Глава 1. Слон в посудной лавке

Томас Вудс

Обвал

Перевод посвящается Ларисе Пияшевой

Переводчик

Посвящаю Мюррею Ротбарду, сказавшему правду

Томас Вудс

Woods, Thomas. Meltdown: A Free-Market Look at Why the Stock Market Collapsed, the Economy Tanked, and Government Bailouts Will Make Things Worse. Wasington, DC: Regnery Publishing, Inc., 2008. 194 p. Перевод с англ. Эдуарда Шпака. (Предварительная публикация без редактирования и корректуры.)

ПРЕДИСЛОВИЕ РОНА ПОЛА

Многие Американцы обращаются к новой администрации, чтобы решить свои экономические проблемы. К сожалению, это — вероятно, тщетная надежда.

Хотя нам обещали «перемены», мы, вероятно, получим продолжение тех же самых поверхностных мер, которые уже нанесли так много вреда нашей экономике и только задержат возвращение процветания.

Эти меры основаны на ложном утверждении, что свободная рыночная экономика не сработала.

Но не рынок не сработал! Не сработало вмешательство правительства в рыночную экономику. Федеральный Резерв и его манипуляции с деньгами и процентной ставкой — вот что не сработало.

Ни одну из этих мер нельзя назвать рыночной. Но это не останавливает газетных комментаторов.

Так называемые кеинсианские экономисты, во главе с Полом Кругманом, безуспешно пытаются использовать старые уловки, чтобы решить проблему вмешательства с помощью большего вмешательства, но ничего из этого не работает. Но они упрямы. Они будут продолжать рыться в своём старом мешке уловок, пока администрация Обамы будет у власти.

Спад продолжится, так как все их трюки не помогут решить проблемы в экономике. Всё, что нам останется — это пустой кейнсиаский мешок и ещё больший неоплаченный долг.

Тем временем, кого игнорируют, пока кризис продолжается? Экономистов Австрийской Школы, тех самых людей, кто предсказал не только Великую Депрессию, но также и бедствие, с которым мы имеем дело сегодня. Хорошая новость в том, что экономисты Австрийской Школы привлекают всё больше влияния каждый день, и имеют больше шансов повлиять на наше будущее. Наберите «Австрийская экономика» в Google и вы получите огромное количество ссылок.

В ближайшие месяцы можно ожидать лавину книг с целью объяснить нам, что случилось с экономикой и что нам следует делать. В них будет написана чушь, а советы будут просто ужасны. Можете на это рассчитывать.

Именно поэтому книга Полный Облом настолько важна. Эта книга описывает вещи такими, какие они есть. В ней правильно описаны наши проблемы, их причины, и что мы должны делать. Архитекторы нынешнего кризиса получают в ней не то незаслуженное почтение, что сыплется на них в Вашингтоне и по телевидению, но ту самую критику, которая так заметно отсутствует у наших независимых мыслителей в академических кругах и в средствах массовой информации. Том Вудс отдаёт должное тем, кто в отличие от шарлатанов, дающих нам советы сейчас, действительно видели приближение кризиса, у кого есть теория, объясняющая кризис, и кто может показать нам выход.

Если коротко, Том знакомит обывателя с диапазоном проблем, долгое время исключённых из широкой дискуссии. Темы, казалось навсегда похороненные или, по крайней мере, давно не поднимаемые, внезапно снова обсуждаются. И как нельзя вовремя. Эта книга — незаменимый источник этих критических идей. Среди прочего, Том даёт объяснение Австрийской теории делового цикла, которую он точно называет единственной и наиболее важной частью экономического знания необходимого американцам сегодня.

Делая это, Том предлагает наиболее убедительный и рациональный отчёт о том, как мы оказались в нынешней ситуации. Только правильно оценив причины катастрофы можно найти путь, который выведет нас из кризиса, а не продлит агонию.

Годы жизни не по средствам, покупок всего в кредит на деньги из воздуха закончились. Конечно, наше правительство продолжит свою абсурдную политику по борьбе с задолженностью при помощи ещё большей задолженности, по борьбе с инфляцией с помощью ещё большей инфляции, но игры кончились. Это не сработает. Что они будут делать, когда начнётся кризис прав на выплаты (entitlement crisis) и федеральное правительство окажется должно 10 триллионов долларов? Если они решат напечатать ещё денег, то они действительно уничтожат доллар, если уже не уничтожили всей этой финансовой помощью. Ресурсов не достаточно. Пришло время понять это и действовать соответственно. Чем больше мы вмешиваемся, чем больше мы поддерживаем экономических зомби, тем хуже будет наше положение. Но чем скорее мы поймём, что случилось, честно оценим нашу ситуацию, и восстановим нашу экономику на реальном фундаменте, тем скорее наш уровень жизни восстановится.

