Падение общей прибыльности производства
С наступлением глобализации прибыльность промышленных предприятий падает. На какие бы ухищрения ни шли производители,
какие бы проблемы ни создавались конкурентам, в общем и целом промышленная индустрия Европы и Америки проигрывает Азии в производстве товаров народного потребления. Особенно это касается высокотехнологичных товаров, мебели и другой ресурсоемкой продукции.
В то же время существует несколько сотен компаний, которые не только не борются с глобализацией и не используют ее себе во благо, не только переносят производство в азиатские регионы, но и продолжают развивать собственные заводы, обращая минусы в плюсы.
В большинстве компаний, связанных с промышленным производством, норма прибыли упала до 5–10 % от объема валового оборота.
Если компания продает на $10 млн в год, прибыль фактически составляет не более полумиллиона-миллиона.
Работа в таких условиях не дает права на ошибку и не позволяет выделять деньги на использование новых способов ведения бизнеса.
Каждый стратегический просчет может стать для компании последним, каждый новый конкурент на рынке грозит уничтожением.
Нишевание как одна из успешных стратегий
Промышленные производители борются со сложившейся ситуацией, пытаясь занять свое место в определенной нише.
Вместо того чтобы производить продукт, привлекательный для массового потребителя, они начинают производить то, что интересно узкому кругу лиц. Например, компании производят рамы только для определенного вида мебели или двигатели для одной марки вертолетов.
Создается специализированный продукт для конкретной ниши, уменьшается потенциальное количество покупателей и таким образом ограничивается число потенциальных конкурентов.
Но даже производители, которые давно и качественно работают в выбранной нише, получая 20–30 % прибыли, не застрахованы от прихода конкурентов, которым будет достаточно получать 5–10 % и развиваться, отвоевывая свою часть рынка.
Рано или поздно конкуренция приходит в нишевые бизнесы и либо вытесняет производство в офшор, либо просто его уничтожает.
10 лет назад в Северной Америке существовало около 700 000 компаний, которые занимались производством. Сегодня остались лишь компании, производящие front-end. Они занимаются только продажами, дизайном и сервисом, а все остальные функции передают аутсорсерам в Азии, что делает продукт значительно дешевле.
Фактически рождается модель постглобализированной экономики , в которой малейшее изменение в курсе доллара может привести к банкротству.
Скорость выхода на рынок
Но даже если у вас есть качественный продукт, который успешно продается на рынке, вы не застрахованы от конкурентов.
Раньше производитель мог рассчитывать на шесть месяцев спокойной работы до того момента, как у него могли появиться соперники. Сейчас проходит шесть-восемь дней до момента, когда копия вашего продукта появляется на рынке (и это не рынок подделок, которые распространяются по другим каналам и тоже уничтожают ваш рынок).
Проблема копирования стоит очень остро, потому что лишает вас покупателей и прибылей, выводя на рынок точные копии товаров по гораздо более низкой цене.
Увеличение прибыльности промышленных предприятий
Все вышеназванные проблемы приводят к тому, что производство сокращается или, если продолжает развиваться, нормы прибыли не растут .
Анализ работы нескольких десятков компаний с уникальными стратегиями развития позволяет говорить о том, что даже в условиях современной глобализации можно увеличить норму прибыльности промышленного предприятия с 5–10 до 20 % всего за 3–6 месяцев.
Три основных способа увеличения прибыльности в производстве
Анализ развития ряда успешных североамериканских промышленных компаний позволяет сделать вывод о существовании трех основных стратегий увеличения прибыльности за относительно короткий срок и без покупки новых компьютерных систем, резкой смены линии поведения, ухода в офшор или перевода производства в азиатские страны.
Речь идет о следующих стратегиях: серийное производство кастомизированных товаров (mass customization) , экспресс-производство (instant manufacturing) и эффективный маркетинг .