Я тебя породил – я тебя и куплю
По поводу того, насколько успешной может быть франшиза, один из ярких примеров – сеть маленьких магазинчиков возле заправок в Штатах. В какой-то момент они начали продавать франшизы по рынку.
Мастер-франшизу, которую купили на Японию, в итоге раскрутили настолько, что выкупили родительскую американскую компанию.
Я говорю это к тому, что возможностей много.
Судя по моей практике, любая нормальная франшиза всегда будет выкупать успешные франшизы обратно. Потому что франшиза – это мясорубка, очень сложная работа. Покупая ее, человек взваливает на себя тяжкий труд, осознает он это или нет.
Каждый день в 6:30 нужно быть на месте и контролировать тех, кто пришел работать за минимальную плату, и т. д.
Но если вы не умерли в этой мясорубке в первые два года, у вас есть шанс продаться обратно в компанию за хорошие деньги. Кстати, очень часто компании продают франшизы в местах, где у них не хватает ресурсов или сил открываться самим, – это один из способов развития.
О чем нельзя забывать
Есть пять вещей, которые нужно помнить и делать при продаже франшиз и лицензий за большие деньги.
Первая – никогда не останавливайте продажи. Многие думают: «Я продам 100 штук и можно уйти на пенсию». Как только вы уходите на пенсию, все сразу откатывается.
Вторая – вы должны быть в чем-то уникальны. Покупатель должен понимать для себя, почему он продает именно вас.
Третья вещь – продажи франшиз являются консультативными. В основном они не массовые, а один на один, даже если вы продаете в мини-группах или на семинарах.
Поэтому нужен профессиональный продавец или продавцы.
Плохие новости заключаются в том, что их очень мало. Хорошие – в том, что они есть, хотя и дорого стоят.
Если вы можете организовать систему, в которой будет достаточно денег, чтобы нанять классных продавцов, нанимайте. В Америке продавец франшиз не может зарабатывать меньше $250 000–500 000 в год при любом объеме продаж. Если он получает меньше, всегда найдется тот, кто перекупит.
Вы можете взять его, натренировать с нуля, он будет классно продавать, но все равно вопрос о том, когда он свалит, будет вопросом времени. Вы должны дать ему возможность зарабатывать до $50 000 в месяц. Зарабатывает $50 000? Отлично! Значит, будет дальше работать.
Четвертая вещь, достаточно проблемная, но необходимая во франшизе – чес, когда вы просто едете по городам и весям в регионах и продаете в каждом городе. На такой работе люди сгорают примерно за три года. Те, кто делает гастроли «Фабрики звезд», занимаются этим от силы три года, потому что физически тяжело оттарабанить в год 100 концертов.
Но есть люди, которым это нравится.
Есть те, кому нравится в первый год, неплохо во второй, уже не нравится в третий, но денег много, а на четвертый уже и деньги не нужны.
То есть если для продажи вам нужны гастроли, стройте систему так, чтобы человек отъездил, а потом ушел в какой-нибудь хороший регион, например в большой город. Если вы не дадите ему такой возможности, он либо свалит, либо, если не глуп, откроет что-то свое в той же нише или в другой – принципы продажи везде одинаковые.
И пятая вещь, одна из самых важных, – у вас должна быть хорошая система для lead generation, необходимо вкладываться в генерацию новых лидов.
Постоянный reinforcement
У тех, кто купил франшизу или лицензию, через какое-то время наступает момент, когда в голове возникает вопрос: «Зачем мне все это нужно теперь?» Поэтому им постоянно нужно делать reinforce – говорить, объяснять вербально и невербально, почему они это купили .
Ваши клиенты должны постоянно думать: «Вау! Класс, еще и это случилось. О, мы заключили сделку с “Кока-Колой”! Ух ты, этот развился туда-то!» Должна быть уйма горизонтальных и вертикальных связей.
Если человек купил и пропал – не самый лучший вариант. Это бомба, которая в конце концов взорвется, мина замедленного действия. Лучше наладить с клиентом постоянный контакт, должна быть развита система поддержки.
Когда вы продаете мастер-франшизу, основной поддержкой занимаются они, а вы их только поддерживаете.
На примере обычного бизнеса это выглядит так. Есть производитель (это вы), дистрибьюторы и уйма дилеров. С дилерами имеют дело дистрибьюторы, а вы общаетесь с пятью дистрибьюторами. Еще есть какой-нибудь номер 8-800-XXXXXXX, где сидит человек, обученный отвечать на три вопроса.