Идеи имеют значение. И хорошее экономическое образование никогда не было нужно так, как оно нужно сейчас. Не могу назвать лучше книги о нынешнем кризисе, чем эта. И поэтому с удовольствием рекомендую и представляю её вам.

С уважением Сенатор Рон Пол

Федеральный Резерв

В интервью New York Times в начале ноября 2008 г. экономист Джеймс К. Галбрайт сказал, что из 15000 профессиональных экономистов всей Америки только 10 или 12 предсказывали кризис[7]. Чтож, несколько экономистов из тех, к которым причисляет себя Галбрайт, могли предсказывать кризис, но сотни экономистов Австрийской Школы ясно видели кризис. Австрийская школа — это быстро набирающее силу направление экономической мысли свободного рынка, родословная которой включает таких выдающихся мыслителей, как Людвиг фон Мизес (1881-1973) и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек (1899-1992). По большому счёту Австрийцы предупреждали про пузырь на рынке недвижимости раньше всех, и они также предсказывали переживаемый сейчас кризис. И главный виновник с их точки зрения — Фед. Резерв.

Если оставить оговорки, то Федеральная Резервная Система — это инструмент Федерального Правительства США. Феде. Резерв был создан решением Конгресса, его председатель назначен правительством и наделён монопольными привилегиями. Феде. Резерв основан на принципах принципиально отличных от принципов свободного рынка. Основная его цель — централизованное экономическое планирование — цель, полностью дискредитированная в 20-оьм веке. Просто вместо планирования производства стали и бетона, как в Советском Союзе, Фед. Резерв планирует производство денег и ставку процента, последствия чего отдаются по всей экономике.

Удержание Фед. Резервом уровня процентной ставки ниже уровня свободного рынка — единственный величайший вклад в тот кризис, который мы с вами переживаем. Доступность дешёвого кредита стимулирует чрезмерное использование кредита, спекуляции и задолженность. Манипулирование ставкой процента и как следствие введение в заблуждение инвесторов об экономическом положении направляет инвестиции в нежизнеспособные проекты и сбивает всех с толку на рынке. Представьте это.

Как вы далее увидите, вмешательство Фед. Резерва даёт толчок для цикла подъёма и спада, в начале которого мы чувствуем иллюзию богатства и страдаем от неизбежного падения в конце. Свободный рынок всегда обвиняется во всех грехах. И никто даже не думает на Фед. Резерв и Вашингтон. И это самое неверное. Все эти искусственные бумы, как писал десятилетия назад Генри Хэзлит, должны заканчиваться «резким падением и кризисом, и … что ещё хуже падения, так это заблуждение публики, что причина спада не предшествовавшая инфляция, а врождённые порока «капитализма»«[8].

Фед. Резерв — это слон в посудной лавке, которого все стараются не замечать. Даже многие из тех, кто обвиняет правительство в этом кризисе, ни словом не упоминают Фед. Резерв. А тем временем все его грехи списывают на свободный рынок. Всё это продолжается слишком долго. Пришло время подумать, может это слон, а не малыш Джонни, перебил всю посуду.

Что же случилось?

За период с 1998 по 2006 цены на жильё выросли очень сильно. На некоторых рынках цены даже на скромное жильё были астрономическими. Этот рост цен ещё больше подстегнул строительство нового жилья, и последующий избыток недвижимости начал сбивать цены. Цены начали падать в третьем квартале 2006 г. До этого момента, если у людей возникали проблемы с выплатами по закладным, они могли продать свои дома или просто рефинансировать свои долги с уверенностью в дальнейшем росте цен. Теперь для должников такие варианты очень быстро исчезали.

