейских государств устанавливает регламентацию национальных валютных рынков. Банки этих государств обязаны испрашивать специальные разрешения на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или среднесрочных валютных средств в национальных валютах. Во многих странах валютное законодательство периодически пре­дусматривает установление режима валютных счетов, лимиты вывоза валюты.

Валютные ограничения- это законодательное или ад­министративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими ва­лютными ценностями. Валютные ограничения - одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодатель­ством страны, являются объектом межгосударственного регу­лирования, главным образом через МВФ.

Установление валютных ограничений преследует разнооб­разные цели, например, выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их ос­новными принципами:

→ централизация валютных операций в Центральном и уполномоченных (девизных) банках;

→ лицензирование валютных операций, требование пред­варительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты;

→ блокирование и введение разных категорий валютных счетов - блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и др.;

→ ограничение конвертируемости валюты.

Органами валютного регулирования в Российской Феде­рации являются Правительство РФ и Банк России.

Согласно действующему на территории Российской Феде­рации законодательству, все валютные операции должны осу­ществляться только через Банк России или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций. Все резиденты, независимо от формы соб­ственности, обязаны зачислять полученную в результате внеш­неэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

Основным органом валютного контроля в РФ является Банк России, который:

– определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в ино­странной валюте;

– издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

– проводит все виды валютных операций;

– устанавливает правила про ведения резидентами и не­резидентами в Российской Федерации операций с ино­странной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила про ведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Россий­ской Федерации;

– устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление ва­лютных операций и выдает такие лицензии;

– устанавливает единые формы учета, отчетности, доку­ментации и статистики валютных операций, в том чис­ле уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления;

– выполняет другие функции.

Банковские операции с иностранной валютой в нашей стране могут проводить уполномоченные банки, включая банки с участием иностранного капитала и банки, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам. Уполномоченные банки – это банки, имеющие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.

В лицензии Банка России указываются вид лицензии, перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации, дату выдачи и номер лицензии.

Все валютные лицензии, выдаваемые Банком России, подраз­деляются:

1. Внутренние лицензии, дающие право на открытие сче­тов резидентов в иностранной валюте, открытие коррес­пондентских счетов в иностранной валюте с российски­ми банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории России.

2. Генеральные лицензии, гарантирующие право на со­вершение коммерческими банками полного круга бан­ковских операций в иностранной валюте, как на терри­тории России, так и за ее пределами. При этом банк вправе создавать филиалы на территориях иност­ранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Для получения банками лицензий на проведение операций в иностранной валюте Банк России предъявляет ряд квалифи­цированных и технических требований. Например,

1.Для получения лицензии на проведение неторговых операций в иностранной валюте Банк России предъяв­ляет следующие требования:

– знание законодательных и нормативных актов, ре­гулирующих порядок использования иностранной валюты на территории России;

– знание инструкций по проведению валютных нетор­говых операций, кассовой работе с валютными цен­ностями, о порядке открытия и ведения счетов в иностранной валюте и в рублях российских и ино­странных организаций и частных лиц, о работе об­менных пунктов;

– присутствие в штате банка работников, имеющих опыт про ведения операций с наличной валютой;

– знание разновидностей платежных документов в иностранной валюте и рублях и особенностей ра­боты с ними;

– наличие корреспондентского счета в иностранной валюте;

– владение оборудованием кассового помещения, обеспечивающим сохранность ценностей;

– оснащенность счетной техникой и оргтехникой;

– наличие необходимых бланков строгого учета, штампов и печатей.

2.При ведении текущих валютных счетов клиентов банк обязан исполнять функции агента валютного контроля за валютными операциями своих клиентов.

для ведения текущих валютных счетов необходимо:

– знание порядка и условий открытия и ведения рас­четных счетов организаций в рублях;

– знание инструкций о порядке открытия и ведения валютных счетов;

– знание нормативных документов и правил прода­жи части валютной выручки предприятий;

– наличие или согласие на открытие корреспондент­ского валютного счета в иностранном банке или в банке, имеющем счет в иностранном банке.

3.Одним из необходимых условий для получения лицен­зии на проведение банком международных расчетов является наличие корреспондентских отношений с ино­странными банками.

К организации корреспондентских отношений с иностранными банками Банк России предъявляет сле­дующие квалификационные и технические требования:

– знание иностранных языков, позволяющее вести банковскую и коммерческую переписку;

– знание основных тенденций современных между­народных экономических отношений, основ эконо­мического анализа для оценки экономического и финансового положения отдельных банков;

– знание основных положений межбанковских корреспондентских соглашений;

– наличие каналов оперативной международной связи. Получение лицензии на совершение операций по меж­дународным расчетам, связанным с экспортом товаров и услуг, также требует выполнения банком определен­ных условий, а именно:

– знания законодательства Российской Федерации о чеках и векселях, унифицированных правил и обычаев Международной торговой палаты по ин­кассо, аккредитивам и гарантиям, нормативных ак­тов Банка России по международным расчетам;

– знания иностранного языка и соответствующей бан­ковской терминологии;

– практических навыков ведения коммерческой бан­ковской переписки на иностранном языке;

– знания порядка выверки расчетов и урегулирова­ния несквитованных сумм;

– наличия средств международной связи;

– оснащения техникой ключевания и шифрования платежных инструкций, наличия образцов подпи­сей и таблиц ключей для шифрования передаваемых сообщений;

– оснащения компьютерными терминалами.