Лопнувший пузырь на рынке недвижимость имел последствия далеко за пределами мира домовладельцев заимодавцев закладных на дома. Было сделано очень много инвестиций в облигации обеспеченные закладными на дома. Обычно домовладелец оформлял закладную в местном банке и затем вносил ежемесячные выплаты. До недавнего времени банки могли продать такие закладные на так называемом вторичном рынке закладных компаниям вроде Fannie Mae (о них скажем позже), которые получали права на выплаты по этим закладным. Fannie Mae, в свою очередь, собирали такие закладные вместе и продавали их как облигации обеспеченные закладными. Если инвестор покупает такую облигацию, он покупает долю дохода от всех выплат по закладным на дома, сделанных домовладельцами ежемесячно. Достоинством таких облигаций считалась диверсификация рисков. Другими словами, поскольку они состояли из обязательств по закладным со всего рынка недвижимость США, они были хорошо защищены от неожиданных падений на каком-то локальном рынке. Яйца были разложены по разным корзинам.

Но что если падение будет на рынке недвижимости всей страны и количество процедуры лишения права выкупа увеличится. В этом случае, как мы видели в 2006-ом, у владельцев таких облигаций начнутся проблемы. Когда количество лишений прав выкупа увеличилось и всё больше людей не могли платить по закладным, поток выплат по облигациям стал заметно меньше того, что ожидали инвесторы, когда покупали эти облигации. Цена этих облигаций сразу упала, как и цена компаний, купивших эти облигации.

Один из скандалов, связанных с этими облигациями, состоит в том, что рейтинговые агентства, чья задача состоит в оценке уровня рисков по ценным бумагам, присвоили этим облигациям высший рейтинг надёжности ААА. Владельцы этих бумаг, думавшие, что надёжно вкладывают деньги, на деле поставили себя очень рискованное положение.

Взваливание вины на «жадных кредиторов» и глупых заёмщиков вызывает вопросы. Какие институты позволили возникнуть всем эти глупым кредитам и займам? Откуда у банков взялось столько денег для займов на недвижимость — столь много, что даже безработный без постоянного дохода, денег на первый взнос и кредитной истории мог получить кредит? Всё это, как и пузырь на рынке недвижимости, и нынешний кризис происходит от вмешательства правительства в экономику.

Будущее

Конгресс, администрация Буша и администрация Обамы обдумали все возможные меры, все кроме одной — позволить рынку недвижимости установить такие цены, какие и должны быть.

В ноябре 2008 Fannie и Freddie объявили, что пойдут на чрезвычайные меры, что бы помочь бедствующим домовладельцам избежать отказов от выплат по закладным. Домовладельцы могут претендовать на помощь, которая включает уменьшение основного долга, понижение процента по кредиту и увеличение срока выплаты — если они, по меньшей мере, уже 90 дней не производят платежи по закладной, у них большая разница между долгом и доходом и их закладная куплена или гарантирована Fannie или Freddie. Они также должны владеть своим домом на 90%. Так что если вы купили слишком дорогой дом, если вы взяли заём на покупку товаров под залог этого дома и теперь не можете платить, то к вам будет особое отношение. К примеру, люди, купившие дорогие автомобили на доходы от рефинансирования их домов, не обязаны продать эти автомобили для выплат по закладным.

Если же вы действовали разумно и купили такой дом, какой могли себе позволить, и не использовали ваш дом в качестве банкомата, то никакого специального отношения к вам не будет. Вы будете косвенным образом финансировать глупых и недальновидных.

По этой программе Fannie и Freddie уменьшат ежемесячные выплаты по закладным до 38% дохода семьи. Любая большая скидка будет выплачена единовременно в конце срока закладной или в случае продажи дома. Таким образом, эта программа нацелена на то, чтобы защитить людей от отказов в праве выкупа вследствие просрочки и удержать их от продажи их домов. Это напрямую ведёт к росту цен, так как убирает такие дома с рынка.

В свете этого, почему бы тем, чьи закладные гарантированы Fannie и Freddie не прекратить делать выплаты по закладным и не дождаться дружелюбного телефонного звонка с предложением понижения процентов, скидки и уменьшения ежемесячных платежей? Если в доме проживает семейная пара, то один из них может перестать работать, что бы уменьшить семейный доход и меньше платить по закладной, так как сумму выплат пересчитают исходя из уменьшения дохода семьи. После этого безработный член семьи может снова вынуться к работе. Или домовладелец может устроиться на низкооплачиваемую работу, или попросить временно урезать себе зарплату, чтобы получить возможность платить 38% по закладной от своего уменьшенного дохода. Кредитный рейтинг домовладельца пострадает, если он не выполнит своих обязательств, но на такой компромисс пойдут многие, учитывая, что невыплата в срок лучше, чем полный отказ от выполнения обязательств.

В декабре предложение обсудили, чтобы Казначейство предприняло меры по понижению процентов по закладным до 4.5%, что должно сделать дома более доступными. Нам, как обычно, обещают, что искусственно заниженный процент по кредиту решит наши проблемы и сам факт ограниченности ресурсов может быть устранён действиями правительства. Конечно, падение цен на дома также сделает их доступнее и позволит людям купить их не влезая в долги, но такой вариант даже не рассматривается. Правительство собирается продолжать войну с реальностью и с естественными ценами.

И, как обычно, те меры, что создали проблемы, применяются для их разрешения. Алан Гринспен понизил ставку процента до 1% на целый год, делая пузырь на рынке недвижимости ещё больше и боль от его взрыва ещё сильнее. С конца 2008 г. председатель Фед. Резерва Бен Бернанке собирался понизить ставку процента почти до нуля. Нам предстоит ещё более не рациональное использование ресурсов и взрыв большего пузыря. Гринспен пытался выйти из рецессии при помощи инфляции в 2000 и 2001 г. и результат был хуже, чем сейчас. Пытаясь предотвратить рецессию Фед. Резерв готовит для нас худшее будущее.

Экономист Джеральд О’Дрискол, бывший высокопоставленный служащий Фед. Резерва, сравнивает Фед. Резерв с «поджигателем, смотрящим на устроенный им пожар и удивляющимся, что пожар не такой большой, как мог быть»[30]. Бернанке может делать вид, что Фед. Резерв не имеет отношения к кризису и может проводить ту же политику, что привела нас к кризису, так как никто не может ткнуть его в это носом. Большинство американцев ничего не знает о Фед. Резерве, управляющих им шарлатанах и австрийской теории делового цикла. Большинство критиков Бернанке, даже те, что считаются экспертами, критикуют его за то, что он понизил ставку процента недостаточно быстро. Как мы увидим в Части 4, это самая ужасная политика. И в конце книги мы увидим, что меры, посредством которых можно сделать рецессию короткой, отклоняют в пользу мер, которые сделают американцев беднее, а трудные времена — продолжительнее.

Мать всей финансовой помощи

К сентябрю 2008 г. в администрации Буша решили, что от единичных актов толку нет. Требовалось нечто большее. Много большее.

Секретарь Полсон и председатель Фед. Резерва Бернанке предложили американскому народу всеобъемлющий пакет финансовой помощи для финансового сектора, поддержанный «авторитетами». Людям рассказали множество ужасных историй о том, что с ними будет, если они не сделают так, как им советуют лучшие люди: крах пенсионных планов, падение цен на жильё, неспособность малого бизнеса платить зарплату (как будто здоровому малому бизнесу берёт кредит чтобы выплатить зарплату), и т.д. и т.п. План финансовой помощи надо было принять с крайним поспешанием. Любой, кто против, либо доктринёр, либо дурак. Не было даже времени прочитать законопроект из 442 страниц. Тем более времени на обсуждение. Да и что обсуждать? Кредитование прекращается.

На самом деле кредит оставался доступен для платежеспособных — хороший принцип, следование которому в прошлом спасло бы нас от несчастий — например, повышенным процентом в период нестабильности. Но нам следует желать замораживания кредитования в период рецессии, особенно в подобном случае, когда повисло столько неразрешённых вопросов по такому количеству предметов. Чрезмерное, безответственное кредитование привело экономику к рецессии путём капиталовложений в неприбыльные и даже просто абсурдные проекты. Экономике нужно время для реструктуризации, чтобы инвесторы могли решить какие инвестиции преумножают, а какие уничтожают капитал, чтобы цены активов вернулись к реальности и экономический расчёт снова стал возможен. Банки должны заниматься тем, чем они похоже и занимаются: восстанавливают разумные стандарты кредитования и более тщательно проверяют анкеты на получение кредитов.