4. Получение лицензий на проведение операций по про­даже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке технически не представляет сложности, но связано с определенными рисками, поэтому требует:

– знания валютного законодательства Российской Фе­дерации, в частности касающегося порядка ведения уполномоченными банками открытой валютной позиции и обязательной продажи части экспортной валютной выручки;

– знания конъюнктуры валютных рынков, тенденций изменений валютных курсов;

– практических навыков оценки возникающих рис­ков, умения распределить эти риски;

– наличия средств в разных валютах на счетах кли­ентов.

5.Одним из наиболее сложных и рисковых видов опера­ций коммерческих банков с иностранной валютой яв­ляются кредитные операции в иностранной валюте. Раз­мещение банками валютных средств проводится на внутреннем или международном рынке.

К получению лицензии на проведение кредитных опе­раций в иностранной валюте предъявляются те же тре­бования, что и к лицензии на операции по продаже-по­купке иностранной валюты, а именно:

– знание тенденции изменения процентных ставок на национальном и мировом валютном рынках;

– знание особенностей международных кредитных соглашений, правил их оформления;

– опыт работы с иностранными банками и фирмами;

– оснащение компьютерной техникой и современны­ми каналами связи.

6.Существует и еще один вид международных банковских операций, требующий специальной лицензии, а также тщательной подготовки кадров и современного техни­ческого оснащения - это депозитные и конверсион­ные операции на международных рынках капитала. К этим операциям предъявляются те же требования, что и к кредитным операциям плюс знание обычаев и тра­диций поведения на международных рынках капиталов, оборудование специального операционного зала и ос­нащение системой, например «Рейтер», позволяющей осуществлять дилинг.

Формирование валютного рынка в России началось в условиях монополии государства на международную торговлю, неудовлетворительного потребительского спроса, в т. ч. и на импорт, отсутствия законодательной базы в области операций с иностранной валютой. Поэтому с учетом этой экономической ситуации в РФ предложение иностранной валюты на валютном рынке формировалось в основном за счет обязательной продажи валюты предприятиями-экспортерами и в меньшей степени игроками валютного рынка, а спрос - за счет предприятий-импортеров и участников рынка, желающих увеличились свои валютные активы.

Обязанность продавать часть валютной выручки была введена еще во времена СССР, когда страна находилась на грани банкротства. С 1991 г. экспортеры в обязательном порядке должны были продавать часть своей валютной выручки (сначала 40%, потом 50%). В 1998 г. норматив обязательной продажи был повышен до 75%. По мере того как Россия выходила из кризиса, норматив снижался, а принятые в 2003 г. поправки в Закон о валютном регулировании и контроле оставили у ЦБ РФ право устанавливать его в пределах 25%. С конца 2004 г. он составлял 10%.

В 2006 году ЦБ России отменил обязательную продажу валютной выручки и снизил с 1 мая 2006 г. в два раза нормативы резервирования средств при валютных операциях по оттоку-притоку капитала.

Решение Банка России было обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систематическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке.

Решение принято в целях обеспечения плавного перехода российской экономики к валютному режиму, предусматривающему в соответствии с действующим законодательством осуществление с 1 января 2007 г. валютных операций без ограничений и выполнения мероприятий по достижению полной конвертируемости валюты Российской Федерации.

В целом валютные ограничения во всех странах мира могут возобновиться в период обострения валютного кризиса, и здесь государство берет на себя функции регулирования валютных операций.

После присоединения России к МВФ проводились меры по либерализации порядка получения лицензии вывоза и пере­сылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты Россий­ской Федерации, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномо­ченными банками Российской Федерации. Был изменен поря­док открытия и ведения уполномоченными банками счетов ре­зидентов и нерезидентов в валюте Российской Федерации, введена новая отчетность по конверсионным операциям упол­номоченных банков, являющихся ведущими операторами меж­банковского валютного рынка.

Внесены изменения в порядок оформления паспортов сде­лок, сделок с наличной иностранной валютой, работы обмен­ных пунктов, сделок между уполномоченными банками, поря­док резервирования, обязательной продажи части валютной выручки, усиления валютного контроля.

Произошло существенное ужесточение валютного контро­ля за открытой валютной позицией.

Уполномоченный банк приобретает право на открытие ва­лютной позиции с даты получения им от Банка России лицен­зии на проведение операций в иностранной валюте и теряет такое право с даты ее отзыва банком России.

Контроль за открытыми валютными позициями уполномо­ченных банков Российской Федерации осуществляется в рам­ках надзора за деятельностью кредитных организаций. В слу­чае грубых нарушений Банк России принимает меры вплоть до отзыва лицензии на право совершать операции с иностранной валютой.

Усилился контроль за экспортно-импортными операциями по линии взаимодействия с органами таможенного контроля по составлению паспорта сделки в рамках выполнения надзорной функции уполномоченными банками.

Учет экспортно-импортных операций и контроль за их про­ведением осуществляет уполномоченный банк (банк паспорта сделки - БПС), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки.

Паспорт сделки- это документ валютного контроля, со­держащий сведения из контракта между резидентом и нерези­дентом, необходимые для проверки.

Наши рекомендации