Законопроект — простите, Закон о Чрезвычайных Мерах по Стабилизации Экономики 2008 г. (Emergency Economic Stabilisation Act of 2008) уполномочил Казначейство на покупку активов на сумму 700 миллиардов долларов «единовременно». Это означает, что они могут купить активы на эту сумму, тут же продать их с большим потерями (что практически неизбежно), опять купить активов на 700 миллиардов, затем снова продать и так много много раз. Дилан Маккаллуф (Declan McCullagh) из CBS News предупреждал, что по этому закону банк может «купить долговых обязательств на 100 миллионов долларов — например субстандартных займов, которые очень быстро обесцениваются — объявить о своём банкротстве и продать всё это казначейству за 200 миллионов долларов»[39]. Смыслом всего этого было забрать у финансовых институтов плохие активы чтобы уменьшить неуверенность и замешательство которые, как говорили, подрывают межбанковские займы (когда относительно устойчивый банк сомневается, стоит ли одалживать деньги другому банку, возможному держателю плохих активов) и сделать эти заимствования более интенсивными. Вместо банков на крючке из-за плохих активов будут налогоплательщики. Мы также знаем, что «плохие активы не ограничиваются кредитными обязательствами на дома, но могут включать автокредиты, долги по кредитным картам, ссуды для студентов и любые другие коммерческие займы».

Согласно Программе Борьбы с Проблемными Активами, Казначейство может взять под контроль активы любого финансового института по любой цене, которую оно назначит. Согласно Секции 119 у такого финансового института нет никакой законной защиты: «Никакие действия или претензии не могут быть направлены против Председателя (Казначейства) со стороны лиц, лишаемых своих активов согласно этой программе, за исключением случаев предусмотренных в параграфе (1), либо в письменном контракте с Председателем.» («No action or claims may be brought against the Secretary by any person that divests its assets with respect to its participation in a program under this Act, except as provided in paragraph (1), other than as expressly provided in a written contract with the Secretary.») Это как суверенное право государства отчуждать частную собственность для финансовых активов. Если Казначейство хочет то, что есть у вашего банка, то оно получит это по цене которую назначит. Конечно, сейчас большие финансовые компании поддерживают такую программу. Сейчас для них это возможность сбагрить правительству то, что уже ничего не стоит. У казначейства также есть полномочия «гарантировать» кредиты на жильё за счёт налогоплательщиков и принимать меры для уменьшения числа отказов по выплатам, включая ликвидацию «разумного» количества долговых обязательств.

Были выдвинуты разумные и убедительные аргументы против таких мер, но возражающих всячески разругали за то, что они не хотели с готовностью принять утверждения Паулсона и Бернанке. Дэвид Брукс, один из якобы консерваторов в New York Times, продолжит быть неправым, назвав тех, кто был против «авторами этой революции нигилизма. Они продемонстрировали всему миру своё отвращение к их лидерам и коллективной экспертизе Казначейства и Фед. Резерва»[40]. Брукс говорит о «коллективной экспертизе» тех, кто годами ошибался в своих оценках, чьи утверждения и оценки менялись еженедельно, и кто не имел ни малейшего представления о том, что происходит. Отказываться от руководства таких людей — это, согласно Бруксу, показатель нигилизма с близки поворотом к варварству.

Лихорадка финансовой помощи

Запрет на игру на понижение был одной из многих плохих идей, которые, как все надеялись, должны были помочь экономике. В октябре 2008 г. Федеральная Корпорация Страхования Вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation — FDIC) увеличила сумму застрахованных депозитов со 100 000$ до 250 000 $. Предположительно временная мера, рассчитанная до декабря 2009 г. (Прим. перев.: Книга опубликована в 2008 г.). Страхование вкладов позволяет людям класть деньги в банк, не думая о надёжности финансового состояния этого банка, потому что если банк разорится, Федеральная Корпорация Страхования Вкладов всё возместит.

Таким образом, во времена, когда банки должны быть наиболее осторожными и консервативными, федеральное правительство ещё больше подрывает мораль банкиров и в то же время понижает мотивацию вкладчиков быть осторожными. (Активы Федеральной Корпорации Страхования Вкладов могут покрыть 0,5% всех застрахованных депозитов, так что в случае серии банковских крахов федеральному правительству придётся задействовать печатный станок и существенно увеличить инфляцию, что бы выплатить обещанную страховку[44].)

Некоторые писатели предлагают устраивать каникулы для лишений прав выкупа, т.е. в течение, допустим, 60 дней любые лишения прав выкупа домов запрещены. Вполне предсказуемым результатом такой меры будет провоцирование маргинальных заёмщиков, которые, приложив некоторые усилия, могут платить по своим обязательствам, не платить, что только усложнит ситуацию. Инвесторы, видя такое вмешательство в контрактные отношения, просто будут меньше инвестировать. А когда это случится, сокращение возможностей взять кредит на покупку дома будет объявлено ещё одним доказательством неспособности рынка обеспечивать простых людей.

Переоценённый кризис

Даже с точки зрения необходимости финансовой помощи не понятно, зачем были нужны все эти отчаянные меры. Кредитование не прекратилось. Дела продолжали идти.

В октябре 2008 г. три экономиста Фед. Резервного Банка Миннеаполиса обнародовали исследование, согласно которому четыре наиболее ужасных утверждения, оправдывающих правительственную финансовую помощь, были ложными. Во-первых, кредитование по всей стране не сокращалось резко. У фирм с Уолл-Стрит были проблемы с кредитованием (никто не давал, кроме правительства), но все остальные могли. На 8 октября, согласно данным, не было сокращения долевого и потребительского кредитования. Во- вторых, межбанковское кредитование, которое, как утверждалось, прекратилось, на деле было в полном порядке. В-третьих, не финансовый бизнес не показывал признаков резкого спада своей способности получения краткосрочных кредитов (short term loan/»commercial paper»). Хотя объёмы краткосрочного кредитования финансовыми компаниями действительно сократились, краткосрочное кредитование не финансовыми компаниями практически не менялось.

Процентные ставки по краткосрочным кредитам выросли только для финансовых компаний, но не для всех остальных (но даже для финансовых компаний процентные ставки были ниже, чем в период с 2006 г. по середину 2007 г.). И наконец, даже если банки стали кредитовать меньше это не означало катастрофу для предприятий, желающих занять денег; согласно исследованию 80% деловых заимствований происходило вне банковской системы[48].

Celent, финансовая консультативная служба, в декабре 2008 г. опубликовала отчёт подтверждающий исследование Фед. Резервного Банка Миннеаполиса. Используя цифры Фед. Резерва, в отчёте подтверждалось, что так называемый «крах кредита» был преувеличением: объёмы кредитования оставались высокими в течении всего времени кризиса, начиная с потребительских кредитов и заканчивая межбанковским кредитованием. Федеральное правительство, полагали авторы отчёта, ошибочно экстраполировало трудности гигантов финансового сектора и индустрии (прежде всего коммерческих и инвестиционных банков, а также автопрома) на всю экономику. «Поражает тот факт, что множество комментариев Председателя Бернанке и Секретаря Полсона не подтверждаются или просто опровергаются данными, публикуемые организацией, которую они же и возглавляют», говорится в отчёте[49].

Сделайте что-нибудь!

Однако данные, лежащие в основе этих отчётов, были проигнорированы Конгрессом, администрацией и массмедиа освещавшими весь ажиотаж вокруг финансовой помощи. Не было времени, видите ли, для рассмотрения альтернативных точек зрения, или даже для сбора релевантной информации. Наши лидеры не могли позволить себе роскошь трезво мыслить. Они должны были действовать.

Если это звучит знакомо, то потому что правительство всегда говорит что-то подобное, когда хочет отвертеться от чего-нибудь.

Так что, под давлением общественного мнения со всех сторон, Конгресс занялся финансовой помощью. Сенат проголосовал практически единогласно. Настоящим сюрпризом было то, что Палата представителей, несмотря на тактику запугивания, поток оскорблений, единодушие массмедиа в поддержку глупых экономистов, смогла проголосовать против.

Сценарий был вполне предсказуем: когда фондовый рынок обвалился, через несколько дней это объяснили тем, что Палата Представителей не приняла закон о финансовой помощи. Вскоре их заставили проголосовать правильно. Закон был принят и подписан президентом 2 октября. В этот день индекс Доу Джонса (Dow Jones Industrial Average) закрылся на отметке 10482. Неделей позже Доу был уже ниже 9000 и оставался там большую часть года.

Не похоже, что финансовая помощь правительства спасла экономику и в последующие недели и месяцы продолжающаяся мания финансовой помощи становилась похожа, для всё более скептически настроенной публики, на чёрную дыру, в которую безвозвратно улетали деньги и ресурсы. Конечно, не будь всей этой финансовой помощи правительства, бедствия на фондовом рынке списали бы на отказ Конгресса одобрить закон о финансовой помощи. У свободного рынка не было возможности выиграть в этой постановочной дискуссии.

Даже если некоторые положения закона о финансовой помощи требовали времени для вступления в силу, сама информация о том, что они вступят в силу должна была создать подъём на фондовом рынке, как информация о новых месторождениях нефти, которые будут доступны в будущем, снижает рост цен на нефть в настоящем. (Небольшие взлёты и падения цен там и сям всегда происходят на рынке медведей — индекс Доу Джонса достиг исторического максимума в период, который сейчас принято называть Великой Депрессией.)

Чтож, если это не работает, предположили некоторые комментаторы, то это потому что правительство дало недостаточно денег. Но не только первоначальный пакет в 700 миллиардов долларов оказался недостаточным, но и те 800 миллиардов, которые Фед. Резерв и Казначейство потратили на менее известные меры финансового вспомоществования, также не принесли желаемых результатов. Все что можно было показать — это компании-зомби, пытавшиеся выглядеть живыми и энергичными.

Хотя план, который администрация Буша потребовала немедленно, чтобы мы не свалились в новую Великую Депрессию, включал выкуп плохих активов у финансовых институтов. Казначейство, наделённое полномочиями, отложило его исполнение. А, в конце концов, просто отказалось от него.

Иными словами люди, которым доверили распоряжаться 8 триллионами долларов, не имеют ни малейшего представления как это сделать.

Повторение теории

Вот что в вкратце гласит Австрийская теория:

1. Процентные ставки могут понижаться по двум путями: а) публика делает больше сбережений; или б) центральный банк искусственно её занижает.

2. Деловой мир реагирует на понижение процентной ставки началом новых проектов. Эти проекты очень чувствительны к величине процентной ставки — добыча полезных ископаемых, производство сырья, строительство, капитальное оборудование. Процессы производства, максимально удалённые во времени от конечных потребительских товаров.

3а. Если процентная ставка низка по естественным причинам — т.е. больше сбережений — рынок спокойно работает. Отложенное потребление позволяет бизнесу привлекать необходимые ресурсы для своих инвестиционных проектов.

3б. Если процентная ставка искусственно занижена — т.е. манипуляциями центрального банка — проекты не могут быть закончены. У публики нет необходимых ресурсов. Инвесторы были введены в заблуждение и вложились в производства, которые нет возможности поддерживать.

4. Представьте себе строителя, который считает что у него кирпичей на 20% больше, чем есть на самом деле. Он будет строить не такой дом, который он стал бы строить, знай он реальное положение дел. (Предположим, что купить больше кирпичей он не может.) Размеры дома будут другими. Даже стиль будет другой. И чем дольше он работает, не зная о своей ошибке, тем страшнее будет час расплаты. Если он обнаружит ошибку в самом конце, то ему придётся снести целый (незаконченный) дом и все ресурсы и рабочее время будут потеряны. Общество обеднеет.

5. Экономика похожа на строителя. Искусственное занижение величины ставки процента ниже рыночной заставляет предпринимателей действовать так, словно ресурсов больше чем есть на самом деле. Некоторые их инвестиций ошибочны — такие инвестиции имели бы смысл, если бы необходимые ресурсы реально существовали, но они не разумны в текущей ситуации.

6. Бум на рынке недвижимости — классический пример для этой теории. Искусственно заниженные процентные ставки привлекли огромное количество ресурсов в строительство домов. Теперь мы знаем, что это было неоправданно. Слишком много было домов за 900 000 долларов, чтобы публика, делавшая слишком маленькие сбережения, могла их купить.

7. Чем раньше закончатся монетарные манипуляции, тем раньше экономика избавится от ошибочных инвестиций, а ресурсы будут перенаправлены на нужные проекты.

Чем дольше мы пытаемся поддерживать бум, тем страшнее будет неизбежный крах. Строителю из нашего примера было бы лучше, узнай он об ошибке раньше, потому что меньше ресурсов было бы безвозвратно растрачено. Тоже можно сказать про всю экономику.

Глупость общественных работ

Кейнсианское стимулирование с помощью политики дефицитного финансирования, а именно общественные работы, финансируемые за счёт финансового дефицита — ещё один разрушительный, но необъяснимо модный курс действий, основанный на современном суеверии, что любые траты на что угодно — это путь к оздоровлению экономики. Это типичный метод «стимулирования», который любят использовать Демократы. (Республиканская версия включает печатание денег из воздуха и рассылку чеков — в равной мере контрпродуктивная стратегия.) Возьмите из всей экономики некоторые ресурсы и направьте их на те производства, которые сделают нас богатыми! Историк экономики Роберт Хигс (Robert Higgs) сравнил планы, подобные этому, с переливанием воды из глубокой части бассейна в мелкую, с целью выравнивания уровня воды во всём бассейне.

Экономика пытается сбалансировать размещение капитала и труда на разных стадиях производства, ликвидируя то, что расточает богатство и направляя ресурсы туда, где возможно здоровое развитие. Дополнительные расходы на общественные работы — последнее, что нужно экономике, потому что это (1) отнимает ресурсы у частного сектора через налогообложение ради финансирования этих работ; (2) направляет ресурсы фирмам которые стоит ликвидировать; и (3) искусственно повышает ставку процента (если эти работы финансируются за счёт федеральных займов), делая банковский кредит более труднодоступным для фирм, производящих то, что потребители хотят покупать.

В дополнении ко всему такие проекты есть прямая противоположность тому, в чём действительно нуждается хрупкая экономика после краха. Необходимо быстро переместить ресурсы на производство того на что есть спрос с минимально возможными потерями. Правительство же не может знать наверняка, что производить, в каких количествах, из каких материалов и какими методами. Частные фирмы используют тест «прибыл-убытки» для того чтобы оценить как хорошо они отвечают желаниям потребителей. Если они получают прибыль — это значит, что их производственные решения верны. Если они несут убытки — это значит, что они растратили ресурсы, которые можно было с толком использовать на благо потребителей где-то ещё. У правительства нет ничего подобного, поскольку оно получает ресурсы не путём добровольного сотрудничества, как частные фирмы, но путём налогообложения граждан, и никто не может выбрать покупать или не покупать то, что правительство производит из этих ресурсов. Цель производства в рыночной экономике — удовлетворять желания потребителей; политически мотивированные и экономически произвольные перемещения ресурсов никак не помогут экономике выполнять эту функцию. Таким образом, общественные работы расточают богатство, в то время как уровень жизни падает и мы нуждаемся в максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Государству также не следует поддаваться соблазну предоставлять чрезвычайные кредиты терпящим убытки фирмам. Если их положение устойчиво то, кредиты предоставит частный сектор. Если нет — им придётся выйти из бизнеса, высвободив ресурсы для более расторопных фирм. Отвлечение ресурсов от тех, кто хорошо служит потребителям к тем, кто служит плохо не только ещё больше ослабляет экономику, но и затрудняет её восстановление. Общество становится беднее, а не богаче, если субсидирует владельца ресторана, который думал что цирк никогда не уедет.

Бум дот-комов

До нынешнего кризиса последним примером Австрийской теории в действии был так называемый бум доткомов.

Девятое августа 1995 г. стало особенным днём для Netscape, компании создавшей одноименный веб-броузер. Это был первый день IPO (initial public offering), день, в который акции компании были впервые предложены для продажи публике. К концу дня за одну акцию предлагали 75 долларов, почти в три раза больше первоначальной цены — 28 долларов. На тот момент компания не заработала ни единого доллара прибыли, но 20% акций, принадлежавших Джиму Кларку, одному из её основателей, внезапно стали стоить 663 миллиона долларов.

Это IPO Netscape назвали началом интернет бума или бума дот-комов, пятилетки, в течение которой интернет компании увидели взлёт цен на свои акции, и закончившейся резким их падением в 2000 г. В те дни неистовства Алан Гринспан (Alan Greenspan) заявил, что родилась «Новая Экономика», в которой не действуют старые ограничения и бум не должен заканчиваться крахом. Однако бум дот-комов закончился крахом в точном соответствии с австрийской теорией.

Все составляющие на своих местах. Процентные ставки были занижены монетарной экспансией Фед. Резерва: с июня 1995 по март 2000 объём денег вырос на 52% (согласно показателю “Money Zero Maturity” или MZM), в то время как ВВП вырос только на 22%[86].. Со временем этим компаниям стало ясно, что нужные им компрлиментарные капитальные товары — программисты, недвижимость в Кремниевой Долине, имена доменов в Интернете — в большом дефиците, что вызвало рост цен. Во время бума дот-комов правительственные индексы цен показывали низкий или средний рост цен, но не могли показать драматический рост специфических цен для дот-комов — пример того как в статистике скрывается то что действительно инте

Наши рекомендации